Проповедь в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную. 3 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
3 апреля 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 8:34-9:1

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшняя неделя, дорогие братья и сестры, именуется Крестопоклонной. Евангельское чтение этого дня – небольшой отрывок повествования, записанного у ног апостола Петра. Его ученик, апостол Марк, передал нам то, что Господь предлагает положить в наше сердце. Обращаясь к каждому из нас, Христос зовет того, кто хочет. Он не навязывает живущим в этом мире и созданным им людям Свою Божественную волю: с самого начала человеку дана свобода. И распоряжаясь этой свободой по своему разумению, человек несет полную ответственность за свои поступки. Взывая к сердцу человека, обращаясь к его душе, Господь говорит: «Аще кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и по Мне гряди».

Призыв отвергнуться себя – это обращенное к сердцу и уму живущего в этом мире всякого человека – мужчины или женщины, младенца, отрока, или достигшего преклонных лет старца – призыв доверия к Богу. «Дай мне, – обращается Христос к каждому из нас, – вести тебя по жизни».

Трудно человеку, живущему в море самости, воспринять безбрежный океан Божественной мудрости. Он не вмещает этого космоса любви Небесного Отца. Ему трудно в это поверить. И даже когда часто он читает молитву «Отче наш», где сказано: «Да будет воля Твоя» – творит ли он эту волю? А ведь это очень важное условие, без которого невозможно достичь Небесного Царства.

Не зря святые отцы называют гордыню матерью всех грехов. Именно отхождение от доверия Богу погубило некогда светоносного ангела по имени Денница. Непослушание и недоверие Богу лишило Рая Адама и Еву. Гордыня и недоверие Богу, падение в страшные грехи было причиной потопа и гибели многих людей, современников праведного Ноя. И до сегодняшнего дня эта духовная аксиома остается той же.

«Если кто хочет идти за Мною, – обращается Господь к каждому из нас, – доверься Мне». Авраам Богу доверился, и его не могущая рожать жена родила. И потомство Авраама, подобно песку морскому, бесчисленно. Доверял Богу праведный Иосиф и, проданный в рабство братьями, не только выжил там, но и затем прокормил братьев и спас от голодной смерти отца. Доверие Богу, хождение по пути жизни с тем, чтобы быть верными Ему, – войти в это состояние нельзя человеку без правильной духовной жизни.

А как узнать, где правильная духовная жизнь? Понятие духовности сегодня очень размыто. Недавно мне рассказал один человек, как он летел в Латинскую Америку в переполненном самолете и был удивлен тем, о чем беседуют люди. Отовсюду неслось: духовность, дары, способности. Он заинтересовался, кто его спутники. И услышал, что эти люди, заплатив огромные деньги (имея огромные деньги – ведь чтобы их заплатить, их нужно ещё иметь), летели за тридевять земель в далекое Латинское Царство для того, чтобы там, в каких-то особых условиях, у них открылся бы так называемый «третий глаз». Двух для них недостаточно – мало. Нужно поехать в Латинскую Америку и открыть там третий глаз.

Страшно от того, что человек утрачивает духовные ориентиры, и его дурачат и убивают, потому что это не только мошенничество, это ведь еще и живая и прямая связь с темной силой. Но это уже такой некий VIP-уровень, потому что не у всех есть деньги, чтобы полететь в Латинскую Америку, и подобные способности можно открыть подешевле. Но последствия будут теми же самыми. Всякий, не ставший на путь несения креста Христова, – обречен, обречен быть обманутым. Дьявол будет играть им, издеваться над ним и постепенно уничтожать его, ввергая в пучину страха, сомнений, истощения – того, что именуется духовной деградацией личности. Невозможно, минуя крест, предлагаемый Богом, идти к Правде.

«Отвергнись себя, – говорит Христос, – отвергнись своего понимания человеческого, внимай голосу Церкви». То есть голосу того места, где хранится Священное Писание и Предание, откуда мы черпаем Божественный глагол и, наполняя им сердце и ум, преображаемся и меняемся. Здесь, припадая к этому Кресту, мы участвуем в Таинствах – для того, чтобы измениться, чтобы стать другими и учиться тяжелому искусству Любви.

Но для начала нужно захотеть, ибо, если не захотел человек, его никто не заставит. Вот почему из года в год Евангельский отрывок о Христе разделяет людей на два лагеря, на две половины. Одни готовы учиться искусству послушания Богу и начинают постепенное освоение предмета смирения, а другие этого не делают. А есть еще и третьи, которые говорят, что начинают учиться, но не делают. Это те христиане, которые находятся в храме, но не учатся жить для других людей.

– Разве это все должны так поступать?
– Да. «Кто хочет быть первым, – сказано, – будь всем слугой».
– Это что же, к каждому из нас обращен сей призыв?
– Ну да. Кто хочет быть первым, да будет всем слугой.
– Это я должен стать слугой, вот этим, и вот этим?!
– Да.

Трудно захотеть стать слугой. Легче захотеть стать господином, барином. Вам доводилось встречать начальников-самодуров? Так вот, очень важно в себе найти этого самодура и, найдя, задуматься: а хочу ли я стать другим? Пытаюсь ли это сделать? Нахожу ли в себе силы учиться быть слугой? Двигаюсь ли в этом направлении, которое обжигает тебя, ощущение твоей самости, твоих прав, твоего места. Кто-то занял твое место, кто-то взял твой предмет – «Это – моё! Это моё, не трогай моего!» Насколько возможно, будучи в святом месте, быть в этом состоянии? Извольте: преподобный Авва Дорофей описывает один случай – многие его знают – когда в монастыре некий монах не отвечал на колкости, на дьявольские нападки братьев и молчал. И некто, видя такую его реакцию, полагал, что он, молясь, достиг состояния бесстрастия. И поинтересовался: «Брат, как ты достиг этого состояния?» И вот тут несчастного слепца прорвало: «Да что с этими собаками, псами разговаривать?!»

Нам Господь посылает людей, чтобы мы увидели, что в нас не так, чтобы мы осознали важность и значимость готовности идти на неудобные отношения с теми, с кем трудно в жизни, и, по-христиански преодолевая их, звали Бога в помощь. Вот это и есть несение Креста.

«Кто хочет идти за Мною?» Идти, подражая Христу, родившемуся в пещере, облекшемуся в простые ризы, но имевшему внутреннее величие.

Сегодняшнее Евангельское чтение и сегодняшняя неделя предполагают, что человек над чем-то задумается. Как важно, чтобы у нас была готовность, потому что мы все не соответствуем удивительному Божиему замыслу о нас. Но мы можем войти в него и достичь того состояния, которое Он поможет нам обрести. Это возможно. Всякий, ставший на путь этого служения, непременно добьется результата вместе с Богом, если будет учиться соблюдать Его призыв: отвергнуться себя, взять этот крест и идти за Христом. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев