Проповедь на Литургии Преждеосвященных Даров 13 апреля 2016 г.

Дата: 
13 апреля 2016, среда

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великим постом, дорогие братья и сёстры, человек находится в состоянии большего внимания к своему сердцу. Если он вкушает от этого времени и пользуется советами Божественного Слова, то этот человек призывается к ещё более аккуратному отношению к тому, что происходит вокруг него: в нём усиливается чувство страха Божия, и ощущение присутствия Божия в его жизни также увеличивается. К сожалению, эти чувства, в силу нашего падшего состояния, по прошествии поста сохранить очень трудно, а для большинства людей и невозможно. Расслабляясь, человек уходит с высоты, опускается ниже, и уже иначе воспринимает всё происходящее.

Движимый ненавистью к Богу и к человеку, лукавый дух создал в этом мире то пространство, в которое привлекает человека. Он создал альтернативную культуру, он создал другое – чуждое – искусство. В этом пространстве человек имеет иное, не Божественное, писание, не Божии, а бесовские заповеди и, находясь в этом пространстве часто и долго, поражается им настолько, что считает, будто это и есть настоящая жизнь. В этом пространстве – своя система ценностей, своя шкала координат, свои правила, свои законы, свои апостолы и свои святые, свои мученики и свои патриархи. Как-то, зайдя постом в магазин, я услышал голос диктора, который трагическим тоном сказал, что умер Патриарх. А потом через паузу добавил: «балета».
В этих храмах, которые созидает Господь, присутствует Святой Дух, и, прикасаясь к этому Святому Духу, человек освящается – освящается его ум и его воля. А в храмах, которые присутствуют в этом мире и в которых человек Бога не ищет, Духа Святаго нет. Но бездуховным пространство не остаётся, потому что его наполняют другими словами, очень похожими на слова Правды. Человека вводят в пространство определённого делания, связанного с постом, ибо в этих храмах есть свой пост: эта культура предполагает определённое воздержание, и ещё какое! Человек, движимый идолом собственного тела, стремится к тому, чтобы ублажить его, достичь некоторой грациозности и красоты. Уходя от понимания духовной жизни и внутренней меры, положенной всякому для того, чтобы совершенствоваться сердцем, сей несчастный, как и многие ему подобные, служит этому идолу и приносит ему в жертву не только себя, но и первенцев своих, и близких своих, да и жизнь свою полагает у ног этого истукана.

Просматривая Священное Писание, мы погружаемся в него более основательно, но, к сожалению, не удерживаем в своём сердце этих чаяний надолго. Однако когда хотя бы маленькое дуновение этого ветра достигает нашего ума и сердца, человек ощущает, что живёт не напрасно. И когда он добровольно и свободно учится отвергать эту внешнюю бесовскую культуру с её ритуалом, с её непременным «богослужением», с её псевдоевхаристией и лживыми таинствами, вдруг обнаруживает, сколько времени освобождается для другого. И если он более основательно поймёт это, то ужаснётся тому, как вообще он живёт. А если проанализирует свою жизнь и просмотрит её сквозь свет Божественного Слова, то будет потрясён тем, сколько времени своей жизни он потратил напрасно. У многих на это были положены лучшие годы, на это была брошена огромная сила, которая от Господа даётся человеку для созидания. И вот есть некие достижения, которые даже могут быть запечатлены на бумаге. Пройдут годы – с той бумаги сойдёт краска, а подписи больших людей и печати крупных организаций сотрутся. Но вот запечатлённые в написанной Богом Книге Жизни наша совесть, образ мысли и жизни останутся в ней навсегда, потому что именно образом мысли и жизни я доказываю Богу свою веру в Него и делами веры утверждаю то, во что я верю.

В Священном Писании сказано: «Где будет сокровище ваше – там будет и сердце ваше». Если обернуться и посмотреть на ту премудрость, которую Господь явил в Своих книгах, то в одной из них можно найти предупреждение премудрого царя Соломона: «Паче всего хранимого храни сердце, ибо из него – источники жизни». Когда колодец заваливают мусором, вода уходит. Так и источник нашего сердца, обнажённый беззаконием и осквернённый нашими грехами, перестаёт вмещать глубину Божественного Откровения. И не потому, что Господь не хочет пробить толщу этого мусора, а потому, что мы сами слишком плотно утрамбовали это место и не пускаем Бога в нашу жизнь, даже порой рассуждая о Нём. Когда это происходит, слепнет человек. Он может произносить практически те же самые слова, он может одеваться в одежды, порой весьма сходные с теми, которые надевает человек иной жизни. Но вместе с тем по образу жизни и мысли, по дару не Христа, небесная, но не Божья сила овладевает человеком и делает его рабом страстей, опутывая его сетями, и это состояние несчастный называет свободой. От Господа ему открывается возможность войти в Дверь, но он её не видит: другие двери поглощают человека, и ему преподаётся бесовское откровение. Вкушая от этой лжеевхаристии, человек захлёбывается страстями и кричит при этом, что как никогда вкусил даров свободы. Вседозволенность – вот трагедия, которая совершается в современном мире, да и не только в современном, потому что всякая эпоха содержит в себе по образу жизни людей и их святость, и их порок. И каждому человеку в разные годы жизни общества Господь даёт возможность сделать свой выбор. Этот выбор был у Адама, был он у Авраама, был и у тех праведников, которые шли после него, был у царей и судей, был у пророков. Есть он и у современного человека.

Рассуждая о конце, Господь утверждает, что только Он один знает время окончания этого земного мира. Знает только Бог, человеку не дано этого знать, но в то же время есть признаки второго пришествия Христа в мир. Апостолы ждали его очень скоро после первого, по восшествии на небо, по вознесении Спасителя. Усиливается это ожидание в течение ряда лет и веков. Преимущественно на грани тысячелетий и столетий люди ждут, что вот-вот придёт Господь. По тем признакам, которые мы сейчас видим, беззаконие, разлившееся во всём мире, ещё не настолько откровенно, чтобы большинство людей хотело жить под властью антихриста. У нас ещё есть время, и продлиться оно может очень долго. Если посмотреть сегодня на современный мир, даже на те страны, где в беззаконии – правительство, можно увидеть, что и в них люди имеют потребность в нравственной жизни. У нас ещё есть время, и кто знает, сколько продлится оно?

Ощущение близкого конца испытывали многие праведники. Пришедшим к преподобному Амвросию Оптинскому купцам (конец девятнадцатого века) было сказано о необходимости работать до конца, как бы трудно и страшно ни было, как бы что-то ни рушилось. Страшно, когда что-то рушится, но нужно идти дальше. Вот и нам с вами Господь предлагает идти, потому что есть ещё время. Есть люди, желающие услышать Божье Слово, порой с полуоборота пробуждающиеся к готовности трудиться и идти.

Я вчера поздним вечером освящал у людей дом. Наше с ними общение закончилось к полуночи. Это ближайшее Подмосковье. Завершили мы на том, что эти два молодых человека, мужчина и женщина, имеющие двоих детей, решили вступить в Библейский клуб и начать читать Священное Писание. Уму непостижимо! Два человека ещё совсем недавно и не предполагали, что когда-нибудь дойдут до такого безумия в своей жизни: открыть Божье слово, будучи современными молодыми людьми?! Людьми, имеющими богатый дом, освящённый в этот вечер, устроившими трапезу священнику, который вкусил от того, что они приготовили (всё было постным). Они изъявили готовность сами вкушать Божественный глагол и искать Небесного Царства. Разве подобное дуновение ветра не свидетельствует о том, что ещё есть время? Некоторые опускают руки: «Скоро конец!» Вы знаете, ещё не скоро. В нашей жизни нет конца. Что бы ни происходило во внешнем мире – в Писании сказано: «Не бойтесь убивающих тело, а бойтесь убивающих душу». Если человек с Богом, то у него нет конца. Бесконечность, вечность – в общении со Христом. Поэтому давайте думать не о конце, а о продолжении данного нам времени этой земной жизни. Пусть не считается оно у нас большим или маленьким, долгим или коротким: у каждого его будет ровно столько, сколько ему отмерил Господь. А дальше будет продолжение с возможностью совершенствоваться, ибо там, в Доме Отца, много обителей, много небес, подняться на которые в движении дальше сможет любой человек, который, вкусив здесь от общения с Господом, начал постепенное поступательное восхождение к Горнему Иерусалиму. Постараемся быть внимательными и оставшиеся дни поста проведём с аккуратностью, испрашивая у Господа возможность учиться жить по Его святым заповедям.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев