Проповедь в Неделю цветоносную, ваий. Вход Господень в Иерусалим. 24 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
24 апреля 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 12:1-18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, событие трагическое, глубоко проникновенное и связанное в жизни христианина с необходимостью задуматься: каков я, стоящий перед Богом? Потому что эти самые возвышенные слова, которые чаще всего человек вспоминает в дни праздника, – «Осанна вышних», обращение к Нему как к Мессии, Царю, – они были произнесены людьми, в массе своей не принимавшими Христа. Того Христа, Которого мы учимся открывать, когда читаем на амвоне молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Тот, кто Христа воспринимает как внешнего владыку, который в жизни своей учится править, барствовать, подчинять себе других, жесткой волей своей надменно командовать, – ему трудно Христа понять. Более того, несчастные жители Иерусалима ожидали прихода того владыки, который даст им возможность сесть справа и слева от него и руководить.

Когда человек начинает свой путь ко Христу, он обращает внимание на те качества, которыми его неожиданно поражает Спаситель. Он предлагает нам, даже одетым в богатые ризы (потому что есть люди, живущие в богатстве и вместе с тем остающиеся христианами), учиться жить не только для себя. И тот, кто этого не понимает во Христе, не понимает ничего. Потому что иначе это во многом игра в христианство. Богатство и бедность – это не есть порок или добродетель, это всё среднее, нейтральное, кто как к этому относится. Одному Господь дал богатство, а другому послал бедность, а третьему дал среднее состояние. Вот как распоряжается человек тем, что он имеет? Мы часто, глядя на своё состояние, завидуем тем, кто имеет больше. А те, кто имеют больше, тщеславятся над теми, кто имеет меньше. Но не Бог ли благословил или попустил богатство человеку?

Как сей человек пускает Бога в Иерусалим своего сердца? Бог стоит у ворот твоего сердца – Он, Который не на белом коне, не на золотой колеснице, а на осле, в смиренном облачении, ожидает готовности нашего сердца пустить Его туда. И если мы готовы простереть свои одежды у внешних врат, но не готовы учиться – что тяжелее всего в жизни даётся – уступать, смиряться, терпеть, укрощать свой нрав, тогда мы с вами подобны несчастным евреям Иерусалима того времени. Мы делаем то же самое – у врат кричим «осанна», а в сердце – «распни». Это правда. И этот праздник очень трагичен, потому что здесь – непонимание смысла жизни во Христе. С одной стороны – благолепие и восторг. Весь город восторженно восклицал от предвкушения господства над миром: снимали одежду, бросали всё – ведь «завтра оденемся в другую одежду, лучшую; пришел наш Царь, ожидали его веками, он даст нам власть над миром; мы потешимся над этими людьми, мы поиздеваемся в правлении своём!». Так рассуждает всякий, кто не очищен, любой из нас, когда надменно приказывает своим ближним. Увы, это касается каждого из нас, любого из стоящих здесь. Но вот учимся ли мы жить иначе, раскаиваемся ли в содеянном нами – это вопрос.

Вот почему этот праздник предлагает нам осознать степень своего христианского отношения к происходящему. Если мы называемся христианами, тогда нам вменяется в наше добровольное послушание учиться тому, что ужасно неудобно. Не существует другого пути в Небесное Царство, кроме науки жертвенной любви по отношению к ближнему. И всякого человека и сегодня и вчера Господь по Своему милосердию ставит перед выбором: как он отнесется к тем трудностям, которые посетят его в канун этого дня, и как отреагирует он на то, что совершил нечто неблаговидное. Ни один из стоящих здесь не остался без этого испытания, ни один.

Да, сегодня на трапезе рыба и вино, да, послабление в посте. Но уже завтра – особые покаянные, внутренние и сокровенные дни, в этом таинстве смерти и одновременно и жизни. И надо постараться провести их с большим вниманием к нашему внутреннему человеку. Больше слово Божие читать. Давайте постараемся войти в это состояние хоть немного. Давайте соберёмся в эти дни, чтобы иметь аккуратность в наших действиях и словах. А если оступимся – а мы, к сожалению, будем оступаться, – мы должны как можно быстрее подниматься. И возрождение нам Господь непременно даст – в этом состоянии готовности не только внешне помахать ветвями, но и в сердце встретить Бога. Потому что если мы не будем смиряться, то Пасха для нас будет недостижима, она будет ограничена только куличами и яйцами, только внешней снедью. Это тоже часть нашей жизни, но не это главное. Это внешняя часть.

На всех вас, дорогие, призываю Божие благословение и всех вас поздравляю с Праздником! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев