Проповедь в Неделю ваий (цветоносную, Вербное воскресенье). 24 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
24 апреля 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 12:1-18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, с Великим праздником, Входом Господним в Иерусалим, всех вас поздравляю и на всех на вас призываю Божие благословение!

Мы вступаем в Страстную неделю. Открывая перед собою страницы Священного Писания, мы открываем Благую Весть, записанную не только на бумаге, но и вложенную в наше сердце – ведь именно так совершается чтение Божиего слова: мы читаем записанное на бумаге или слышим читаемое слово, и, воспринимая его сердцем, мы открываем для себя Бога в той внутренней духовной встрече, которая совершается в сердце, в душе человеческой. И отзвуком, эхом этой встречи является готовность человека идти за Христом.

У нас с вами сейчас, в эти грядущие дни, будет немало возможностей ощутить, что такое духовная передовая, ибо каждому человеку, вступившему осознанно в дни Страстной недели с готовностью потрудиться, откроется Господом возможность преодоления в себе своего несовершенства. У всех по-разному, но у каждого непременно будут те испытания, которые не всегда – а если быть откровенным, то часто и неверно – будет преодолевать человек-христианин. Но в том-то и радость от того, что Господь пришел к нам в мир, что вновь и вновь, осознавая свое несовершенство и обращаясь к Нему с чувством сыновней или дочерней благодарности и готовности не отступаться, – мы будем получать от Него прощение и силы двигаться дальше.

Мы слышали сейчас слова Священного Писания о ветвях и одеждах, которые клали пред ногами Божественного Христа, въезжавшего на осле в Святые врата Иерусалима, жители этого священного города. Ветви и одежда – это знак грядущей победы и уважения к чему? К тому, что сейчас этот Царь даст народу власть над миром! И, овладев этим миром и богатствами этого мира, они, эти несчастные люди, будут править миром, унижая слабых, а сами являясь сильными… И вот – осталось совсем немного, – посчитали люди в то мгновение триумфа, – когда сей древний библейский народ овладеет миром и сокровищами этой вселенной. И когда этого не состоялось, то разочарование было столь сильным, ожидание столь обманутым, что виновного найти было несложно.

Духовно слепое сердце человека не могло вместить того, что так явно предвозвестили о Мессии в своих трудах и книгах пророки. После этого не узнать Мессию было чрезвычайно трудно – но их слепота была столь велика, что они не заметили вот этого Человека, совершенного Человека и совершенного Бога. Понять не могли те, которые не осознавали, что есть это Царство – ибо оно не от мира сего, и войти в это Царство сможет только тот, кто будет понуждать себя делать неудобное для него. Ибо смиряться трудно человеку, но другого пути в Небесное Царство нет.

Одного преуспевшего в духовной жизни человека спросили: чувство долга, что это такое? Как просто определить его? И сказал этот духовной жизни старец: «Я не буду давать тебе определений, что есть чувство долга. Это то самое трудное, что не хочется исполнять». Настолько оно высоко – и настолько низок человек, что трудно его исполнять, потому что не хочется. Приходя в Церковь, человек для себя осознает, что есть его долг. Его долг перед кем? Перед ним самим. Добровольно и свободно человек призван понуждать себя идти за своим Творцом, за его, человека, Создателем, Который ожидает от человека готовности не отступаться, признавая себя не просто сыном или дочерью, а творением Божиим, готовым слышать Небесного Отца и учиться жить по Его Божественной воле.

Жизнь человеческая! Сколь коротка она! Здесь, сейчас, в храме стоят люди, которые переступили порог юности; есть те, которые в преддверии его; а есть те, которые переживают осень жизни. Но спроси тех, кто постарше: «давно ли было твоё детство?» И он скажет: «вчера». Давно ли ты ощущал себя совсем юным? – А я не прекращал себя ощущать таковым! Но чувствуешь ли ты, что ты прошел некий путь и конец не за горами? – Да, я чувствую это! Но как живешь ты, человек? Открыл ли ты Божье слово? Читаешь ли его со вниманием? Делаешь ли это каждый день? А если не делаешь этого каждый день, тогда кто твой Бог? Тогда чьи письмена ты складываешь в свое сердце? Если ты не находишь нескольких минут в течение дня, чтобы открыть Священное Писание! Не кажется ли странным тебе, что для Божиего слова ты не находишь минуты времени в течение дня этой жизни? Тогда кто ты? Постилающий ветви и одежду пред ногами Христа, и назавтра кричащий «Распни Его!»? Или мытарь, ударяющий в грудь свою, восклицающий «Боже, милостив буди ми, грешному!»?

Невозможно человеку, который рассуждает о вечности и хочет Небесного Царства, хочет войти в него и остаться там с Богом навсегда, – невозможно ему не понуждать себя учиться жить, подражая Христу, изучая Его Божественное слово. Если не делает этого человек, тогда это игра в Христианство. Потому что, начиная это делать, человек осознает, что он не может этого без Бога! Не может исполнить Божий Закон без Бога! И начинает звать Христа в помощь, осознавая, что перед ним – время его жизни, и жизни столь короткой: мелькнет – не успеешь оглянуться! Разве нам не приходилось переживать смерть ближних? Разве мы не испытывали состояние потрясения от того, что только что был с нами человек! И вот – нет уже его… Нет ли? Телом – в землю, а душой – к Богу. И как важно, чтобы душа была ухоженной, как важно, чтобы Божественный закон стал в нашей жизни таким ориентиром и маяком, свет которого меняет сознание человека. Мировоззрение его преображается, он начинает мыслить, осознавая свою религиозность.

Не могу не сказать, дорогие братья и сестры, о том, что потрясло меня вчера. Об этом скажу как священник, как настоятель, как христианин. Я вчера проезжал мимо большой мечети на Проспекте Мира и видел, как оттуда выходят мусульмане. Я видел молодых, здоровых, красивых, полных жизни людей, религиозно вдохновленных; я видел юных, стоящих на коленях в грязи, обращающих в небо свой взор. Их было очень много! И все улицы были забиты их машинами. Они выходили в состоянии внутренней силы, с готовностью жить на этой земле.

– О чем Вы, батюшка? К чему призываете сейчас нас? – спросите вы меня. Нет! У меня есть друзья мусульмане, я не о людях говорю. Я говорю об учениях, о доктрине. Потому что бояться нам нужно не сильного Ислама, а слабого Православия. Где наши мужчины? Чем занимаются в воскресные, праздничные дни? Спят? Зачем эти подвиги наших предков, выстрадавших эту землю? Обильно поливших её потом и кровью. Зачем все это? Кому это достанется? И кто будет рожать детей на этой земле? Пахать ее, сеять и плоды собирать на ней?

В Священном Писании только что читали многие из вас: Если не будешь верным Мне, отдам тебя народу жестоковыйному, и семя твое не будет иметь продолжения, и род твой прекратится.

Ужели Господь столь гневен, и грозен, и жесток? Нет! Он дал нам самую богатую в мире страну. Самую большую! Он все нам дал, но еще немного – и у нас ничего не будет! Где Византийская империя? Где тысячелетнее Царство? Мощное, отправлявшее легионы свои в разные дальние веси, наводившее ужас от красоты и величия, от помпезности и потрясающей культуры. Где все это? А почему этого нет? А потому, что про Бога своего забыли, веру свою презрели, жизнь христианскую предали, от Христа отреклись. И что теперь, скажите, пожалуйста, в Святой Софии, в бывшем Константинополе? Там мечеть. И сам город называется уже иначе, и в древних монастырях – а мы читаем о них всякий раз, открывая жития святых, – там иные святилища. Там другие люди: молодые, сильные, рожающие детей, торгующие, готовые идти в этот мир с сильной внешней жизненной позицией.

Мы готовы дружить со всеми, и это правильно: русский православный человек умел быть добрым соседом со всеми. Но вот отдать свою землю просто так? Предать подвиг своих предков? Это ли наш удел? Мы сегодня стоим с вами у ворот нашего Иерусалима. Бог нам дал возможность быть вместе с Ним. Вопрошая каждого из нас, Он в наше сердце смотрит: ты ценишь все это? Эту землю? Это богатство? Как ты ценишь его?

Еще есть время, еще есть возможности, еще огромны территории и велики наши богатства. Только нужно захотеть, поверить и потрудиться, чтобы сохранить, приумножить и передать это по наследству тем, которые придут за нами следом. Иначе – это пустая болтовня, и на этой земле будут стоять другие храмы, придут другие люди, родятся другие дети, и про нас с вами только на уроках истории вспомнят, что были когда-то здесь такие: русскими назывались, но это была слабая нация, которая забыла своего Бога, и звонок по ним прозвучал очень быстро.

Я очень прошу, дорогие братья и сестры, понять меня правильно. Я вчера испытал глубокое состояние потрясения, когда эти сильные, молодые, красивые ребята-мусульмане выходили из своего храма с жаждой жизни. Когда они, не стесняясь никого, вставали на грязную землю на колени и молились Всевышнему. Я подумал: поделюсь-ка я завтра с теми, кто придёт на праздник, тем, что я увидел, и спрошу у них: а готовы ли они помнить о своем Боге не только преклонив колени, но и готовностью жить по Его законам? Чтобы сохранить то, что нам дал Бог, вместить все это, объединяться, не падая под мелким натиском искушений, когда все разобщается. Где наше единство? Где наша сила? Где общинный дух Православия? Маленькое искушение – и все разбегаются, готовы загрызть друг друга, проклясть друг друга, обесчестить друг друга, украсть друг у друга… У нас есть прекрасный пример достойной жизни, а то, что мы все с вами не совершенны – конечно, это так. Но разве на это нужно смотреть сейчас? Важно посмотреть, что в нас доброго, и на этом строить отношения друг с другом. На лучшем строить, потерпев немощи другого человека, понеся его недостатки, осознав свое величие глубочайшей духовной культуры Святой Руси.

С праздником! Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев