Проповедь в праздник Вознесения Господня. 9 июня 2016 г. (Литургия)

Дата: 
9 июня 2016, четверг

Евангельское чтение:
Лк. 24:36-53

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вознесение Господне, дорогие братья и сестры, – это день, сороковой по Пасхе. Это событие, имевшее для всего мира ключевое значение в деле спасения человека. Казалось бы, что дальше? Произошло то, что потрясло мир. Но вот дальше человек должен Божье слово услышать, вместить его в своё сердце, иметь готовность жить со Христом и добровольно и свободно сделать свой выбор.

В течение сорока дней Божественный Спаситель научает Апостолов тайнам Божьего Царства и вместе с тем влагает в их ум величайший смысл Божественного Писания. Мы сегодня слышали об этом в Евангелии от Апостола Луки. Он, Христос, отверзает им, ученикам Своим, ум уразуметь Писание. Вы знаете, невозможно Писание уразуметь тому, кто не ищет от Божьего слова вкусить. Того, кто не хочет понять Божье слово и не ищет этой возможности и радости, не посещает откровение, такой человек не понимает Божьего слова. Внешнее изучение Божественного глагола не приносит верного понимания человеком того, что есть внутри этого слова. И только человеку, с живой верой открывающему Божье слово, при том не доверяющему самому себе в познании Бога, – такому человеку открывается Господь в той истине, которая никогда не изменится, ибо Христос есть и Истина, и Жизнь, и тот Путь, который Он указует всякому желающему спасения.

Апостолы, пришедшие на Елеонскую гору в день Вознесения, печаловались, потому что Христос их покидал. Они плакали и переживали разлуку с Ним. Знаете, бывает такое состояние, когда с кем-то очень сроднишься, а потом видишь, что он покидает тебя, и ты с ним не встретишься. И вот чувство человеческое обуяло духоносных мужей, и они плакали, сетовали. Господь, возносясь, благословлял их и поднимался на небо, непостижимым для ума образом поднимался ввысь – они это видели, пораженные и потрясённые этим чудом. А вместе с тем, они были расстроены от того, что разлука, расставание печалило их сердце. И тогда прозвучало слово из уст ангела, вестника Божия, – слово утешения о том, что Он ещё вернётся, чтобы дать человеку возможность стать человеком. Ибо человек – это душа и тело. Те из нас, которые доживут до последнего дня, до пришествия Христова (это может быть очень нескоро, а может быть и очень быстро – этого никто не знает, ибо это тайна, но, может быть, кто-то из нас до этого и доживёт), те люди изменятся в нынешнем теле. А те, которые умрут, уйдут из этого мира, и душа их будет ожидать второго пришествия Христа – они обретут новое тело, обновлённое и способное ко многому. К такому, что не может сегодняшнее тело человека. Более того, это будет тело, не подверженное болезни и смерти. Христос в этом теле проходил через стены – «дверьми затворенными», как сказано в Писании, и перемещался очень быстро в пространстве.

Но вот дальше что будет с человеком? Ведь будет Страшный суд, и нужно будет человеку обрести то место, которое он заслужил в этой земной жизни делами своими. За всем этим – глубокая тайна, потому, что дальше – вечность. Просто интересно...

У боговидцев и духоносных знатоков Божьего слова есть понятие «бесконечность». Это ещё одна ступень, на которую нужно подняться человеку. Состояние, в которое нужно войти человеку. Вечность – это ещё не конец, это не последняя стадия: есть ещё бесконечность. Вот здесь вообще высший пилотаж богословия. Есть то, что непостижимо для нашего ума. И Святые отцы рекомендуют быть очень осторожными здесь, потому что можно впасть в такие ереси, в такое искажение истины, в которое впадали много, рассуждая о том, что будет там происходить с человеком.

Церковная педагогика воспитания в лоне православия научает нас трезвению. Тот, кто Бога здесь не захотел принять, тот, кто не ощутил себя погибающим от того, что он грешен, не позвал Его, не стал трудиться – там с Ним не будет. Нельзя войти в Царство тому, кто не хотел Царства. Не может быть с Богом тот, кто отверг Бога здесь. Он своё разумение поставил выше Божьего слова. По слову святого Игнатия Бренчанинова, «тот, кто не ощущает себя погибающим, не ищет спасителя – ему Бог не нужен». Бог пришёл потому, что человек сам не в состоянии преодолеть последствия греха: только Бог это смог совершить. Но наше участие в этом необходимо, наше волевое участие и решимость, готовность жить и идти! Бывает трудно это человеку, бывает очень трудно. Бывают такие случаи в жизни, когда столько всего обваливается и обрушивается на человека, но как только он Бога позовёт – тут же становится легче! А если только на себя уповает – тут же страшно!
Я общался на днях с одним человеком. Он недавно занимал высокую должность, получал приличную зарплату. Он образованный, учёный человек, пишущий, размышляющий, хороший специалист. Но область, в которой он работал, сегодня рушится в тех предприятиях, где он трудился. И он стал ощущать неуверенность в завтрашнем дне. И пришёл с этим чувством на исповедь. И когда мы разобрались в этом чувстве, мы увидели, что то состояние прежней уверенности было не потому, что он на Бога уповал, а потому, что он надеялся на свои знания и востребованность, и потому, что в хорошей фирме работал, получал большие деньги и был спокоен. Пока рушиться всё не стало. А вот сейчас он остался в состоянии непонимания того, что будет дальше. И вот тут он засомневался: а сможет ли он найти работу? Он уже имеет некий возраст солидный. Нужен ли он дальше? И опять же – на себя уповает человек, а не на Бога. Вот в этом разобраться важно.

Покаяться может только тот, кто осознает, в чем он неправ. Нужно узреть, в чем я не прав. Если я этого не вижу, то я не покаюсь. И ещё одно важное условие: самоукорение. Наблюдая недостатки других – укорять себя. Вот такая формула. Наблюдая чужое, себя укорять за это и за другое своё, а не этого человека. А если вступил на путь опасный, то как можно быстрее отступиться от него, раскаяться и опять же на себя посмотреть, потому что отвечать будешь только сам.

Апостолы возрадовались, услышав ангельский глас, и сердца их взыграли в духовной радости. И в этом состоянии воодушевления они ушли в Иерусалим, готовясь к Пятидесятнице, готовясь к тому, чтобы принять Духа Святаго. «И Утешителя пошлю к вам» – сказал им Господь, – «будьте в Иерусалиме, и готовьтесь к этому дню».

Мы знаем, что через десять дней совершилось чудо, и мы с вами здесь через десять дней соберёмся, если Господь благословит нас и мы будем живы, чтоб прославить Его, Творца этого мира, Спасителя каждого из нас, а вместе с тем порадоваться тому, что мы с вами христиане и перед нами открыта огромная перспектива возможности быть с Богом.

Всех вас с праздником, дорогие братья и сестры!

Протоиерей Андрей Алексеев