Проповедь в Неделю вторую Великого поста, свт. Григория Паламы. 27 марта 2016 г. (Литургия)

Дата: 
27 марта 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 2:1-12
Ин. 10:9-16

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем уставном Евангельском чтении повествовалось о том, как четверо друзей принесли больного расслабленного человека к Спасителю. Величие любви к больному, братское чувство заботы не остановило их перед толпою, которая окружала Христа и заполоняла весь дом, в котором находился Божественный Спаситель. И вокруг дома тоже стояли люди – подступиться было невозможно, а человек страдал, и люди полезли на крышу, разобрали часть ее и опустили одр с больным другом перед ногами Спасителя.

Видя такое отношение к близкому человеку, выходящее за рамки нормы, Господь не осудил этих людей. Он не вменил им разрушение жилища, он не осудил их за то, что они, залезая на крышу этого дома, смутили людей своими действиями. Он, видя их отношение к больному, ради их веры исцеляет их друга.

Болезнь человеческая… В Раю, где жили наши прародители, болезней не было: в том мире не было скорбей, не было смерти – посредине Рая росло дерево жизни, вкушая от которого, они получали силы и не умирали. Но утратив Рай, исказившись, изменившись, человек стал болеть. И мы читаем в Священном Писании, что, прежде чем исцелить человека, Господь отпускает ему грехи.

Вот и сегодня кто-то из вас причащался святых Таин Христовых. Вчера и сегодня люди пришли для того, чтобы воздохнуть о своем несовершенстве, признать свою вину, сделать шаг к плачу о грехах, потому что трудно бывает плакать о грехах своих. Признавать грехи – да, а вот расплакаться о грехах своих нечасто получается у человека. Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что это норма – но мы далеки от этой нормы, мы не плачем. Мы сокрушаемся порой, но плачем редко. Но когда это происходит, то теплота от этого состояния хранится очень долго. Глубина покаяния такая, что очи не держат слез, они их извергают наружу. От полноты чувств и сокрушения извергается влага из глаз человеческих. Это так.

И человек, имея немощи, приходит к Богу с просьбой о прощении – ведь только Господь прощает грехи. И если Господь видит искреннее покаяние в человеке, тогда Он очищает сердце человека. Почему нам с вами важно опасаться формального отношения к покаянию? Потому что тогда не войдет Он в наше сердце, не исцелит нас – не потому, что не захочет, но потому, что мы не создадим той среды, той необходимой температуры для того, чтобы Бог посетил нашу душу и вошел в двери нашего сокровенного человека, находящегося там, в душе нашей, нашего лучшего человека.

А потом, дорогие, те из вас, которые готовились сегодня, подошли ко Святой Чаше, причастились Святых Пречистых Тайн Христовых. Это то самое древо жизни, плоды которого произрастали там, в Раю. Питаясь от этих плодов, не умирал человек. И здесь Господь нам дает, в этом несовершенном мире, возможность через Причастие вкушать плоды этого древа и изменяться.

Мы получаем огромную помощь и силу, когда соединяемся с Господом. Вот почему вообще это нужно делать чаще, а Постом особенно искать возможность причащаться Святых Тайн Христовых, чтобы получить исцеление, чтобы наполниться, чтобы ощутить присутствие Христа в себе. Даже в самой маленькой частичке, получаемой в этот миг человеком, в самой крошечной частичке – весь Христос. Бывает, что много людей на службе, и священник дробит ту часть просфоры, именуемую Агнцем, на которую сошла Божественная Благодать, и только маленькая частичка попадает в уста человеку. И кто-то скажет: «Как мало, почему так мало? Может быть, чего-нибудь не хватило?» Так вот: в самой маленькой крошечке, получаемой человеком, – весь Христос. Вот такое чудо! И получая эту часть, мы с вами обретаем целое.

Евангельское чтение сегодняшнего дня рассказывает и о дружбе, о служении людей тем ближним, которые сами не могут чего-то сделать: не могут подняться, не могут прийти, не могут вместить. И вот люди берут этот одр и несут его на плечах своих, и испытывают тяжесть, и чувствуют боль в мышцах, в спине. Эти люди любят близкого человека и готовы потерпеть ради него. Более того – когда что-то делается с душою, это заметно. Бывает, приходит человек в гости и его встречают хозяева, и накрывают стол, и ставят на него что-то, но делают это без души. И это чувствуется. Бывает, человек принимает человека в некотором заведении: в конторе ли, в институте, в домоуправлении, в присутственном месте. И принимает без души, и чувствуется, что ему тяжело.

Но когда человек поступает от сердца, тогда и на столе по-другому, и в глазах по-другому, и душа иначе откликается на то, что делается с душою. И Бог это видит. Мы Его принимаем с душою, мы открываем душу для Него? Мы для близкого служим, открывая душу? Или только формально рассказываем о нашем хорошем отношении?

Это состояние, когда незримо Божья благодать орошает сердце человека. Но если человек приносит свою жертву Богу или ближнему кое-как, он уподобляется Каину, который взял попавшееся под руку – не лучшее, как Авель, а то, что попалось под руку, собрал и принес в жертву. Он принес Богу ее. Но такая жертва была неугодна, она была без сердца, без души: «На Тебе, Боже, что мне негоже!» Когда мы вот так встречаем близкого, он тоже чувствует, как мы к нему относимся: с радушием, с распахнутой душой, радующейся душой – или без души. Тогда и вкусное яство в уста не идет. Вроде бы и сел за стол гость, а как-то не по себе. Вроде бы и ждали его, но не так ждали.

Вот и Господь испытывает наше сердце. Мы принесем к Нему нашего внутреннего человека расслабленного, мы выразим готовность показаться для кого-то странными, чтобы забраться куда-то, разобрать крышу и спуститься к ногам Спасителя? Ведь мы стесняемся, порой, своей веры. Нам кажется неловким в том месте, где мы служим, работаем, перекреститься. Как же так? Мои коллеги вдруг ощутят, что я…

– Что ты? Ну что ты? Что ты христианка? Тебе стыдно? Тебе стыдно за то, что ты христианка? Для тебя мнение слепых – может, даже очень хороших, но духовно слепых – людей, мнение, которое предложено им темной силой, оказалось дороже. Ты постеснялся Бога своего?

Это не означает, что нужно бросать свою веру в лицо окружающим и на каждом шагу класть земные поклоны, выказывая нелюбовь к окружающим людям, к тем, которые не вмещают этого и на чрезмерное такое отношение реагируют с недоумением. Но когда всё естественно: собирается поесть человек, он пришел в ведомственную столовую, в ресторан или кафе – почему он не крестится? Почему пищу свою не благословляет? Почему ему неловко перекрестить еду? «Что скажут мои сотрудники? Что скажут?»

Вы знаете, я собираю эти истории от тех людей, которые не стесняются. К ним подходят другие люди и благодарят: «Спасибо тебе, что ты это сделал. Я тоже так буду делать. А то я как-то стеснялся, а ты мне подал пример, спасибо тебе. Если ты это делаешь, то и я, конечно, тоже буду делать. Мне будет легче. Я знаю, что таких, как мы с тобою – уже двое, как минимум».

Сегодняшнее Евангельское чтение обращается к нашему расслабленному состоянию, к нашему внутреннему человеку, который лежит на одре болезни. И мы можем поднять этот одр силой своей воли, свободной воли и направить нашего больного человека к Тому, Кто может исцелить, к Тому главному Врачу духовной лечебницы, Который накладывает пластырь на раны, возливает елей – милость Свою на ссадины, перебинтовывает царапины и прощает наши грехи, исцеляет нас.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев