Проповедь в Неделю вторую Великого поста, свт. Григория Паламы. 26 марта 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
26 марта 2016, суббота

Дорогие братья и сестры, приветствую вас с этим Воскресным днем, днем памяти святителя Григория Паламы! Хочу порадоваться тому, что в нашей жизни есть Пост – время, данное человеку для того, чтобы человек в начале остановился, а потом задумался над тем, Кто ему дал Пост. И ощутил в своей жизни такую глубокую и, возможно, единственную для себя в течение церковного года – к сожалению, единственную, потому, что в другие дни ещё тяжелее слышит человек, – вот такую единственную основательную возможность хоть немного потрудиться для Небесного Царства. Божье Царство, сказано, начинается в нашем сердце. В Священном Писании мы находим слова, что Царство Божие нудится, силою берётся, и только те, кто прилагают усилия, восхищают это Царство. Всякое Царство имеет Царя. И Царем этого Царства является Царь Славы, Небесный Отец.

Дав это Царство, Он ожидает, что оно будет востребовано теми, кто хочет войти в него. Ибо тот, кто не хочет, туда не войдет, потому что он не может оценить, что это такое. Чтобы туда войти – нужно постараться, чтобы постараться – нужно захотеть, чтобы захотеть – нужно об этом Царстве услышать. Вот почему стремление к Царству вложено в человеческое сердце. Наша родовая память хранит в нашем сердце, в тайниках его содержательную высоту, имеющую отношение к небесному дому. И когда мы созерцаем прекрасные картины во внешнем мире, они находят отражение в нашем сердце, в памяти нашего сердца, сподвигая нас обратиться к тому, что когда-то было утрачено человеком, чего лишились прародители, свободно и добровольно избрав для себя путь не с Богом. Оставление человеком Рая напрямую связано с добровольным решением самого человека.

Нам трудно представить, до какой последней степени Господь пытался удержать людей в Раю, и то состояние, которое испытывает любящий Отец, когда Его дети не могут оценить того, что Он сделал для них, и демонстрируют свою неблагодарность – глубокую неблагодарность! – и, конечно, ослеплённость, потому что они уже были поражены состоянием отчуждения от правды. Движимый этим чувством отеческой заботы, Бог страдает, потому что первые, кто распинает его – это Адам и Ева. Ибо если бы они не отступились – не было бы Креста, не было бы Голгофы. Но мы с вами восходим на трон непослушания и венчаемся на царство всякий раз, когда отступаемся от Божьего Закона и не готовы соблюсти правду Божию. Всякий посылаемый нам человек в этом мире, сейчас, посылается для того, чтобы в общении с ним человек просмотрел Божий Закон. Всякая ситуация, посылаемая Богом в жизни, дается нам для того, чтобы мы увидели в ней не случайное совпадение, а необходимость правильно пройти испытание, данное от Бога, – для того, чтобы на выходе из этой ситуации получить что-то очень ценное и значимое. И по существу христианин учится везде, в любом месте. Вдруг неожиданно совершается что-то, что не входит в наши планы – это Бог вмешался в эту ситуацию, посылая нам именно то, что сейчас нужно. А нам кажется, что вот именно это сейчас нарушает всё то, что я задумал! Но на самом деле всё это – ещё один поворот дороги жизни на пути к Небесному Царству, куда Бог хочет нас привести, но не насильно! А после утраты человеком Рая и Его Божественного вмешательства в эту ситуацию – с отдачей Своей жизни, с умалением Себя до смерти, с Воскресением и Вознесением – всё совершено! Вновь Небесное Царство, вновь нас ожидает вечная радость!

Но кому-то не нужно всего этого. И даже время, когда Церковь в голос зовет, когда звучит этот голос так устойчиво, глубоко в нашем сердце – войди в Великий Пост! – мы и здесь можем быть настолько духовно расслаблены, что нас не трогает все это… Хотя для кого-то начинается некоторое делание, которое при неправильном отношении к нему человека может стать обузой. И он начинает только потому воздерживаться, что ему приказали. «Ты должен поститься!» – «Я никому ничего не должен!» – «Ты должен не есть!» – «Я никому не должен!» – отвечает дьявол через этого человека. Человек не должен – он имеет возможность обязать себя сам это делать. И если он ещё не дорос до этого состояния, значит, он с Богом в жизни ещё не встретился. Если он не готов даже малую толику принести – малую толику готовности воздерживаться, то есть начать путь к Небесному Царству.

Невозможно войти в Небесное Царство без поста, без воздержания! Мера поста различна. Мужчина высокого роста, сильный, красивый, с хорошей должностью, обласканный Богом – семья, дети, жилплощадь, то есть дом, – состоявшийся и состоятельный, говорит: «мне поститься не надо!». Почему? Кто тебе сказал, что не надо? Тебе никто не сказал, а почему тогда ты говоришь, что не надо, если никто не сказал тебе не поститься? Кому ты поверил? Ты откуда взял, что поститься не надо? Ты родился с этим, что не надо поститься? Почему ты решил отказаться от поста? Почему так же свободно ты решил не поститься? Почему ты так отстаиваешь свою неготовность? Не кажется ли тебе, что кто-то предложил тебе? Кто-то обманул тебя, а ты поверил ему? Откуда такая неуступчивость, кто заразил тебя этим духом? Как хочется ответить: «Нет, это я сам!» – в порыве гордыни. Нет. Предложение последовало от другой силы, а потом ты сам ей поверил, и снова оказался обманут. И в этом противостоянии вновь человек может поверить не Богу. Бог сказал: «Сынок, надо! Тебе нужно. Ты прозреешь». Дьявол – обезьяна Бога, по слову святого Иоанна Златоуста. И он тоже говорит: «Давай, не постись, и ты прозреешь». Те же слова, но другая интонация! И плоды другие. Потому что если не поститься человеку – тогда диавол его может взять голыми руками, по слову преподобного Серафима Саровского! Только не постись, только не воздерживайся, ни в коем случае! – говорит человеку диавол. Получи всё от Бога (получил, уже получил) – и будь неблагодарным Ему! Не верь в Его Царство: нет его! И тогда ты уже в моем царстве, ты мне служишь, ты мой раб. Ты считаешь, что ты свободен? Нет! Ты присягнул мне в том, что ты теперь не будешь поститься. Это я предложил тебе, но ушёл в сторону и, раздразнив твою гордыню, обманул тебя, чтобы ты поверил, чтобы ты решил, что ты сам придумал, что можно не поститься.

Как ловко он обманул! Вы знаете, это целый лабиринт хитросплетений, но ему уже больше восьми тысяч лет. Стратегия ведения войны уникальна! Этот потрясающий полководец заманивает в ловушку всякого, кто духовно слеп, кто не ищет Божьего просвещения и не стремится к свету Христову, кто не учится жить жизнью Церкви. Всякого того, кто слаб, потому что силен только тот, кто решил объявить войну. В первую очередь – себе самому. И признаться себе честно: я себя вот такого – не люблю. Мне я вот такой не нравится. И я вот таким, какой я есть сейчас, быть не хочу. Но признать это очень трудно!

Есть другой человек во мне, и он просыпается тогда, когда человек начинает поститься. И тогда начинается диалог в сердце человеческом, просветление ума. Потрясающие параллели проводит человек в своей жизни с тем, что написано в слове Божием. Он встраивает прочитанное там в жизнь не только свою, не только своей семьи, но и народа своего. Он ощущает, как важно и значимо ему, этому маленькому человеку, на маленьком пространстве своей жизни быть христианином! Учиться быть Христианином, понуждать себя подниматься и снова идти.

Именно этого ожидает Бог от человека: готовности подниматься, признавать свои ошибки и снова идти. Но понуждать себя к движению! Потому что, если не двигаться – это смерть. Это смерть в рабстве, которое может быть не осознаваемо человеком как рабство. А ещё страшнее, когда он поверит, что это и есть настоящая свобода: вседозволенность. Только почему-то пахнет эта вседозволенность всегда развратом, искажением света, растлением души и деградацией личности. Вот она, свобода! Дьявольская свобода. По слову преподобного Максима Исповедника, истинная свобода может быть только в Боге, потому что Бог есть максимальная свобода. И, входя в общение с Богом, постепенно, шаг за шагом освобождается человек от влияния страстей. Небыстро происходит это, и на начальном этапе может показаться, что вообще все духовные болезни только обнажаются – так оно и есть, чтобы потом человек испытал другое состояние. Важно продолжить путь и не остановиться; сознательно продолжить пост, осознанно, зная, что это Божие оружие; продолжать читать слово Божие. Непременно брать толкование, чтобы понимать, что написано в нём. Не ужасаться первоначальным впечатлениям, которые складываются от незнания и непонимания действительности событий Ветхого Завета. Что происходило с людьми той эпохи? Кем были эти люди? Сколь сильно было развращение во многих людях? Даже в младенцах было вложено растление. Как пишут святые – не только мысли, но и действия были направлены уже только к злу. Такова преемственность, наследственность.

И вновь вспоминается пример с садовником, который насаждает некий виноград. Возделывая саженцы, смотрит – прижились ли они? И если заболевает в саду некий куст или растение, дерево, и не выздоравливает – мудрый садовник вырезает это растение и проверяет ветви, чтобы зараза не пошла дальше и весь сад не погиб. Вот такая борьба за чистоту веры. Только каждый человек должен сам решить, хочет ли он иметь чистую веру, нужно ли ему это. И если ему это не нужно – то Христос ему не нужен и Царство Божие им не востребовано. Это великое горе, трагедия жизни, потому что дана эта жизнь Богом для того, чтобы человек сознательно и добровольно захотел быть с Богом и, здесь с ним встретившись, в жизни будущей продолжил совершенствоваться, потому что границ совершенствования нет. И мы читаем в Священном Писании: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

И вот здесь очень важно следить за собой. Потому что для тех, кто воздерживается и учится этому важному искусству, есть большой соблазн посмотреть: а кто как? Но смотреть надо за собой! Я отвечаю за свою маленькую территорию, за моё маленькое сердце, з тех близких, кто возле меня, и за данный мне удел. Что я сделал, чтобы здесь зацвел этот виноград и распустился этот цветок? Была вырвана с корнем эта сорная трава, было положено удобрение, влагой напиталась земля. А дальше – большой труд в ожидании плодов.

Вот ещё одна ступень Великого Поста. Вторая неделя. И дальше – движение к Крестопоклонной седмице, к выносу Креста, ещё одному дню, когда нужно осознанно и добровольно, сознательно показать Богу, что мы хотим взять и нести Его Крест. Так, как мы пока, сегодня, его несём – несовершенно, но мы готовы понести! Это важно. И всякого из нас Он ожидает в готовности нам помочь. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев