Евангельские чтения:
Ин. 5:1-15
Лк. 6:17-23
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, в четвёртую неделю по дню Воскресения Христова, в этот день малой Пасхи, который совпадает с празднованием перенесения мощей великого Чудотворца Николая, мы читали с вами Евангелие о расслабленном человеке.
Каждый раз, когда доходишь до чтения этого Евангельского повествования, ощущаешь необходимость серьёзно задуматься. Просматривая Священный текст, внешний наблюдатель собирает только поверхностные плоды. У не сведущего в духовной жизни человека может возникнуть мысль: «Зачем столь часто, каждый год, читать одно и то же?». Ведь нередко бывает так: человек прочитал один раз Евангелие и ему кажется, что он уже эту книгу вместил и можно поставить её на полку и больше не открывать.
Но вот что интересно: церковный Устав в течение года неоднократно нам предлагает это чтение – этот отрывок Евангелия от Иоанна. Зачем? Почему сама неделя так именуется – «неделя о расслабленном», почему опять и опять вспоминаем мы о событии, имевшем место в Иерусалиме, где очень долгие годы – без малого сорок лет – страдал человек и не мог исцелиться?
Чудо, совершаемое в Силоамской купели, было как будто рядом, но болящий не имел того, кто опустил бы его в воду первым – по той традиции, которая была заведена в этом месте, и заведена не человеком, а Богом, только первый, вошедший в купель в тот момент, когда туда сходил Ангел, получал исцеление и выходил из воды уже здоровым. И многие ждали такой возможности, но этот человек не имел даже силы подняться… Вот она, внешняя канва события, описанного в Евангелии, а вместе с тем – это целая неделя, это целая для нас с вами глубокая тайна, открывающаяся нам только тогда, когда мы осознанно начинаем стремиться к пониманию своей немощи – немощи совершить нечто доброе без Бога. Потому что каждый из нас, а именно так предлагают святые отцы читать этот отрывок, должен в себе этого расслабленного узреть. Это я – сухой, хромой, слепой…
Когда ты имеешь ещё силы в жизни и к себе вроде бы не можешь такого толкования применять – трудно этот текст Евангельского чтения вместить в своё сердце. Но когда начинаешь мыслить (учиться мыслить) в сторону духовного совета, то обнаруживаешь в себе всю свою мерзость. И вот с этой мерзостью человек должен к Богу прийти, понимая, что никто, кроме Него, Бога, не в состоянии нас избавить от того жуткого, страшного, мерзкого и гадкого, что нам свойственно. Причем должен человек рассматривать своё внутреннее состояние внимательно и регулярно, и чем чаще, тем лучше. Опять же для понимания светского человека, не ставшего на путь духовной жизни, это покажется страшным, даже каким-то жутким, несмысленным.
– Как же так? Приходить и всякий раз копаться в грязи?
– Да нет, ты уже в ней копаешься, ты уже в ней живёшь, нужно из неё выходить!
Это совершенно другой подход. Не замечающий грязи человек говорит: «Зачем копаться в грязи? Ну, пришел, поисповедовался, рассказал разок-другой, ну пришёл иногда, но зачем часто это делать? Это же неприятно!»
Речь идет о нашем внутреннем человеке, который должен понять для себя, что если он сам не ощутит потребности избавиться от того зла, в котором находится, если он его не видит, то ему Христос не нужен.
Есть такая глубокая духовная слепота, когда человек, получив от Бога всё, как получает каждый из нас, Бога не благодарит. И, находясь в состоянии осквернения, не пытается избавиться от скверны или пытается это сделать только иногда. Поскольку он живет в темноте или полумраке, он плохо замечает в себе эту нечистоту. И всякий раз, когда хоть как-то касается света – неудобного для него, приносящего боль, он, если духовно не заточен, себя оправдывает и привыкает оправдывать всё больше и больше. Вот одно из страшных качеств, свойственных нашему падшему состоянию. А святые отцы предлагают укорять себя. Опять же, внешнее сознание протестует: «Как же так? Если я буду укорять себя, я могу впасть в состояние отчаяния!» Нет, здесь снова дан нам духовный совет – ни в коем случае до отчаяния не доходить, а, укоряя себя, давать Богу войти в тайники твоего сердца, чтобы Он уврачевал тебя в тех тёмных уголках твоей души, которые только Он может помочь очистить. Если ты Его не пустишь, там будет вонь, хотя ты можешь этого и не замечать.
Обращаясь к больному из Евангельского повествования, Христос спрашивает, хочет ли тот очиститься. И здесь ещё одна глубокая мудрость этого Евангельского отрывка, очень глубокая. Человек говорит, что хочет, но не имеет того, кто бы его ввёл в купель. Раскрывая внутренний смысл этого ответа, а также объясняя, почему этот несчастный долгие годы не мог исцелиться, толкователи Священного Писания утверждают, что и мы, когда Господь разговаривает с нами и в нашем сердце спрашивает: «Ты хочешь исцелиться?» – мы говорим: «Да!» Но на самом деле мы не хотим. Как же так? Да, мы не хотим. Потому что это исцеление предполагает совсем другой образ жизни. Блаженный Августин восклицает: «Господи, дай мне терпение, смирение, но только не сегодня!» Так и говорит человек: «Я не хочу сегодня. Я хочу, конечно, стать хорошим, но не сейчас, я еще поживу в своей грязи, я еще поцарапаю своих ближних, поиздеваюсь над ними». Это уже дьявол через человека говорит, это ведь правда.
Потому что, входя в духовную жизнь, человек вдруг обнаруживает, что он нечист. И для того, чтобы очиститься, нужна последовательность и система духовной работы, предполагающая преображение человека, изменение всего его уклада жизни. Если к этому не стремиться, тогда это будет просто чтение книги. Но ведь Евангелие не просто книга, нет – здесь показано, как учиться жить, чтобы спастись.
Вот и получается, что сегодняшний Евангельский отрывок, обращённый к каждому из нас, – это дверь, и в неё можно войти каждому человеку, но только тогда, когда, осознав свою греховность, человек поймёт, что без врача недуг не исцелить. Поэтому и пришёл Христос в этот мир, чтобы помочь любому человеку опуститься в эту Силоамскую купель, чтобы поднялся человек от своей болезни – от сухости своей, от слепоты, от немоты, от жестокости.
Поэтому, читая сегодняшний Евангельский текст, если, конечно, мы желаем вынести что-то ценное из него, мы должны Богу показать, хотим ли мы вообще меняться. Это одна из главных идей Евангельского отрывка сегодняшнего дня: «Хочу ли я? Говорить – я говорю, но хочу ли я на самом деле меняться?» Ведь это изменение предполагает, что я должен понуждать себя каждый день учиться быть другим. И Бог, любящий меня, будет ставить меня в неудобное положение, если я Ему буду доверять. Он будет ставить меня перед теми людьми, которые будут делать мне больно, а я должен буду учиться смиряться. И если я этого не пойму, тогда всё Евангелие для меня чуждо.
Да, окружающие люди должны ставить меня в неудобное положение, это норма жизни, потому что иначе не выпечься этому новому человеку, не будет температурного режима, нужного для выпечки этого «духовного кулича». Но если человек восклицает Богу: «Хочу очиститься, желаю смириться, научиться терпению и кротости», а сам в эту воду не входит, тогда это просто враньё. Он ведь устами просит каждый раз в утренних молитвах: «Пошли мне, Господи, терпение, пошли мне смирение, кротость» – и Бог посылает ему, а человек отказывается. И в этой войне с Богом можно стать таким опытным бойцом, что вообще невозможно будет постичь смысл своей жизни.
И все эти трудные условия – это подготовка человека к тому состоянию, в которое нужно войти с помощью Божией и правильно проходить путь навыкания к добродетельной жизни, чтобы попасть в Небесное Царствие. То есть нужно перемениться, переодеться, переоблачиться, и только тогда войдёшь. Если этого не делать, тогда можно стать таким, как некий монах, который всё время молчал, и некто, пришедший в монастырь, посчитал, что этот монах достиг духовной высоты: он не реагирует на какие-то насмешки от братьев и даже на оскорбления. И спросил у этого монаха пришедший: «Как достиг ты, брат, такого состояния, что не реагируешь на уколы, на укоры?» А монах сказал: «Да что с этими собаками разговаривать! Это же псы!» И тут же стало понятно, в каком состоянии находится этот несчастный.
Вот вопрос: «Хотим ли мы?» И вы знаете, дать ответ на него должен каждый человек. Желает ли он войти в эту воду, чтобы очиститься, исправиться, осознаёт ли он, что каждый день жизни – это еще один экзамен, где Господь ставит его в неудобное положение, в которое надо входить, учиться входить, преодолевая его только правильно, а если получилось неправильно, то «Прости, Господи, помоги!» – и снова жду такой ситуации. Иначе это не христианство.
Конечно, мы все плохие, поэтому Господь посылает нам в очередной раз этот Евангельский отрывок и толкование на него: чтобы мы задумались, хотим ли мы в Царство Божие войти, принимаем ли мы Божию помощь, чтобы время, данное нам в этой жизни, использовать по назначению. Ибо Он, Господь, знает, как это лучше сделать, и только Он знает, как правильно. Если мы желаем войти в это Царство, тогда Ему нужно доверять, то есть показывать, что мы действительно хотим. Да, это будет больно. Но с Богом эта боль преодолима, и состояние радости после преодоления всегда сопутствует тому, кто встал на путь, на дорогу этого странствования, кто вступил на тропинку этого шествования к иному состоянию. Ну а насколько мы готовы отнестись к этому Евангельскому отрывку с пониманием – это уже вопрос к сердцу каждого из нас. Аминь!
Протоиерей Андрей Алексеев