Проповедь в Неделю Всех Святых. 26 июня 2016 г. (Литургия)

Дата: 
26 июня 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 10:32-33, 37-38
Мф. 19:27-30

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Трудно, Братья и Сестры, бывает слушать это Евангельское чтение! «Как же так?» – рассуждает человек, – «ведь я очень люблю своих близких, родителей и детей!» Особенно, когда крепки семейные узы и близки друг к другу муж и жена, а такое бывает нередко. Трудно им, не рассуждающим духовно, вместить это Евангельское чтение. Более того – мы читаем у другого евангелиста, где эти рассуждения имеют ещё более крайние формы. Там порой рассуждение идёт о ненависти и любви, и вообще запутывается человек. Как же – ненавидеть ближних? И как любить Бога больше того, кого я особенно чту в своей жизни, кто мне дорог бесконечно?

Дело в том, что язык Священного Писания предполагает необходимость изучать Божественное слово и вообще входить в пространство понимания того, что есть язык божественный. Потому что иначе смущений будет немало. Более того – поверьте, как часто мы об этом ни говорим, но увы, немало проблем при этом остаётся – люди не читают Божественное слово каждый день! Это страшная беда, потому что они не посчитали или не узнали о том, что это – одна из основ нашей жизни. Если не поливать почву нашего сердца каждый день, то невозможно все это понять, принять, вместить, и, самое главное, навыкнуть в этом. Не только прочитать, не только понять, что это правильно, но нужно ещё и навыкнуть в этом. Надо вместить это и начать по этому правилу учиться жить.

О чем же здесь речь? Речь о том, что мы непременно должны любить наших ближних. Обязательно любить наших родителей – почитать, внимание духовное уделять нашим детям, поддерживать, показывая пример тем, кто находится в нашем ведении и на нашем попечении, под нашей опекой, – показывая пример христианской жизни. Но вместе с тем, по Божьему слову мы должны оставлять всё это, чтобы в первую очередь на самое главное место в нашей жизни поставить Бога. Это важно. Если мы не будем этого пытаться делать, то мы никогда к правде Божьей не придём. Так и Исаак был ведён Авраамом на высокую гору для того, чтобы быть принесённым в жертву Богу, так и наша душа обязана обращаться выше – к тому, чтобы Бог не только согрел её Своей любовью, но и чтобы наше внимание соединилось с Его Божественной милостью.

Сегодня день всех Святых. Сегодня каждый из нас именинник. И в этих рассуждениях, внутренних, духовных, в преддверии поста, человеку предлагается войти в понимание важности и значимости духовного делания. Призыв Божий к каждому из нас отложить свои земные дела и прийти на Божественную службу, устроить так распорядок своей жизни, чтобы найти время для поста, выстроить так свой день, вечер и ночь, чтобы найти время для молитвы, так потрудиться, чтобы часто причащаться – ведь человек ест каждый день, более того, Господь даёт ему такую возможность – есть каждый день. Он получил от Бога некоторую красоту, а кто-то – очень большую красоту, таланты, а кто-то – очень большие таланты, и много талантов, силу, крепость, разумение, рассуждение, дом, детей, близких… Столько всего получил от Бога человек! И так свою жизнь выстраивает, как будто Бога совсем нет!

Когда приходит христианин и говорит, что он одно воскресенье, а то и два, пропустил, и плюс ко всему ещё говорит, что это было летнее время и он не сделал этого потому, что у него загородный дом, или заботы, или отдых, или поездка – тогда это странно. Почему ты не сложил так всё в расписании твоём, чтобы Богу важное место уделить?

Мне вчера звонит человек: «Батюшка! Благословите, нам завтра нужно улететь». Я спросил: после службы? «Да, конечно» – отвечают. Ну, тогда конечно. А во время службы – не надо летать! Можно вообще не долететь, а можно долететь и потерять очень многое.

Так получается в нашей жизни, что мы Богу, милостью и любовью Которого мы пользуемся, уделяем так мало внимания в нашей жизни, так выстраивается наш день, что место Ему там – незначительное. И вот сегодняшний этот небольшой евангельский отрывок, составной из нескольких частей... Вы знаете, вот как бывает – нужно собрать что-то, как в игре, а потом в конце понять, что собрано. И вот это евангельское слово соткано из нескольких отрывков, даже из разных глав. Он совсем небольшой, совсем недолго мы читали – не успели ещё устать, а кто-то даже понять не успел. А вот так оно выстроилось сегодня, что мы собрали из разных глав то значимое и важное, в чём имеет нужду наше сердце на всю предстоящую седмицу, что святые учат нас, что воскресный евангельский отрывок мы должны положить в сердце и вспоминать, мысленно возвращаясь к нему, в течение всей недели.

Есть ещё одно очень важное обстоятельство. Вы знаете, в нашей жизни мы как-то обходим стороною то понимание служения Церкви, которое надлежит добровольно и свободно принять каждому христианину. Что ты сделал для Церкви? А человек иначе ставит вопрос: «Что для меня Церковь сделала?»

А Церковь всё сделала. Всё. Ты сюда был принесён, или пришёл сам. Тебе Господь здесь дал особые дары, запечатлел тебя печатями дара Духа Святаго. Ты имеешь способности на столь многое, чем даже не пользуешься порой. Даже не знаешь, что у тебя эти способности есть – ты не развиваешь их! Но ты их имеешь. Ты много имеешь.

А что ты дал Церкви? Ну вот ты? Что ты сделал, придя в это пространство Божьего дома с вопросом: «Чем я могу быть полезен?» Неужели это надо? Это необходимо! Это необходимо самому человеку. Иначе – иначе это глубочайшая неблагодарность Богу.

А ещё бывает некий страх у людей. Вы знаете, я вот обращал внимание – такой вот естественный страх у людей, приходящих из светской среды на более основательную работу в церковную общину. Они вдруг начинают бояться – а вдруг здесь у них не сложится? Вдруг им есть нечего будет? Вдруг им чего-то не будет хватать? То есть они, ещё один шаг к Богу делая, настолько бывают малодушны, пугливы и трусливы…

Вы знаете, здесь в храме стоят люди сейчас, которым наша церковная община помогает силами других людей. Здесь стоят те, кому нечем было заплатить за квартиру – и мы оплачивали им квартиру. Здесь есть те, кому негде было жить – и они живут сейчас в тех квартирах, которые им дали наши прихожане. Здесь стоят те, которые постоянно пользуются благами от Церкви, но и отдают свои силы по мере своего внутреннего состояния готовности. Есть те, которые отдают, и есть те, которые принимают. Это постоянный обмен, и вы знаете – это огромные суммы, и это огромное время. И мало кто об этом знает даже.

В Писании сказано – пусть не знает одна рука, что делает другая. А мы часто, пользуясь всем от Бога, боимся ещё один шаг к Нему сделать и мало доверяем Ему.

Сегодняшнее евангельское чтение – о том, чтобы мы преодолевали это человеческое понимание. Бог никогда нас не оставит. Он создал Свой дом, куда приходя, мы получим всё, что нужно нам с вами, но что полезно для нас. Ибо здесь есть и сладкое слово поддержки, и строгое слово назидания, без которого невозможна жизнь наша. Иначе – только один пряник, без кнута, развращает человека. Порой нужен бич – для того, чтобы человек восстал от сна и осознал, кто он, зачем живёт, куда идёт и чем всё здесь закончится. А закончится всё переходом в вечность. И к этому нужно подготовиться, чтобы быть с Богом уже здесь, в этой жизни. Чтобы Бог был на центральном месте в нашей жизни.

Осознаем. Задумаемся. Немного растревожим себя, чтобы это слово вошло в наше сознание. Как сказано в Церковной Традиции – проникая во вся составы, во уды, в сердце. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев