Проповедь в Неделю четвёртую Великого поста, прп. Иоанна Лествичника. 10 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
10 апреля 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 9:17-31
Мф. 4:25-5:12

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангельское чтение сегодняшнего дня, дорогие братья и сестры, – это рассказ о том, что происходило с апостолами в присутствии Божественного Спасителя практически сразу после возвращения Его с Фавора.

Были те трое среди учеников, которые узрели свет Божественной славы, а остальные им позавидовали, поскольку они тоже очень хотели бы увидеть Преображение, но их не взяли. У вас бывало такое, когда вы очень хотели, а вас не взяли? Вот и у них так было. Троих взял Господь, а все остальные остались и очень завидовали. Но они потом помирились: и те, кто спустился с горы, и те, которые не взошли на гору. Всем им пришлось потом ещё ниже спуститься, и тут вы знаете – вот на этом противопоставлении очень сильный резонанс, как при сочетании цветов: поставишь рядышком два цвета – вот этот кажется белым на фоне черного, а если поставишь его к белому – то он вроде ближе к черному. Так вот и апостолы, которые после Преображения Господня узрели страшные события и того недужного отрока, одержимого нечистым духом.

Я недавно общался с одной девицей, которая впадает в истерики. Она позволила себе впадать в истерики, и я её предупредил, что если бороться не будешь, то постепенно этот бес настолько возьмёт над тобою верх, что любая ситуация в твоей жизни – и ты будешь постоянно в этом состоянии находиться. Она ещё не замужем. А представь себе – вот ты бы имела такого мужа? Ты бы хотела такого мужа иметь? – Ой, нет! А детей таких хотела бы? – Нет! Так это болезнь. И совершается это течение болезни по степени готовности человека впускать в себя эту тёмную силу.

В этом несчастном отроке бес был с детства. Он настолько овладел им, что и пена изо рта у него шла, и скрежет зубов, и глаза нечеловеческие, ну и прочее, что ужасало окружающих. И по недостатку веры – вот бывает нехватка горючего в бензобаке – и не заводится машина! Хороший автомобиль, новый, и не идет! Нет топлива! – и вот так же не хватило веры у Апостолов, чтобы изгнать бесов. Не хватило.

И Божественный Спаситель, Господь наш Иисус Христос, обращая на это и наше с вами внимание в дни поста, говорит, что сей бесовский род только молитвою и постом изгоняется. Вот почему Церковь такое большое внимание уделяет и внешнему, и внутреннему посту. Нередко в течение поста приходится общаться с родителями маленьких детей, которые не постятся. Ведь пост должен быть не только у тех, кто достиг семилетнего возраста. Там просто более строгий пост, но, опять же, мера его соблюдается в зависимости от обстоятельств жизни. И всегда с духовником можно решить, найти эту меру. Но ведь и маленькие дети, и младенцы тоже воздержание определенное, посильное должны иметь. Они должны привыкать к воздержанию, ибо, если у них из рук оружие поста выбить, тогда можно и до больших истерик дойти. В состояние истерики войти страшно! Дойти до большего состояния ужаса, потому, что одержимость нечистым духом постепенно может происходить, а может и быстро. В зависимости от того, насколько ослаблен человек.

И как тяжело было спускаться после Света Фаворского в эту долину – ужас и мрак! Так бывает тяжело человеку, находящемуся в Церкви, возвращаться домой, где у него не так, как хотелось бы. Но в том-то все и дело, что именно здесь можно, приняв это Евангельское Божественное слово, положить его в сердце, скрепив постом и молитвою, и потрудиться для того, чтобы войти в иное состояние и самому просветиться, и в доме своём посветить этим светом. Ведь если после Литургии приходит человек домой и сразу впадает в состояние одержимости – жаля, калеча окружающих, – тогда возникает вопрос: где он был? И борется ли он, или он находится в состоянии лени?

Мне рассказывал один архиепископ такой случай. Пришел к нему на приём священник, который провинился, и владыка сделал ему внушение, а тот не выдержал – так бывает, сказал начальник слово, трудное для сердца, – и священник этот выбежал из двери и побежал по улице. И владыка говорит: «А я подумал, Господи, ведь я же сегодня причастился! Как же так? Может, я сказал как-то не так? Он де не прав, он виноват? Но я причащался сегодня, я же был в храме сегодня!» И побежал за ним. Побежал по улице большого города, кричал ему: «Отец! Остановись!» В облачении бежал, он же епископ, архиепископ. И догнал его, обнял, вернул и утешил. «Я же в Церкви сегодня был! Я же на гору поднялся, я же светом напитался! Я же должен вот так!»

Обращаясь к отцу этого несчастного отрока, Господь спрашивает о его вере. «Верую, Господи, – говорит этот человек, – но помоги моему неверию! Мало я верую. Слаб я верой!» Но вместе с тем, видя эту веру, Господь обращается к человеку, а он в смирении признается, что маловер. И по вере этого человека, – по милости Божией, конечно, в первую очередь, – Господь исцеляет его сына.

Вот так и в нашей жизни – мы ведь тоже имеем близких людей, которые страждут нередко. И здесь прямое указание о важности веру взгревать и укреплять. А средства – вы же их знаете сами! О них сказано сегодня в Писании, очень конкретно – молитва и пост. Следовательно, всё, что к этому присовокупляется – Божие слово, участие в Таинствах, внутренняя готовность исправиться, измениться, сокрушенное сердце, послушание и смирение – и тогда букет добродетелей непременно расцветет! И ароматом этого цветка, этих удивительных творений Божиих, напитается и сам человек, и окружающие его люди. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев