Проповедь в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия. 19 марта 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
19 марта 2016, суббота

Дорогие братья и сёстры!

Почему Милосердный Отец, Который бесконечно и нежно любит человека, бережёт его и желает ему только счастья и блаженства, предлагает ему трудности? Потому что только трудности и сложности, встречающиеся на пути, предполагают осознание детьми любви Заботливого Отца и постепенного возрастания их в духовной жизни, которое сподобляет человека открыться для понимания Пасхи Христовой. Пасхи не только как времени вкушения скоромной снеди, но и как перехода от внешнего к внутреннему, от телесного к духовному, от ветхого – к новому, от лживого – к праведному, к чему призван всякий сын или дочь Божии. Вот почему безгрешный, Всемогущий, Всеведущий и любящий Отец, не имеющий нужды поститься, проводит сорок дней в пустыне, указуя нам на необходимость начать то посильное, свободное и добровольное воздержание, к которому призван всякий живущий в этом мире человек.

Я хочу обратиться и к взрослым, и к детям, которые меня слышат: поститься нужно всем. Но вот меру поста каждому, кто собирается начать его или продолжить, важно обсудить с теми, кому он доверяет. Потому что в нашей жизни есть те, кому мы не доверяем – с ними советоваться не нужно, а правильно определить степень доверия без Церкви невозможно. Без Правды Божией – невозможно.

Какова лествица постепенного опускания человека с высоты? Человека, который уже находится в падшем состоянии, то есть нас с вами. Если мы не имеем живого общения с Богом, если не чувствуем Его в своей жизни или, имея это чувство, не поддерживаем его данными от Бога средствами, тогда мы опускаемся на ступень ниже и живём по законам совести. Заметьте, это более низкая ступень. Если мы не имеем живого общения Богом, если мы Ему не доверяем, если мы, приходя в Церковь, не учимся здесь верному направлению мыслей и действий – тогда мы опускаемся ниже и живём по законам совести. В этом пространстве есть свои ценности, но так как понятие моральных принципов у людей, живущих в разных местах и занимающихся различными послушаниями, может отличаться (есть разные шкалы ценностей и системы координат), то жизнь «по закону совести» у одних может очень сильно отличаться от жизни «по закону совести» у других. Потому что в этом случае совесть как голос Божий в человеке настроена уже иначе, и этот инструмент звучит по-другому, и гармонии духовной может не быть, хотя понятие «закона совести» ещё остаётся.

Если и на этой ступени не удерживается человек, тогда он опускается ещё на ступень ниже и живёт по законам общества. Это ещё более низкая ступень – законы того сообщества, в котором человек находится, те различные требования, которые предъявляет к нему социальное пространство. И здесь, учитывая, что он спустился уже (или не поднялся) на две или на одну следующие ступени, он так или иначе согласен исполнять законы данного общества.

Если и на этой ступени не удерживается, тогда снова опускается ниже на следующую ступень. Что это за ступень? Это законы кровных уз. Это тоже некоторая система ценностей, за которую многие держатся и которая на определённом этапе жизни для человека, не просвещённого в истинной вере, может представлять значительную силу. Здесь могут перемежаться различные законы и правила, имеющие отношение к каким-то ступеням, но только этот коктейль, эта каша и винегрет будут очень странными, и нередко это всё омывается кровью. С очень благородными порывами и с понятиями весьма высокими, но с жизнью не духовной.

Если и на этой ступени человек не задерживается, тогда он опять опускается ниже. Это – ступень инстинктов. Живя в этом животном пространстве, человек, по слову царя Давида, «приложится к скотом несмысленным и уподобится им». В этом пространстве, к великому сожалению, живут очень многие люди. Живут, руководствуясь весьма специфическими правилами жизни, откровенно или прикрыто оправдывая свои действия теми языческими законами, которые в Священном Писании обозначены понятиями «похоть плоти», «похоть очес» и «гордость житейская». Здесь совершается то грубое поклонение страстям, впадая в которое, человек утрачивает образ Божий. И если он не остановится, то это постепенно станет для него явным или скрытым самоубийством, поскольку в этом пространстве человеком полностью правят (и чем дальше – тем больше) падшие духи, те демоны и бесы, которые являются умелыми воинами, которые могут двигаться по этой лестнице и которые всякого, не имеющего правильных духовных ориентиров, непременно обманут и столкнут как можно ниже. Падение это начинается на уровне греховных помыслов, с которыми человек не борется и через которые пускает в своё сердце падших духов, разлагающих его душу, растлевающих его ум, оскверняющих его тело, порабощающих его сердце, соделывающих его рабом страстей, их адептом и последователем.

Святая Церковь в постные дни предлагает нам продолжить подниматься по ступеням этой духовной лествицы. Когда в нашей жизни происходит подобное, мы, восходя на какую-либо ступень, отказываемся от того, что до этого было свойственно нашему состоянию. Мы так или иначе зависим от того падшего естества, которое все имеем. Для того, чтобы подчинять наше тело, нашу плоть нашему духу, Господь и дал нам это время воздержания. Важным условием на этом поприще является не только невкушение определённой пищи, влияющей на мысли и делающей тело дебелым, то есть не способствующим поднятию ума и духа человека горе, выше. Воздержание должно быть и внутренним, духовным, когда человек сознательно определяет меру того, от чего он оказывается в отношении тех развлечений, которые увлекают его ум и телесные очи в области, где рассеивается внимание человека. Вот почему в дни воздержания от телесной пищи важным условием для себя он находит необходимость духовного чтения Священного Писания, а также толкования на священные тексты для того, чтобы правильно понимать нередко зашифрованное и аллегорически переданное в Божьем слове – для того, чтобы поискал ключ к этому Божьему Слову всякий ищущий спасения человек, вошёл в радость общения с Богом, осознал и осмыслил значимость наполнения своего сердца Божественным Глаголом.

Наполняя сердце человека Божиим Словом, Господь пробуждает его душу к иной жизни, и уже другие порывы становятся свойственны душе этого человека. Совокупность того, что мы называем духовной жизнью, включает в себя, помимо всего прочего, и молитву – как то важное и нужное общение с Богом, о котором преподобный Серафим Саровский пишет: «Пост без молитвы бесплоден, а без поста молитва – тщетна». Вот для чего нам нужно более частое посещение Богослужений, необходимость причащения Святых Таин Христовых и то, о чём мы с вами читали в молитве, обращённой к Богу перед началом поста, – покаяние, которое рождается в человеке постепенно. Когда он приближается к свету, то замечает свою грязь и, воздерживаясь от телесного и внешнего, более внимательно, с содержательным чувством внутреннего понимания оценивает свои поступки. Ибо Господь вносит светильник в его душу, и он начинает замечать то, чего прежде не видел.

И ещё. На этом пути мы непременно встречаемся с падшими духами. И те состояния, которые мы должны претерпеть, Сам Бог помогает преодолеть человеку. Ставя его в неудобное положение, Он ждёт, чтобы позвали Его, закричали к Нему, потому что мы без Него не можем. Потому что без Бога на этом пути человеку со своим непотребством справиться невозможно. Чтобы позвали Его основательно и серьёзно, продолжая то, что в иное время церковного года мы делаем редко: вести духовную работу.

Шаг за шагом, преодолевая те сложности, которые подстерегают человека на этом пути, он должен изучать Божественное слово и Божий Закон. Потому что только правильное вхождение в духовную жизнь и наличие верных духовных ориентиров вводят человека во внутренний мир Церкви – и преображается человек, и возвышается его ум, утончается его сердце, возвышается его душа, и он удивляется тому, как прежде мог так не жить. Вот тогда Праздник Пасхи Христовой человек начинает воспринимать иначе и не ограничивает своё понимание этого события только одной скоромной пищей, вкусить которую он ожидает, ещё едва начав духовное делание.

И последнее. Да, мы умрём. Но мы знаем, что смерти нет. Это правда. Её не существует. Для того, чтобы её уничтожить, Бог отдал Свою жизнь. Для того, чтобы победить диавола и смерть, Он пришёл сюда: умалил Себя от Безграничного бесплотного Духа, обретя плоть, подобную нашей с вами. Непостижимым для ума образом взял Он на Себя грехи всех нас, распяв их на Кресте и, воскреснув, обновил то Тело, Которое даётся нам в Таинстве Причастия. Мы в наше больное человеческое тело принимаем Тело воскресшее, бессмертное, нетленное и здоровое, Тело Бога – и меняемся. Вот почему это нужно делать и делать это нужно чаще – входить в общение с Богом, потому что именно это вкушение от Тела и Крови Христа есть возможность вкусить от того Древа, плоды которого вкушал человек в раю – и не умирал. В этом мире мы снова получили возможность жить. И только сами можем либо обесценить в себе самих подвиг Господа, либо разделить с Ним здесь движение к вечности, радость встречи в мире земном и спасение в Царстве Небесном.

Давайте, дорогие братия и сёстры, по мере наших сил и с помощью Божией продолжим постное воздержание. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев