В прошедшем учебном году по благословению настоятеля, протоиерея Андрея Алексеева, при воскресной школе храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского были организованы занятия по подготовке к школе детей 4-6-ти лет. Дошкольники учились читать и писать по программе современного православного методиста И.А. Горячевой «Русская Классическая Школа», продолжившей традиции великого русского педагога К.Д. Ушинского.
В предстоящем учебном году эти занятия будут продолжены, и нам хотелось бы кратко познакомить родителей дошкольников с особенностями и достоинствами программы «Русская классическая школа».
В основе обучения письму по этой программе лежат методики, по которым занимались наши бабушки и дедушки. К сожалению, сегодня из школьной программы практически исчезло чистописание. Но ведь рукописное письмо – это не просто средство коммуникации, так же как искусство красивого письма – не просто эстетическая ценность. Занятия по начертанию линий и написанию букв способствуют развитию мыслительных процессов ребёнка, их последующему воплощению в речи, а значит, повышают эффективность общения. Поэтому на наших уроках дети учатся именно каллиграфическому письму.
Использование при работе шариковых ручек недопустимо – возможность этих ручек писать в любом положении формирует у детей неправильный захват, неправильную постановку руки, а значит, нарушения осанки. На наших занятиях дети пишут карандашами с очень тонким грифелем (который легко ломается при сильном нажиме), а затем – перьевыми ручками.
Каждое занятие начинается с артикуляционной гимнастики, детки выполняют задания, способствующие формированию фонематического слуха, что позволяет гармонизировать деятельность слуховых и речедвигательных анализаторов головного мозга, осознавать смыслоразличительную функцию звуков.
В группе четырёхлетних детей знакомство с буквами происходит через активную рукотворную деятельность. Вместе с присутствующими на занятиях родителями ребятишки конструируют, лепят, рисуют, изготавливают персонажей обучающей игры, в ходе которой познают русскую азбуку: они буквально создают её своими руками! Благодаря ассоциативному сходству поделок с образами печатных букв, дети интуитивно воспринимают начертания букв и их звуковые соответствия.
Графическое восприятие изученных букв закрепляется при письме. С четырёхлетнего возраста дети работают в «Тетради для каллиграфического рисования»: обводят и раскрашивают каллиграфические рисунки. И если в начале года малыши делают это очень медленно, с трудом справляются с поставленной задачей, то уже через два-три месяца они выполняют задание с удовольствием и качество их работ неуклонно улучшается. Буква пишется без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем. При письме ребенок поначалу стремится воссоздать эталон, но постепенно привносит в образ буквы и свою индивидуальность. Красота и гармония сохраняются, и при этом буквы приобретают своеобразие – в почерке выражается личность, в которой развиваются такие положительные качества, как внимательность, старательность, усердие, чувство прекрасного.
Начиная с пяти лет дети учатся читать по буквам (а не по слогам!), затем переходят к слоговому чтению и вскоре приобретают способность читать целыми словами, полноценно воспринимая смысл прочитанного.
Важное требование программы – обучение неспешному осмысленному чтению. Механическое чтение, ориентированное на скорость, отбивает у детей интерес к прочитанному, ученики не воспринимают его познавательную и эстетическую ценность. А отсутствие мотивации к чтению тормозит формирование желательной скорости. Получается замкнутый круг... Мы же отдаем предпочтение не скорости, а качеству. Читая, ребёнок прежде всего должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом. Для этого мы с ребятами много беседуем о смысле прочитанного, выясняем этимологию слов. Такие беседы – настоящее откровение для детей! Как интересно узнать, например, что книга раньше выглядела, как свиток, рулончик бересты, пергамента; что скатертью раньше терли доску столешницы, а не украшали стол… Этимология позволяет добраться до корней родного языка, заглянуть в самую сердцевину слова, в его суть. И тогда родной язык открывается детям во всей своей силе, полноте и гармонии.
Обучение письму у шестилеток начинается с работы на расчерченных дощечках (у каждого ребенка своя дощечка), повторяющих разлиновку будущих тетрадей. Дети учатся писать мелом детали букв и буквы в увеличенном размере, а также исправлять написанное. Ячейки задают пропорции, наклон, служат ориентиром для ещё не сформировавшегося глазомера и неокрепшей детской руки.
Отдельный вид работы – с поверхностью в клетку. Здесь тоже важен эстетический момент: дети изображают узоры, орнаменты, наблюдают закономерности повторения деталей, что способствует развитию логики, вносит представление о мерности пространства.
По нашим наблюдениям, программа «Русская Классическая Школа» обладает «терапевтическим» свойством, так как позволяет достигать хороших результатов и «сложным» детям – с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания и иными проблемами.
Итак, с начала октября ждём ребят на наших занятиях! А записаться на них можно уже сейчас по телефону 8-916-430-50-55.
Анна Суханова (преподаватель)