Проповедь в Родительскую субботу 2 апреля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
2 апреля 2016, суббота

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, ещё в один уставной день Великопостного поминовения почивших сродников наших, собираемся в храмах для того, чтобы вознести молитвы о тех, которые ожидают от нас не только предстояния в храме, но и сердечного участия. Когда нет сердечного участия в каком-либо деле, человек всегда ощущает неискренность. Когда человек, исполняющий какую-нибудь определённую работу, делает её без сердца – это чувствуется и им самим, и окружающими.

Но особенно сильно это ощущают те люди, которые отошли в иной мир и у которых уже нет тела. У них есть только их душа, их личность. И связь предков с потомками, через устроенное Господом церковное религиозное соединение, силой Божественной благодати, прямая. И степень напряженности души человека в этой системе координат – главная составляющая того, чтобы там, в ином мире, в иной реальности наши близкие почувствовали нашу заботу о них. Сколь важна забота? Мы наблюдаем за тем, как беспокоится мать у колыбели младенца, мы видим нередко как попечение о своих внуках и ревность в этом служении оказывают дедушки и бабушки. Мы знаем, как непросто бывает главе семейства, отцу, обеспечивать семью. И когда эти близкие люди объединены единой задачей и, живя в мире с Богом и друг с другом, возделывают ниву сердца и готовятся к вечности – тогда связь этих людей и Христа возле них оказывает воздействие на души и членов этой семьи, и тех, кто окружает ее.

Но вместе с тем – в каждого из нас вложено то, что можно назвать родовой памятью. В каждом из нас запечатлены изгибы жизненного пути многих наших предков, которые жили до нас. И мы ощущаем эти порывы в нашем сердце, которые должны быть облагорожены и осознанно направленны в нужное и правильное русло. Вот почему учение Церкви о поминовении усопших нам с вами необходимо, оно должно быть востребовано – для того, чтобы этот «дымовой проход» не запылился сажей. Для того, чтобы эта труба, по которой поступает Божественная благодать, – не искривилась, а была чистой и верно направленной.

Так бывает – и наглядность поражает своей очевидностью – когда приходят мастера-сантехники и меняют устаревшие трубы. Неприятный запах, старые детали, а после этого – быстрый поток воды и возможность над этими мелкими моментами не задумываться. Вот так и в нашей жизни: бывает, что те духовные трубы, которые есть в нашем сердце, нуждаются в очищении, в умелой руке матера, в необходимости наполниться некоторым средством, после которого ток этой Божественной милости в нашем сердце будет полным, или почти полным.

А если мы не испытываем в нашем сердце ответственности за своих усопших, если не участвуем в молитвенном предстоянии за них – это говорит о том, что состояние нашего национального самосознания утрачивается. Если в дни поминовения усопших храмы полупустые, – это значит, что народ спит. И, просматривая перспективы дальнейшей жизни, не опираясь на прошлое в достоинстве своем, а вместе с тем не делая правильных выводов из ошибок наших предков, – мы рискуем не только утратить свою самостоятельность как государства, но и не вместить в свое сердце и в ум той миссии, которую Всемогущий Небесный Отец возложил на русский народ. А она очевидна: быть хранителями Православия! Нам в этом мире сегодня вверено это попечение – в большей степени, чем остальным народам. Историческая очевидность поражает своей ясностью, а вместе с тем, для кого-то она даже не востребована и не осознаваема. Это, конечно, трагедия. Национальная трагедия.

Но, вместе с тем, – во всём этом есть и радость. В чем же эта радость? В том, что есть те, которым не всё равно. Есть неравнодушные люди, называющие себя христианами и ищущие возможности учиться жить по Евангелию. Конечно, это трудно. Проще просто иметь эту книгу в обиходе домашнего присутствия. Она есть дома, но Писание не открывается человеком. А если это и делается – то впопыхах, редко или когда-то давно. Но если вдруг человек решится открыть осознанно Божие слово и начать читать его регулярно – жизнь меняется у человека! Пробуждается, просыпается в нем самосознание значимости именно тебя в этой жизни: ты – часть большого механизма. Ты Богом задуман, зачат и рожден в этом мире не просто так. Ты что-то должен сделать. А вместе с тем, совершая это служение, узнавая, в чем же промысл Божий о тебе, – ты являешься продолжателем пути целого рода, и на тебя сейчас направлен духовный внутренний взор твоих предков, которые там, в том мире, ожидают твоей нравственной жизни, твоего религиозного горения, они жаждут твоего участия в жизни Церкви. Потому что им уже открылась та правда там, в ином мире, полноты которой здесь ты ещё не ведаешь, но духовные ориентиры которой четко очерчены.

Жизнь человека. Как часто мы слышим эти слова! Нередко эти понятия жизни обыгрываются людьми, которые, зная, что даже от звучания этого слова – «жизнь» – пробуждается что-то в человеке, наполняют эти понятия иным смыслом. Или осознанно, или неосознанно используют эти понятия, уловляя простодушных и непросвещенных людей в сети служения телу, пропагандируя ту сатанинскую культуру, в которой эти понятия сильно искажены, но всё же вызывают внутренний импульс в человеке, потому что столь обнажены в своей откровенной безжалостной безнравственности, что, казалось бы, должны поразить ум человека. Но – слеп человек и глух! И не понимает, что обманывают его. А точнее – позволяет себя обманывать, входя в пространство лжи и не чувствуя, что его обманывают.

Для того, чтобы понимать происходящее в этом мире и осознавать необходимость духовного осмысления всех процессов, совершающихся в земном пространстве, нужно иметь веру! Если её нет – трудно общаться с человеком. Он закрыт от тех потоков, которые пробуждают в нем ощущение настоящей жизни. Но когда десница Божия касается души человека, даже очень сильно духовно затупленного, – тогда начинается или продолжается поиск. Незримый поиск сердца. Поиск того источника, откуда течет живительная влага Божественной милости, правды, знания и силы: то есть той силы, которая пробуждает в человеке способности, дотоле ему не ведомые. Но только тогда они подаются человеку, когда он показывает Богу, что всё это ему надо! И тогда происходит для многих потрясающее и удивительное. «Как вообще вот это может произойти?!» – «Потому, что оно с Богом происходит!»

Сегодня мы с вами будем молиться о наших покойных, отошедших в путь всея земли предков. Есть среди них те, кого мы знаем, и есть те, о ком мы не помним. Есть те, память которых мы храним, и те, которые ждут необходимости нашего сердца, выраженной в реальном движении, готовности их не забывать.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев