Проповедь в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы). 19 июня 2016 г. (Литургия)

Дата: 
19 июня 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 7:37-52
Ин. 8:12

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Есть, дорогие братья и сестры, у каждого из нас свой день рождения. И чаще всего к этому дню, особенно в мире светском, отношение у человека самое внимательное и пристальное. Для человека верующего, конечно, более значимым является день духовного рождения, день небесного покровителя, хотя вместе с тем мы, рассуждая о дне рождения, тоже понимаем, что выделяем его среди прочих дней нашей жизни, поскольку мы пришли в этот мир, Господь нам через родителей дал тело, а Сам является нашим духовным Отцом, небесным родителем, давшим нам жизнь.

Есть в этом мире присутствие Святого Духа, Который когда-то сошёл на апостолов, но сила этого Духа перебывала в мире всегда. Хотя степень участия Его в жизни людей была различна на разных этапах жизни человечества. Мы читаем в Священном Писании, что «Дух Божий носился над водою», когда в книги Бытия рассуждается о днях Творения. Вот вам действие Духа Святаго. Бог «вдунул в Адама дыхание жизни» – и это действие Духа Святаго. Разве события в жизни людей до пришествия Христа происходили без участия Духа Святаго? Нет, Его присутствие имело место быть. Но вот пришествие в мир Святого Духа – это особое событие.

Когда Господь возносился на небо и обещал послать ученикам Духа Утешителя, апостолы по слову Спасителя собрались в городе Иерусалимском и ожидали пришествия этого Духа, не зная, как это будет. И совершилось то, что непостижимо для ума человека.

Скажу, что я особенным образом стал относиться к этому дню после первого посещения Иерусалима, когда Господь сподобил меня побывать на схождении Благодатного огня. Это чудо, участие в котором потрясло меня и тех близких, с кем я разделил это событие когда-то, ещё не будучи в священном сане. В виде огненных языков сошёл этот Дух на Апостолов, и они, преимущественно будучи людьми неграмотными, малообразованными, заговорили на иностранных языках. Причём это было не состояние бормотания невнятного, а очень четкая речь на иностранном языке, что потрясло присутствующих. Никогда не открывая учебники, не научаясь этим языкам, по сошествии Духа Святаго Апостолы заговорили на языках.

Когда мы с вами отдаём детей в школу, то кто-то, кого нередко мы даже не благодарим, даёт им ведение, знание наук, и это – действие Духа Святаго. Мы часто приписываем это способностям своим и наших детей, но это в первую очередь действие Духа Святаго.

Возвращаясь к событию чуда Сошествия Духа Святаго, важно иметь в виду то послушание, которое имели Апостолы. Ведь потом, вобрав в себя это действие особой Божественной благодати они пошли по миру, неся Божье слово в разные страны, куда Господь их направил со знанием языков этих стран, чтобы они свободно, без акцента беседовали с жителями этой страны, объясняя им основы христианской веры.

Мы порой так закостневаем в земном, что трудно бывает поверить Божьей правде, при том, что своей правде мы очень сильно верим. Более того, сроднившись нередко с силой темной и бесовской, мы вскрикиваем или всхлипываем: «У меня нет сил!» Верно, но ты же не просишь Бога о силе? Ты принимаешь от другой силы помощь. Заражаясь от бесовской силы, ты можешь стать рабом этой силы и жить в нечистоте, в блуде! Понятие блуд очень обширно. Это не только плотские грехи, это любое заблуждение, любой уход от Бога и впадение в состояние разврата. То есть отвернулся от Бога – и заблудился человек, и находится вне Духа Святаго. Но как только он поворачивается в сторону к Богу и восклицает с просьбой о помощи – он получает эту помощь от Бога, Который его любит и прощает.

Мы с вами в течение некоторого времени – и в этом есть глубокий духовный смысл – не читали молитвы «Царю Небесный», молитвы к Духу Святому. Она существует, присутствует и есть в этом мире, но мы её берегли для того, чтобы произнести сегодня, немного соскучившись по ней. Для того, чтобы мы могли её воспринять более основательно и серьёзно в нашем сердце – конечно, если мы ищем возможности позвать Бога в помощь. Разве можно без помощи Духа Святаго зачать ребёнка? Нет. А родить? Нет. А воспитать? Нет. Люди пользуются всем этим – и забывают об этом. И Бога не благодарят.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что самая главная благодарность Богу – это покаяние, потому что оно открывает человека для состояния вхождения в него, в его сердце Духа Святаго. Без покаяния, без сокрушения, без осознания своего несовершенства – не войдёт Дух Святой в наше сердце. Не очистит нас от всякой скверны. И не спасёт нашу душу. Не потому, что Он этого не может, а потому, что мы этого должны захотеть сами. И позвать Его, и через участие в Таинствах Церковных явить Богу естественным образом нашу готовность к переменам, желание жить иначе, стремление осознать значимость и важность духовной жизни как личного выбора в сторону Бога. Признание Его, принятие Его и следование по маршруту, Им указанному.

«Да будет воля Твоя!» – читаем мы в молитве, данной апостолам – тем самым апостолам, которые собрались тогда в этой горнице. Они же спрашивали: «Как нам молиться? Подскажи нам!» – и по слову Бога они прошли в этом мире разными путями, и большинство из них претерпели мученическую кончину. Так и прошли все путём этим земным, со Христом, и сегодня у престола Его являются Его помощниками и ходатаями за нас в Небесном Царстве. И снова идут на эту землю, но уже в другом состоянии, под воздействием Духа Святаго, и нам помогают уверовать. Вот такое содержательное духовное основание есть в этом дне.

Давайте сегодняшний день положим в сердце и осознаём, что Господь вновь стучит в него, призывая нас задуматься в день рождения Его Церкви над тем, какие мы христиане. С чем мы пришли сегодня в храм? И причастившиеся, и не дерзнувшие причаститься, и отказавшиеся, и просто не подумавшие об этом и не пришедшие сегодня к принятию Христа в Таинстве Святой Евхаристии…

Вот такой день рождения Церкви. Вот такая духовная перспектива. Вы знаете, важно, чтобы человек вышел отсюда, над чем-то задумавшись. Это будет хорошо. Потому что дальше – все можно изменить, а Бог, конечно, нам в этом поможет. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев