Прот. Георгий Митрофанов. Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздник Благовещения возвещает нам одну из самых замечательных, самых потаённых, самых значимых тайн Божественного откровения. Именно тогда, когда уже прошло много веков и поколения представителей богоизбранного народа долгое время ожидали Мессию, Отроковице Марии впервые было возвещено свыше в полной мере, когда в этот мир придет Мессия, как Он придёт и какую особую роль предстоит сыграть Ей, по сути дела, ещё маленькой Девочке, во исполнение этого великого завета Бога, заключённого Им с человеческим родом.

Часто для нас праздник Благовещения, само событие Благовещения представляется как радужная, очень красивая картинка. К Девочке является Ангел и возвещает Ей, что Она станет участницей спасения человеческого рода, что через Неё в мир придет Спаситель...

Однако попытаемся задуматься над тем, так ли легко быть свидетелем Благовещения? Так ли легко возвещать эту благую весть людям?

К тому времени как Отроковица Мария удостоилась видения Архангела Гавриила, уже много веков ожидал богоизбранный народ прихода в мир Спасителя. Уже много веков отделяли Её современников от праотцев, от родоначальников богоизбранного народа, которым было возвещено о том, что богоизбранный народ явит миру Спасителя.

Уже века прошли с того времени, как пророки возвещали о приходе в мир Мессии, а Его всё не было. Были лишь нескончаемые испытания, были лишь тяжёлые жертвы на этом пути ожидания человеком Бога. Люди рождались, возрастали и умирали, тщетно ожидая Мессию.

Именно Ей, почти ещё девочке, было явлено узнать о самом главном. Что же переживала Она в тот момент, когда к Ней явился Архангел Гавриил? Наверное, не только радость, но и страх, но и трепет. И когда Она услышала, что в мир придет Спаситель и именно Она станет Той, через кого Он приобретёт Свое человеческое естество, могла ли вместить Она в полной мере то, что Ей было возвещено?

Пресвятой Деве трудно было понять Архангела. И Она просто по-человечески на его благую весть ответила тем, что Она не знает мужа. Как же Она может родить Мессию? Как и многие Её современники, Она жила в убеждении, что Мессия – это будет просто праведный человек, царь Иудейский из рода Давидова. Она даже представить Себе не могла, что это будет не просто праведный человек, не просто царь из рода Давидова, но что это будет Богочеловек.

Архангел Гавриил указал Ей на праведную Елизавету, которая в преклонные годы, вопреки всем законам человеческого естества, должна была дать миру того, кто станет Предтечей Спасителя. Но ведь это будет человек. И хотя чудесным образом он родится у престарелых родителей, это будет всё-таки в соответствии с представлениями людей того времени. Ей же впервые открылось то, что в мир придёт не просто праведник, не просто царь из рода Давидова – в мир придёт Богочеловек.

Как могла Она вместить это в Себя? Если поколения людей потратили огромное количество сил, чтобы понять тайну Богочеловечества? Если даже в самой Церкви потом в течение многих веков возникали целые еретические движения, неспособные понять тайну Боговоплощения?

Она приняла эту тайну. Приняла и поняла. Прежде всего, Своим чистым сердцем. Это один, очень важный и, как правило, оказывающийся сокрытым от нашего понимания аспект Благовещения. Но ведь было и нечто иное.

Она, праведная Отроковица, конечно же, узнав о том откровении, которое даётся Ей, могла ведь и усомниться, могла ведь подумать, что это не Ангел, а что бес искушает Её. Но этого не случилось. Отроковица проявила мудрость, которой удостаивались лишь немногие святые ветхозаветной церкви. Она смогла распознать истинное откровение, исходящее от Господа.

Но даже тогда, когда Она поняла, что это действительно Архангел Гавриил, возвещающий благую весть, Она, смиренная девочка, разве не могла именно по своему смирению сказать о том, что Она недостойна этого призвания, что не вместит Она в Себя эту великую тайну рождения в мир Мессии? Она ведь могла по Своему смирению поступить так. И кто бы мог Её осудить за это? Но если бы Она поступила так, возможно ли было бы наше с вами спасение?

Мы, как правило, очень много и справедливо говорим о том, что Спаситель вынес на Себе всю меру человеческих грехов, что Он нёс на Себе бремя трудное, крестное бремя нашего с вами спасения.

Но задумаемся сегодня над тем, что ещё до Него Отроковица Мария приняла на Себя это бремя, что уже тогда, когда Она сказала со смирением: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», началось дело нашего спасения. И начала его простая Девочка, святая Девочка, Девочка, Которой предстояло стать Пресвятой Богородицей, Которую мы славим как Честнейшую Херувим и как Славнейшую без сравнения Серафим.

Но тогда-то Она была всего лишь Отроковицей! И не скажи Она этих великих слов: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», каким бы было наше спасение? В том-то и заключается великий смысл Боговоплощения, что Бог вочеловечился в мире, в котором уже был человек, достигший великой праведности. И этим человеком была Пресвятая Богородица.

И опять мы можем сказать себе: коль скоро Она была так праведна, наверное, Ей легче, чем кому-либо другому, было нести этот подвиг, эту великую тайну, которую ведь тогда Она не могла разделить ни с кем. Ибо кто поверил бы девочке, если бы Она сказала о том, что Ей явился Архангел и возвестил, что именно Она родит Мессию, Который дастся Ей от Духа Святаго? В лучшем случае Её сочли бы безумной, в худшем случае сочли бы кощунницей и побили бы камнями. Но Она эту тайну несла в Себе, несла с Собой, поверив Богу. И вот это глубокое доверие Богу со стороны человека, со стороны человеческого рода, воплотившегося тогда в этой маленькой Девочке, явилось залогом того, что Христос, пришедший в этот мир, был всё-таки принят, был всё-таки узнан, был всё-таки в состоянии найти Себе учеников и последователей.

Человечество в то время уже было способно принять Благую весть, принять Боговоплощение. И вот в этом заключался главный смысл Благовещения. В лице Пресвятой Девы Марии человечество ответило Богу на Его призыв осознанно и смиренно. И эти слова Пресвятой Богородицы: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», отныне и до века должны стать словами каждого христианина, принимающего в свою жизнь волю Божию.

Но это трудно. Трудно было Ей. Трудно нам. И вместе с тем, это единственный путь быть благовестником тайны Боговоплощения. Мы все, христиане, призваны к тому, чтобы принять благую весть в своё сердце. Но мы точно также призваны и к тому, чтобы нести эту благую весть миру, а это великий подвиг.

Мы все хорошо знаем, сколь величественна и вместе с тем трудна была жизнь Пресвятой Богородицы. Мы знаем, какую огромную меру страданий Ей пришлось испытать в этой жизни. Никто не страдал так, как Пресвятая Богородица. Но в этом содержится очень важное указание для всех нас. Благую весть очень трудно принять, еще труднее возвещать её миру, но, может быть, самое трудное заключается в том, чтобы, приняв в себя благую весть, возвещая её в течение всей своей жизни, оставаться верным этой благой вести. Оставаться верным Богу, чтобы эти слова, слова Пресвятой Богородицы, в которых Она возвестила о Своей готовности быть с Богом и служить Богу, чтобы эти слова были самыми главными для каждого благовестника Христова, то есть для каждого из нас с вами, дорогие братья и сёстры.

Будем помнить об этом. И в наступающие, может быть, самые трудные, исполненные переживаний о Крестных страданиях Спасителя дни постараемся помнить, как же трудно было Ей, Пресвятой Богородице, Отроковице, принявшей в Своё сердце благую весть о Боговоплощении Христа и пережившей Его крестные муки. И пережившей не только так, как переживали их многие праведники, многие христиане, но и как Мать, являвшаяся свидетельницей Крестных страданий собственного Сына…

Пусть хоть отчасти в наших сердцах отзовется Её скорбь.

Благовещение, предшествующее Великому Четвергу, Страстным Евангелиям, должно отозваться в наших сердцах не только радостью, но и скорбью. А значит, то величие, которым была исполнена Пресвятая Богородица, скорбевшая у Креста, может пробудить в нас, христианах, часто недостающее нам чувство христианского достоинства пред миром – миром, столь часто проходящим мимо страданий Христовых, мимо скорбей наших ближних. Аминь.

Протоиерей Георгий Митрофанов