Евангельское чтение:
Мф. 16:13-19
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Время апостольской проповеди, дорогие братья и сестры, – это время начала жизни Церкви.
События Евангелия, о которых мы только что читали, – это особенный период начала христианской эры. Только что мы слышали, что Господь, вопрошая Своих учеников, обращаясь и к ним тогдашним, и к нам с вами сегодняшним, задаёт вопрос: «За кого меня почитают люди?» Заметьте: перед Ним, перед Христом, – малообразованные люди. Он обращается к тем двенадцати, которые не получили специального образования, не имели богословских знаний и были взяты Им из низов общества. Если взять масштаб Римской Империи – а Иудея и Палестина входили тогда в состав Римской Империи – то люди эти были на очень низкой ступени. Можно было бы говорить о них как о плебеях. Невысок был уровень этих людей.
Ответ их: «Кто-то принимает Тебя за учителя, за одного из пророков – Илию или Иремию, или кого-то ещё». И на вопрос Христа – «А вы за кого считаете Меня и принимаете?» – апостол Пётр свидетельствует: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго».
Невозможно человеку без божественного благословения, без соприкосновения с незримой десницей Божией об этом сказать.
Когда-то известный богослов Ансельм Кентерберийский обратил внимание, что в каждого человека вложена идея присутствия Бога в этом мире. Сама по себе эта идея произойти не могла – она вложена как семя в сердце каждого человека. И поливать это семя в жизни должен каждый человек, потому что иначе и он Христа за кого-то другого примет. Потому обращённый к апостолам вопрос звучит и сегодня для каждого из нас. А апостолы являются свидетелями и посланниками Божьими.
Сегодня день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, двух очень разных людей – малограмотного рыбака и выдающегося богослова, – которые закончили жизнь – один на кресте в Риме во времена правления императора Нерона, и другой тоже в Риме, поскольку он был Римский гражданин, и в знак чести его убили, усекнув мячом. Такая вот благородная смерть. Один на кресте, как отщепенец, а другой с честью, от лезвия мяча. Они разделили вместе смерть ради Христа. А в своей жизни они о Христе свидетельствовали. Один, отложив сети свои, пошёл за Христом вместе с братом Андреем, а другой, заблуждаясь искренне, будучи гонителем – поскольку сначала не вмещал, не понимал истины – узрел Славу Божию. Апостол Пётр видел уничижение Христа на кресте, апостол Павел – славу Божию. Апостол Пётр видел милость Божью, апостол Павел испытал гнев Божий, потому что ослеп. Но каждый из них услышал голос Божий. Один тогда, когда ловил рыбу и пошёл за Господом, а другой – когда услышал голос: «Савл!» – таким было мирское имя Апостола Павла, – «Почто, зачем гонишь меня?»
«Кто Ты, Господи?» – обратился с вопросом Павел (будущий Павел, а тогда ещё Савл, гонитель). И Господь влагает в его сердце истину, обращаясь к сокровенному человеку, тому внутреннему, который всегда знает голос Господина своего. Знаете, когда приближается хозяин дома к жилищу, домашние животные чувствуют приближение хозяина и обозначают приближение его радостью!
Мы с вами утрачиваем ощущение Бога по нашей греховности. И состояние ощущения присутствия Божьего в нас возобновляется и воскрешается, когда мы к Богу идём, и тогда мы радуемся от Его приближения, когда мы чувствуем, что Он возле нас.
Одного человека, всегда улыбающегося, спросил другой:
– «Скажи, почему ты всегда радостный? Почему ты улыбаешься? У тебя столько проблем!»
Он говорит в ответ:
– «Я познал Бога и радуюсь!»
– «Но ведь есть трудности, сложности!»
– «Ну да, но я познал Его, и я радуюсь!»
В этом тоже есть свидетельство веры. Человек понимает, что в этой жизни он должен, опираясь на эту веру, данную ему от Бога, о Боге свидетельствовать служением своим.
Вчера за Всенощным бдением мы с вами рассуждали о нашей личной ответственности, о том, как мы с вами можем о Христе свидетельствовать в тех местах, где мы трудимся, учимся, живем, отдыхаем – просто находимся в какой-то миг. О Христе свидетельствовать, что Он есть воистину Христос, а мы – его ученики. Как важно не стесняться своей веры!
Мне недавно рассказали о том, как проходил один завершившийся на днях мусульманский праздник. Сколько десятков – а может быть, и более тысяч людей – молились в том месте, где в нашем престольном граде находится мечеть. Мне рассказывали с подробностями, как это всё выглядело. Эти люди свидетельствовали о своей вере, никого не стесняясь! Места в мечети не хватило, они стояли на улице, многие из них в очень хорошей одежде, и когда нужно было встать на колени – они вставали. У нас бывает нередко так, что стыдно человеку прочесть молитву перед едой в том месте, где он учится или работает. Ему стыдно! Он стесняется своей веры. А они – не стесняются! Они не стесняются рожать детей много, и поэтому их всё больше и больше. А мы хотим пожить для себя. Но – надолго ли?
Перед нами пример Византийской Империи. Тысячелетнее царство! Где оно? Очень важно в этой ситуации всё правильно поставить на свои места. Речь идёт сегодня о свидетельстве той веры, которую апостолы запечатлели жизнью и смертью своей. Это путь их жизни. Каждый из них шёл за Христом и достиг величайшей чести – смерти. Оказывается, смерть является честью, это правда. Умереть за Христа – это огромная честь тому, кто находился порой на грани между жизнью и смертью, или поруганием, или избиением – а мы только что слышали отрывок из послания апостола Павла, где рассказывается о его страданиях и скорбях. Его били много раз, его гнали – столько раз! Палками били, камнями били! Он трижды тонул. Оказывается, свидетельство ради Христа – это опасно! Но он же не стеснялся, продолжая снова идти. Его труды и скорби были несравнимо больше наших, но он продолжал идти, не стесняясь своей веры, неся её в те места, где нужно было людям узнать о ней.
То есть получается, что о Христе свидетельствовать может быть опасным? Да! В любое время есть те, кто не принимает Его, не желает Его, отвергает и гонит Его. И готов убить того, кто является носителем этой веры.
Перед нами сегодня открывается дверь в Небесное Царство – призывом свидетельствовать о Боге в своей жизни. И рассказ об этом из сегодняшних посланий и Евангелия, из этих небольших отрывков Нового Завета – это Благовест, обращённый к душе всякого христианина, каждого из стоящих сегодня здесь с необходимостью задумываться – а как я Христу отвечу? Отвечу сегодня, здесь, и там, когда жизнь закончится?
«А ты за кого принимаешь Меня?» – обращается Господь к каждому из нас. – «Вы, христиане, за кого почитаете Меня? Если за Бога, то какое место в вашей жизни Я занимаю? Сколько минут в день вы готовы Мне уделить? Какое количество времени в неделю вы уделяете Мне? Вы в Мой день воскресный где находитесь? Куда спешите? В праздничный день как строите своё расписание? Место для Бога, для свидетельства вы нашли в своём сердце?»
Тогда кто мы с вами? И какое будущее ожидает нас с Вами?
Сегодняшний день – не просто день памяти. Так бывает, что пришёл человек в храм, и не понимает происходящего. Он мало знаком с житиями святых апостолов, он не очень вхож в традицию, и слова из их жизни могут не тронуть его сердце. Значит, он очень далеко от Бога отошёл. Его не трогает слово. В его сердце не вызывается импульс к действию. Тогда это большая скорбь. Это трагедия жизни.
Давайте посмотрим в наше сердце, насколько отзовётся эхом в нём то, что сейчас будет происходить. Ибо вся эта служба, и пик её – Святая Евхаристия, – это свидетельство о любви Бога к нам. Но и вместе с тем, вопрос Бога к нам – а каков будет ответ на этот призыв любви? И что готов каждый из нас явить Богу во свидетельство своей веры? Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев