Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. 4 сентября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
4 сентября 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 18:23-35

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Как солнце преломляется гранями хрустального сосуда и играет лучами на лицах человеческих, так, не поверхностно всматриваясь в Евангельское чтение, мы имеем возможность проникать в глубину Божественного Слова. Но никогда это Слово не нарушит покой человека, не имеющего готовности вдумываться в прочитанное.

За чувством внутреннего равнодушия к тайнам Небесного Царства и Священному Писанию, без дела лежащему на столе или пылящемуся на полке, стоит трагедия нашей жизни. Чем дальше мы от Божьего Слова, тем дальше мы от спасения. Чем дальше мы от Евангелия, тем сложнее нам в жизни иметь правильные ориентиры. А чем дальше – мы от Бога, тем страшнее наша жизнь, потому что можно войти в состояние глубочайшей опустошенности. И вместе с тем, усугубляется это состояние от того, что мы каждый день максимально пользуемся всем, данным нам от Бога. Такова Божественная Любовь: каждого из нас Бог любит.

Есть такой соблазн в жизни человека: вдруг посчитать, что Бог его накажет. Мы, наверное, все в жизни это проходили. Страх наказания удерживает нас от преступления. Но если попытаться войти в глубину Божьего Откровения, то мы должны осознать, что наказываем себя только мы сами – отступлением от Бога и уходом от Него. А Он настолько близко пытается к нам подойти! Но только я сам отгоняю от себя Божественную поддержку и Его же обвиняю в том, что потом мне плохо. Я боюсь Его, но страхом животным. «Я не испытал чувство сыновства», «Я не испытывала чувства дочерней привязанности к Нему как к Отцу», «Я в принципе Его не люблю», – увы, так сказать о Боге может не один, не два, а миллионы живущих на этом свете.

Сегодня перед нами раскрывается многогранность Божьего слова, и только некоторую часть из этих лучей мы можем попытаться хоть немного положить в наше сердце. Известная притча: господин (Бог) и человек-должник (каждый из нас), получающий от Него прощение и затем не желающий прощать своего ближнего, а требующий с него мзды – жестоко, немилосердно. И мораль притчи – совет и назидание о важности прощения. Но за этим первым повествованием и назиданием со стороны Евангельского слова есть нечто большее и страшное. Ужасающее. За всем этим есть наше глубокое равнодушие и безразличие к Богу. Нередко в нашей жизни нам с вами приходилось, как ни жутко это звучит, Бога обвинять в чем-то. Нам необходимо понуждать себя простить Бога. В нашем искаженном мировосприятии это именно так и звучит, как это ни ужасно, что нам с вами надлежит Бога простить.

Вы знаете, когда люди плохо знакомы с каким-то иностранным языком – один худо-бедно на нем говорит и другой едва-едва – они выражаются на так называемом «тарзанском языке»: некоторые фразы, без глаголов, без основных норм языка, жестами, мимикой, но как-то понимают друг друга и, в конце концов, договариваются. Со стороны смотреть на такой диалог смешно, а бывает и горько. Вот и на нашем «духовно-тарзанском языке» страшные слова: «нам Бога нужно простить». Это в нашем искаженном мировосприятии мы посчитали, что Он нам чего-то не додал. «Мы просили, мы так хотели, находясь в своей системе координат, мы звали Его, а Он не пришел…» Да нет, это мы просили не о том! Мы вообще не вникли в Его Божественный закон любви. Мы сейчас и здесь желали получить что-то необходимое нам в этом внешнем мире, и, не обретя, после небольшого напряжения, махнули рукой: мы Его обвинили. Мы утрачивали что-то или кого-то, живя бездарно, блудно, надрывно, воровливо, не замечая каждый день собственного отхода от Бога. А потом вдруг утратили близкого человека, имущество, память, уважение, здоровье. Мы от Него уходили, убегали. Он звал нас каждый день, а мы не слышали, мы были одержимы. И вдруг мы прозрели на миг, но в той нашей субъективной, мелочной и незначительной плоскости. И оттуда, из глубины своего падения, своей безнравственности, своей слепоты мы возопили к Богу: «Это Ты виноват», «Ты забрал», «Ты отнял»…

Какой страшный Евангельский отрывок. Какая правда, обнажающая душу, повергающая совесть на колени. Но готов ли я встать на колени? А за колени, которые я имею, я Бога благодарю? А за возможность нагнуться и встать? Нет. Победы на больших и маленьких экзаменах жизни я приписываю себе. Я собираю цветы, подарки, слова, складываю их в копилку тщеславия, в рюкзак гордыни, в сундук самолюбия, по стенам развешиваю памятные листки с фото моих побед. В святых уголках тщеславия висят мои медали. В альбомах самомнения я доказываю себе и окружающим, что я самый хороший, а кто-то не оценил моего величия. Сегодняшнее Евангелие и об этом. Это слово врезается в душу потребностью правды. А правда, бывает, обжигает не только руки.

В эти дни мне довелось общаться с одной женщиной, и мы коснулись темы, о которой человек не часто задумывается, хотя слышит о ней постоянно. Мы коснулись вопроса Божьей любви. Я предложил ей посмотреть вот на это Распятие, на эти руки, которые прибиты гвоздями, но простираются с готовностью обнять весь мир, простить всё, абсолютно всё, не по-человечески, а по-Божьи, с желанием полюбить всякого, что и реализуется Богом постоянно. Но была бы готовность каждого из нас оценить эту Любовь, войти в неё, воспользоваться ею…

Сегодняшнее Евангельское чтение – это призыв к человеку остановится и попытаться хоть в малой степени начать понимать, что же есть Божественная Любовь. Отдача всего Себя в этом самопожертвовании за мир ради каждого из нас, с ожиданием, терпением и прощением всякого беззакония тому, кто раскаивается, а не тому, кто не хочет принести покаяния. Ибо войти в общение с Богом без покаяния вообще невозможно. Этим призывом наполнен весь Новый Завет, он с этого и начинается «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».

Вот так Евангелие нам показывает соль духовной жизни – покаяние и прощение как то, что ему сопутствует и следует за ним. Та открывающаяся духовная глубина милости Творца, но вместе с тем – свободы выбора человека, добровольной готовности верить Богу и идти к Нему навстречу. А если человек идет к Богу, то и Бог двигается к человеку навстречу – именно так реализуется главная заповедь о любви к Богу и ближнему, начертанная в сердце каждого, но порой припорошенная пылью, загаженная грязью, обесчещенная скверной…

Сегодня мы с вами слышали Евангельскую притчу о том, что нужно делать, чтобы войти в Небесное Царство. Если, конечно, оно нам нужно. Аминь!

 

Протоиерей Андрей Алексеев