Проповедь в Неделю вторую по Пасхе (Антипасха). 8 мая 2016 г. (Литургия)

Дата: 
8 мая 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 20:19-31
Мк. 6:7-13

Во имя Отца и Сына и Святого духа!

Дорогие братья и сестры, мы с вами подошли к первой неделе после Великой Пасхи, и название этой недели – Антипасха, то есть «неделя за Пасхой, после Пасхи», если перевести дословно на русский язык. Мы привыкли к тому, что слово «анти» – это «против», а здесь получается неделя «первая напротив» Пасхи, первая в череде всех остальных воскресная служба, идущая за Пасхой, где снова о Пасхе говорится. Вот почему и величание, которое мы только что пели с вами – «Величаем Тя, живодавче Христе, нас ради во ад сшедшего и Собою вся воскресившего».

Вы знаете, нам невозможно представить себе, что это такое – томление души человеческой до пришествия Христа. Ибо даже праведники не имели возможности войти в Рай, и души их находились в ином месте, во аде. Да, вместе с тем Священное Писание предлагает нам некие понятия – «лоно Авраамле», «Земля предков». Есть то, что сокровенно, что непостижимо для нашего сознания – несовершенного, человеческого. И таково это состояние, когда человек не в Раю, даже праведный – не в Раю, а в местах, лишенных Света – а именно так слово «ад» и переводится. То есть это иные места, лишенные Света – того Света, который воссиял в мире только с пришествием Христа. И тот Рай, который открывается только с Воскресением Христа, дает свет человеку. Духовный свет. Этот свет начинает светить в нашем сердце тогда, когда мы учимся жить по Христу.

Надо сознательно понуждать себя быть христианами. Не на словах. Ведь это нам нужно приходить в воскресенье в храм, это мы нуждаемся в том, чтобы вкушать от древа жизни, ибо Тело и Кровь Христа – это тот плод, который дает Господь нам с древа жизни. Питаясь от него, человек не умирает. Ибо, перейдя в иное состояние по окончании земной жизни, сей человек будет с Богом, если он здесь с Ним соединялся и причащался. А если он это редко делает? А если он не торопится? А если в течение Поста он ни разу не пришел на службу? Не причастился? Но это же ему самому плохо этого! Это же больно – иметь возможность и пренебрегать ею.

Сегодня мы читали с вами Евангелие от Иоанна, в котором говорится об Апостоле Фоме. И сегодня день, когда Святая Церковь воспоминает события, имеющие отношения к его неверию. Вы знаете – неверие может быть разное. Мне доводилось встречать людей, которые кричали, что Бога нет. Были те, которые настаивали на этом – хотя чего настаивать, если Его нет, как они рассуждают? Но поскольку Он есть, то подобное противоборство выказывает в человеке некоторое противостояние тому, что вызывает в нем отторжение. Подобная реакция тогда имеет место быть, когда человек ощущает наличие чего-то и выступает против этого. Если нет – с чем бороться? А поскольку есть, тогда и ответная сила понятна, по причине того, что есть те духи падшие, которые с ним борются. И мы, когда отступаем от Бога, начинаем делать то же самое.

А что же было с апостолом Фомой? Его неверие в традиции Церкви называется добрым неверием. Как это так – доброе неверие? Дело в том, что он настолько верил во Христа, его вера была столь сильна, что он хотел только еще больше утвердиться в этом – до того, чтобы и телесно соприкоснуться. Порой, не зная Церковной истории, люди слышат звон, не ведая, откуда и где он. И мне не раз приходилось встречаться с ситуациями страшными и кощунственными. Апостола Фому как только несведущие люди не склоняли! А ведь это – выдающийся человек, великий святой Церкви, столь ревностно веровавший, что мало было ему только слышать. Он хотел еще и потрогать. И слова, которые он произносит, имеют отношение к его состоянию. О них нельзя мыслить, применяя к ним категории человека, утратившего веру в Бога или не имевшего веры в Бога. Это иное состояние. Это некая духовная высота. Но когда на эту высоту взирает человек, который не поднялся на первую ступень, – тогда он недоумевает и полагает: «Ну, раз Фома такой, что он не верит…» – называя его по имени, без титула. Уже кощунство! – «…тогда уж что с меня-то взять?»

Так в том-то все и дело, что святой Апостол Фома имел глубочайшую веру в Господа! И Святое Евангелие рассказывает о его таком вот детском желании потрогать, чтобы убедиться еще больше в том, во что он верит. Господь рассказывает об этом через Апостола Иоанна Богослова и нам передает для духовного осмысления эту ситуацию. Но сколь несчастен слепой человек, который света не видит и рассуждает о нем как о чем-то таком, что ему неведомо, но в его представлении уродливо и в корне неправильно. Вот так и подобное рассуждение об Апостоле Фоме, без ведения его духовного опыта, его горячей, искренней, детской веры – детской не той, которая рассыплется скоро, как только человек поднимется от младенчества – нет-нет. Она простая. «Будьте как дети», сказано в Священном Писании. Это не значит «будьте бессмысленными и нелепыми, будьте неразумными», как бывают, неразумны младенцы. Нет: «Будьте готовы в простоте Бога принять!» Вот и Апостол Фома, в простоте принимая, говорит: «Вот хочу еще потрогать». Ибо, не имея веры без этого, вот той высоты – хочу ещё большую высоту. Господи, а можно мне ещё и потрогать?

У меня был в жизни случай такой, произведший на меня впечатление. Один священник – я его знаю очень хорошо, это достойный батюшка, – как-то отправился к людям, которые ждали его как пастыря, и он их утешил. А они, будучи людьми, занимавшимися промыслом – охотой, рыбалкой – ему говорят: «Батюшка, вот чем можно Вас отблагодарить? Можно, мы Вас на рыбалку пригласим?» Священник говорит: «Ну… хорошо». И они его повезли в какие-то особые места и с ним вместе вышли на рыбную ловлю. Он подумал: «Как интересно! Апостолы ловили рыбу – не откажусь и я». А в этом месте водились сомы. И вот он забросил – и почувствовал, что кто-то там в глубине попался – и минут двадцать, он рассказывает, боролся с этой рыбой, а потом взмолился – «Господи, помоги мне ее вытащить, ибо чувствую, что я не справляюсь». И когда он его вытащил, эти рыбаки были потрясены, потому, что в жизни своей никогда они такого огромного сома не ловили. А священник, в первый раз свою удочку забросив, поймал настолько огромного сома, что вызвал недоумение и потрясение у бывалых рыбаков. А когда все насладились победой, этот батюшка, как он потом рассказывал, вдруг испытал чувство стыда, а потом чувство благодарности. Стыда за то, что Господа побеспокоил по такой мелочи – «Дай мне, Господи, поймать и вытащить большую рыбку! Ну помоги, Господи!» – обращался он к Нему. По-детски. А благодарность – за то, что Бог услышал его и дал ему не только поймать большую рыбу, но самую большую, чем он потряс всех рыбаков, промышлявших в этих местах многие годы. Вот такая простая вера.

Как же близко Господь возле нас! Он слышит, давая нам утешение, вразумляя нас, являя нам пример готовности поддержать немощное ради простоты. С искренностью, с отеческой заботой, со вниманием, даже в таких простых, детских вопросах. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев