Проповедь в Великий Четверток (Воспоминание Тайной Вечери). 28 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
28 апреля 2016, четверг

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня – Великий Четверг, и мы с вами находимся в особенном пространстве церковного года, когда душа человеческая собирается для того, чтобы эхом откликнуться на Божественную любовь.

Очень разным может быть это эхо в глубине нашего сердца. Бывает, в горах люди кричат доброе слово, приветствие, и эхо далекое разносит его, на многие и многие расстояния. В Священном Писании, что добрый человек из доброго сокровища своего сердца выносит доброе, а злой – злое. Бывает, хульные слова кричит человек, и на многие расстояния несется худое слово, оскверняя того, кто его воспринимает.

Мы сегодня с вами читали в Евангелии о том, что Господь показывает нам пример служения: на Тайной Вечери, где устанавливается Евхаристия, Он, собрав учеников, умывает им ноги, являя пример того, как должен поступать старший по отношению к младшему.

Многие ли из нас учатся в своей жизни так поступать? А ведь мы должны прочитывать это Евангелие в круге регулярного чтения – то есть в течение года мы должны неоднократно с вами прочитывать это место, где показано, как нам должно относиться к тем, кого Господь вверил нашему попечению. Потому что почти у всех, стоящих здесь, уже есть те, за кого они отвечают.

Господь, – сказано, – препоясался, взял умывальницу и стал омывать ноги ученикам. Сегодня и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершая подобное омовение, показывал Церкви пример, как должно и священнику учиться относиться к своей пастве, и всякому пасомому человеку, всякому христианину к тем, кто возле него. Ибо в Писании сказано: «Кто хочет быть первым, да будет всем слугою».

При всем ужасе этой недели день Чистого Четверга стоит на особом месте – здесь есть глубокая радость. Поэтому сегодня и в пище послабление: сегодня за трапезой и вино, и елей. Не все вкушают вино в этот день, и, наверное, это правильно, потому что для человека очень незрелого в духовной жизни и не имеющего меры, это может быть соблазном. Поэтому я скажу, что я на протяжении своего церковного служения не встречал за церковным столом вина в этот день, хотя оно разрешено.

Сегодня день, когда было совершено первое священнодействие в той Сионской горнице, куда Христос Спаситель собрал учеников для того, чтобы с ними помолиться и благословить то, что мы совершаем во всякую Литургию – точнее, Он совершает. Ведь священник – это орудие в Божьих руках, а совершителем Таинства является Сам Христос. Он же является и Жрецом, и Жертвой, ибо Себя отдаёт на заклание. Здесь есть глубочайший символизм, потому что события, которые описываются дальше, происходят здесь, на Тайной Вечери: в символическом преломлении и возлиянии отдаётся Тело и Кровь Бога нам с вами в жизнь вечную и во оставление грехов.

Вот почему причащаться Святых Христовых Тайн нужно как можно чаще. Верно, к этому нужно быть готовым, и неготовому человеку можно причаститься в суд и во осуждение, но ведь первые христиане причащались за каждой Литургией. Они же готовились. И Великий Пост – это время, когда хоть в некоторой степени мы можем с вами им уподобиться, когда ищем возможности причащаться чаще.

Мы слышали, что несчастный апостол Иуда пришел в Гефсиманский сад, где спали ученики Христовы незадолго до этого, невзирая на просьбу Спасителя бодрствовать. Немощь человеческая: дух бодр, плоть немощна. Трижды просил Христос пободрствовать, а они засыпали. За столом посидели, пообщались, вкусили, испытали чувство радости, мира и – так спать захотелось, по-человечески, что даже просьба Бога не возымела действия. Трижды Он уходил молиться, и капли пота, как кровь, падали на землю – то есть это всё было реально. До крови и боли простирается Божественная любовь, обращенная к нам, до готовности пострадать, потому что всякая любовь – это жертвенное служение другому. Если кто-нибудь когда-нибудь это слово иначе произносит – он еретик и лжец. Нет другого понятия любви. У нее есть разные проявления, но любовь – это всегда жертва, готовность отдать жизнь свою за того, кого ты любишь. Вот тогда это Евангельская любовь, а когда что-то другое – тогда это не Евангелие. И в Писании сказано: «Если и Ангел, сошедший с неба, вам возвестит не то, что Я глаголю, – говорит Господь, – да будет анафема», ибо он тогда не Ангел света, а падший ангел – демон, бес.

Движимый этой любовью, Христос обращается к ученикам, но они спят… А потом Он их будит, потому что уже пришел тот, кто вкусил от предательства и от сребролюбия. Обращаясь к тем, кто пришел за Ним, Христос укоряет их: «Я всегда был с вами, столько дней учил, а вы пришли сюда как на разбойников, в темноте, чтобы никто не видел, взять Меня». И вновь вспоминаются слова толкования этого места у Святых Отцов. Зачем Иуда целует Христа? После причастия все ученики преобразились и стали похожими на Господа очень сильно, поэтому распознать, тем более в потемках, кто есть Христос, было трудно. А Иуда, поскольку он тоже был на этой Вечери, должен быть дать знак, иначе можно было взять не Христа. Вот и мы, причащаясь с вами, преображаемся и соделываемся похожими на Бога. Вот почему важно это делать часто.

Постараемся, дорогие братья и сестры, быть внимательными к происходящим с нами событиям. И, взирая на сегодняшний день, вспомним слова, с которыми сегодня выйдем из храма и, может быть, хоть немного потрудимся пройти в течение этого дня. Они звучали сегодня много раз и, наверное, каждый из нас их наизусть запомнил, а, если нет, то это не сложно: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Дорогие, мы с вами вступили в особые дни Страстной Недели. Потрудимся быть внимательными своему сердцу и своему уму. Помощи Божьей, храни вас Господь. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев