Дороги, ведущие к храму: экскурсии нашей воскресной школы

В разгаре лето, а в архив нашей воскресной школы всё ещё продолжают поступать материалы о событиях, произошедших в минувшем учебном году.

Ну что ж, это вполне объяснимо: было у нас немало интересного, а сейчас, на каникулах, появилась возможность задержаться на происшедшем взглядом и мыслью, сверить впечатления… Вот и прекрасно – благодаря этому сегодня мы имеем возможность вспомнить о тех паломнических поездках и экскурсиях, где побывали учащиеся нашего основного отделения – вместе со своими курсовыми наставниками и присоединившимися родителями.

 

Итак, начнём с младших – второго курса. Для них курсовой наставник Наталья Викторовна Стефанович организовала в марте экскурсию в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. С одной стороны, поездка недалёкая – ведь находится монастырь в центре нашей столицы, рядом с древней улицей Остоженка. А в то же время – это настоящее путешествие вглубь веков: ведь основана обитель ещё в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским, по желанию и молитвам его родных сестёр, святых преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских. История этого священного места связана с именами наших царей и знатных российских родов, со знаменательными государственными событиями, изобилует свидетельствами о многочисленных чудесах Божиих.

Большое впечатление произвёл на ребят Собор Рождества Пресвятой Богородицы, воссозданный на месте древнего, взорванного в 1934 году: «потрясающей красоты храм» – такими словами попытался передать свои чувства один из экскурсантов… Интересными были и рассказ об истории и нынешней жизни монастыря, знакомство с его святынями. А завершилось всё душевным чаепитием в трапезной – с вкусными монастырскими пряниками!

 

Ребята постарше – наши учащиеся третьего-четвёртого курса – во втором полугодии учебного года совершили вместе с курсовым наставником Анной Николаевной Рощупкиной две поездки. В феврале они посетили белокаменные жемчужины Золотого кольца, старинные русские города Владимир и Суздаль, познакомились с их историей, храмами и монастырями. «Побывав во Владимире и Суздале, – написал в своём отзыве один из взрослых участников этого путешествия, – особенно остро начинаешь осознавать, какое бесценное наследие нам досталось! Мы, старшие, обязаны научить наших детей дорожить своей Родиной и хранить Святое Православие». А для юных экскурсантов дополнительной радостью стало посещение суздальского музея «живой» истории – Щурова Городища, представляющего собой реконструированное поселение древних славян. Здесь находятся жилые и хозяйственные постройки: деревянные рубленые избы, глинобитная хлебная печь, кузница, оружейная, походная кухня древнерусской дружины, а также загон для скота, вызвавший особенный восторг наших городских ребятишек – ведь они смогли не только узнать о том, как их сверстники в старину помогали родителям в домашнем хозяйстве, но и самим пообщаться с животными – коровами, козами, лошадьми…

 

Ну а на Крестопоклонной седмице Великого поста ученики третьего-четвёртого курсов побывали в московских монастырях – Даниловском и Донском. Позже, делясь своими впечатлениями, ребята говорили о том, что очень важным и ценным для них стало подробное знакомство с личностями двух замечательных московских подвижников – святого благоверного князя Даниила Московского, строителя нашего столичного града, миротворца, собирателя Руси, и святого патриарха Тихона, принявшего на себя крест главы Русской Церкви в тяжелейшее революционное время. Курсовой наставник Анна Николаевна особенно отметила состояние детей во время рассказа монаха-экскурсовода о патриархе: «Дети, притихшие, потрясённые, не отрываясь слушали повествование о подвиге святителя и русского народа в богоборческое время». В Донском монастыре была проведена также экскурсия по старейшему в Москве некрополю – и старших порадовало, что имена многих упокоенных здесь людей нашим юным учащимся знакомы и памятны. Значит, не прерывается связующая нить между поколениями…

 

Евгения Владимировна Дроздова, курсовой наставник пятого-шестого курсов, в конце марта ездила со своими воспитанниками в Звенигород и Саввино-Сторожевский монастырь. С житием святого преподобного Саввы Сторожевского, основателя и первого игумена монастыря, ученика святого преподобного Сергия Радонежского, ребята познакомились сначала в воскресной школе, на занятиях по курсу «Основы христианской нравственности». И, конечно, встреча с местом, где жил и молился звенигородский чудотворец, посещение его пещерки, возможность услышать рассказ о более чем шестивековой истории его обители, стоя фактически на той земле, по которой ходил когда-то преподобный Савва, – это яркие, очень живые и памятные впечатления…

 

Не отстали от младших товарищей и старшекурсники – подопечные матушки Ирины, супруги настоятеля нашего храма протоиерея Андрея Алексеева. Например, в один из зимних дней они побывали сначала в церкви Пророка Божия Илии в Китай-городе (это один из старейших храмов Москвы, именно он дал название улице Ильинка), а затем – в Российском Академическом молодёжном театре.

С богатой историей церкви Пророка Илии ребята знакомились и в Верхнем, и в Нижнем храме. Нижний был откопан в самом конце двадцатого века, и в процессе проведения работ археологи нашли там предметы древнего быта, обломки могильных плит и образцы старинного лепного декора – из них составлена небольшая экспозиция, которая демонстрируется сейчас в притворе Верхнего храма и является основой для собрания будущего церковно-археологического музея.

В театре же учащиеся седьмого-восьмого курсов посмотрели замечательный спектакль – «Сотворившая чудо». Созданный по пьесе американского писателя Уилльяма Гибсона, он рассказывает о слепоглухонемой девочке Элен, которая, благодаря жертвенной любви, вере и упорному труду её гувернантки, сумела открыть для себя богатство и радость жизни, почувствовать подлинное счастье быть человеком. Очень важно для ребят было узнать, что произведение У. Гибсона создано под впечатлением реальной истории Элен Келлер: она, невзирая на свой, казалось бы, безнадёжный диагноз, закончила университет, написала автобиографию и создала фонд поддержки глухих и слепых детей. Воистину, Господь творит чудеса руками людей, которые открывают Ему душу…

 

Была у наших старшекурсников во втором полугодии и ещё одна чудесная поездка – о ней вспоминает матушка Ирина:

«Великий пост – это особое благодатное время, данное нам для покаяния и молитвы, когда очень хочется разделить с детьми именно молитву. Поэтому Великим постом мы с ребятами решили поехать помолиться в Оптину Пустынь – обитель, которая, благодаря возрождению старческого служения в XIX-начале XX века стала цитаделью, вдохновляющей многих на служение Родине и возвращающей к её духовным истокам.

Паломничать в составе группы всегда непросто. Обычно идёшь за экскурсоводом, слушаешь рассказ, потом быстро прикладываешься к святыням… В этот раз я старалась не торопить ребят, давала им возможность послушать экскурсовода столько, сколько хочется, подойти к мощам и подать записочки тогда, когда возникает потребность. Ведь в наш век чрезмерной перегруженности информацией главное для ребят не знания о том, где кто покоится, а благодатное чувство Божественного присутствия, особенно в тот период жизни, когда на смену детской вере должно прийти ощущение Живого Бога в твоей, собственной, личной жизни.

Оптина Пустынь, как всегда, преподнесла нам удивительный урок, подтвердив давно известную истину: не «правильные» слова, а молчаливый личный пример взрослых нужен детям для поддержания в них огня веры.

В наш паломнический маршрут входило и посещение других святых мест, тесно связанных с Оптиной.

Казанская Амвросиевская женская пустынь, что в Шамордине, или, попросту, Шамординский женский монастырь, основана с благословения и при личном попечении преподобного Амвросия Оптинского. Эта обитель поразила нас и своей красотой, и огромными размерами: по благословению своего устроителя, она должна была вместить всех желавших иноческого пострига – в том числе и тех, у кого не было материальных возможностей для внесения вступительных взносов.

Но начали мы свой паломнический путь с посещения места, которое стало особенно любимо и чтимо с недавних пор. Это Пустынь Спаса Нерукотворного, что в селе Клыкове. Там подвизалась святая, преставившаяся ко Господу в 1997 году, - схимонахиня Сепфора (в миру Дарья Николаевна Шнякина). Удивителен подвиг её жизни – она подъяла и семейный, и монашеский крест, воспитав своих детей в трудные, богоборческие советские годы в вере и преданности матери Церкви. Читая её жизнеописание, поражаешься тому, что в основу своей жизни матушка всегда полагала подвиг – и в первую очередь подвиг молитвы, послушания, воздержания, терпения. Поэтому и имела она духовное видение жизненных ситуаций, имела дерзновение пред Богом. Как-то раз её дочь, уже молодая девушка, невзирая на запрещение матери, захотела вместе со своими одноклассниками посмотреть фильм безбожного содержания. Проводив дочь, мать стала усердно молиться. И – как только ребята пришли в кинотеатр и дочка села в кресло, она моментально заснула, а проснулась только по окончании фильма. Такова была сила материнской молитвы.

В Клыкове мы все прошли в келью – отдельно стоящий домик, в котором матушка Сепфора подвизалась последние три года своей жизни, пребывая в непрестанной молитве, ежедневно поминая наизусть поимённо огромное количество людей, занесённых в её синодик. Прикоснулись и к палочке матушки, которой она многих лечила, получили и конфетку – гостинчик, который раздавала она всем в благословение и излечение. Приложились и к её кресту на могилке, надеясь на скорое прославление этой дивной современной подвижницы.

Один день пути – как много он в себя вместил! Клыково, Шамордино, Оптина с Иоанно-Предтеченским скитом. Как много святых разных эпох, с их удивительным опытом стяжания святости, их молитвой и предстательством за нас!»

 

Знаменитый педагог К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди». И такие наши поездки – это ещё одна возможность для педагога-христианина, выйдя с детьми за ограду родного храма, провести их по дорогам Родины, каждая из которых должна вести к храму.