Проповедь в Неделю сыропустную. 12 марта 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
12 марта 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, с Воскресным днем, уже наступившим по церковному календарю, хочу вас поздравить!

Остались часы до начала Великого поста, до времени, которое дано Богом человеку для возможности глубокого осмысления своей жизни, для еще одной возможности родиться. Это очередной призыв к душе человеческой – восстать и начать работать в деле спасения. Спасения от власти греха и дьявола, которые уже повержены Богом и которые должны быть нами свободно и добровольно отторгнуты.

Просматривая собственную внутреннюю жизнь, мы честно должны наблюдать в себе склонности к жизни греховной. Возможно ли христианину, находящемуся в лоне Церкви, жить с ненавистью к ближним своим? Допустимо ли человеку находиться в состоянии осуждения, нелюбви к тем, кто окружает его, и не трудится изжить в себе, извлечь из сердца эту занозу? Правильно ли тому, кто думает о вечности и о рае, бездействовать? Зная о том, что желание достичь рая человеку нужно деятельно доказать своей жизнью, Всемогущий Отец дал Своим чадам возможность возвыситься, подняться над внешним, и примером Своего воздержания в пустыне указал путь движения к небу, предлагая каждому из нас войти в радость этого состояния воздержания.

Совсем скоро в православных храмах мы услышим песнопение о том, что постимся мы постом приятным. И приятность этого поста содержится и заключается именно в том постепенном возвышении над внешним, земным, человеческим, свойственным нашему падшему естеству, которое будет нами оставляться поступательно и постепенно, если мы найдем в себе готовность Богу доверять и использовать данные нам Им инструменты для того, чтобы извлечь на поверхность нашу грязь.

Более того: очень важно идти по этому пути, научаясь иметь перед собой правильные духовные ориентиры. Но это невозможно, если человек не знает основ христианской веры, если он не научает себя. Перед ним столько возможностей, но он не научает себя, куда идти, он не борется с помыслами, он не знаком с искусством и культурой покаяния. Можно пожалеть этого человека, потому что мир, в который Господь предлагает ему войти, для него недоступен. И, не вкусив от плодов этого мира, находясь во внешнем пространстве, человек отвергает этот мир; называет тех, кто о нем рассуждает, обманщиками; хулит Церковь, изыскивая изъяны в людях, находящихся в Церкви, и оправдывает своё бездействие тем, что замечает беззаконие в жизни христиан.

Когда-то душа каждого из нас предстанет на суд. Мы много об этом слышали, мы, возможно, нередко об этом читали. А кто-то из нас уже провожал в путь всея земли очень близких ему людей. Но не всегда рассуждения на эту тему сподвигают человека действовать. В том мире уже невозможно покаяние. Здесь оно доступно, но открывается это тогда в человеке, когда он хочет этого. Бог этого желает – и человек должен захотеть двигаться в сторону этой высоты, чистоты и правды евангельской, к которой призван каждый живущий в этом мире.

Используя не самый совершенный инструмент, как настоятель храма неся ответственность за то, что я делаю, я предложил вам, дорогие братья и сёстры, вступить в Библейский Яхт-клуб, назвав так то направление деятельности, которое имеет отношение к системному изучению Священного Писания. Большее внимание, безусловно, мы будем уделять Новому Завету, но мы должны вступить на путь изучения всего Священного Писания, что мы уже и сделали и что продолжим в большей степени в дни святой Четыредесятницы. И я благодарю тех из вас, которые имели доверие к данному предприятию, и сочувствую тем, которых подобное предложение открыть Священное Писание не сподвигло начать чтение Божьего слова.

Отнюдь не связывая и не сравнивая себя с кем-то из тех, кто достиг высокой, напряжённой духовной жизни, но вместе с тем просматривая происходящее, обращаю внимание вот на что. Когда люди, отличавшиеся духовными дарами, в прежние века и годы предлагали окружающему миру войти в пространство иной жизни, отнюдь не все сподвигались начать это движение. Но у нас есть ещё время. Завтра, по окончании поздней литургии, мы будем служить молебен перед началом нашего духовного плавания. И в этом нет ни капли противоречия. Мы предполагаем совершить «Кругосветную парусную регату» – мы так назвали её иносказательно – и это предприятие даст возможность всем тем, кто вступает на этот путь, иначе посмотреть на себя и на окружающий мир, войти в новое пространство, расширить свои горизонты и однозначно получить пользу.

Конечно, данное плавание вызовет немало вопросов, поэтому мы специально подготовились и пригласили лучших преподавателей Священного Писания, которые уже приезжают и ещё будут приезжать к нам на наше Подворье, в наш лекционный зал – для того, чтобы помогать нам в этом движении. Но даже это может не сподвигнуть людей открыть Божье слово, и мы к этому готовы. Мы не осуждаем этих людей, но сожалеем, что и здесь они не захотели этого сделать. И созданные парниковые, тепличные условия в очередной раз кем-то из нас будут отвергнуты. Жаль! Очень жаль…

Так близко будет столь изысканная пища, совсем рядом с нами будет находиться возможность обрести то, что мы давно ищем, о чём сетуем, что не имеем этого, что пленяет наш ум потребностью достижения того, о чём мы плохо знаем, но к чему порой стремимся всю жизнь! Порой даже не отдавая себе в этом отчёта, поскольку в душу каждого человека вложена жажда двигаться к достижению духовно-нравственных идеалов, евангельских идеалов. Нужна только наша решимость, только усилия нужны для того, чтобы новый мир, новая реальность открылись в человеке. И дальше – всё больше открывается перед человеком уже здесь, в этом земном пространстве, в преддверии рая и Небесного Царствия. Это правда. Но вкусить от плодов этой правды может только тот, кто поверит, захочет, понудит себя, столкнувшись с трудностями, со штормом, с бурей, но будет трудиться, будет преодолевать, будет грести. Конечно, наших моряков ожидают трудности в этом плавании: трудности нужны, и их не стоит бояться. Важно выйти в море и начать этот путь.

Завтра, дорогие братья и сёстры, мы с вами соберёмся на чин Прощения. А затем вечером каждого дня первой седмицы Поста, в течение понедельника, вторника, среды и четверга, будет читаться Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Я прошу вас, дорогие, искать возможность быть на этом Богослужении. Сам канон будет читаться полчаса, а затем будет совершаться продолжение Великого повечерия, в которое входит чтение этого канона. Если у вас нет времени – уходите после этого, но на канон прошу вас прийти. Если сможете прийти все четыре дня, получите огромную помощь и силу. Нет – читайте дома, в пути, слушайте, но прочтите его. Это размягчает душу. Врачи нам выписывают лекарства, и я, как духовный врач, имею право и власть об этом сказать. Понуждайте себя прочесть это произведение – оно вам поможет, оно вам необходимо, оно Богом дано, заповедано и благословлено.

В четверг с утра и ещё несколько раз постом – объявления об этом уже висят и на сайте, и в храме у нас – мы будем совершать чинопоследование Елеосвящения, или Соборования. По традиции, все мы участвуем хотя бы раз в году в этом таинстве. Если есть нужда, то чаще – это уже на усмотрение духовника, на благословение духовных наставников.

Первая Литургия Преждеосвященных Даров в нашем храме будет служиться в пятницу. Зову на эту службу всех тех, кто желает испытать, ощутить, что такое Великопостное Богослужение. Литургия будет возвышена до состояния удивительного, радостного, проникновенного, очень сильного, требующего от нас напряжения. Я прошу всех вас найти время Великим постом хотя бы раз, или несколько раз, если сможете, поприсутствовать, помолиться за подобным чинопоследованием. Это невозможно передать словами, но всегда ждёшь этого состояния весь год.

Одним словом, у нас впереди с вами открытая удивительная дверь, в которую можно войти и ощутить что-то очень ценное, значимое, необходимое, важное, без чего невозможна будущая наша жизнь с Богом. Великий пост – это особое время подготовки к вечности, и дай Господи нам с вами иметь хотя бы малою готовность войти в это пространство. С духовником необходимо обсудить меру своего поста: поститься должен каждый, но мера поста у каждого своя. Нужно посоветоваться со священником и не смотреть, кто как постится, а испросить благословения совершать воздержание согласно той меры, которую важно определить с теми, кому духовно доверяешь.

Радуюсь, дорогие братья и сёстры, что мы с вами имеем возможность об этом рассуждать открыто. Совсем недавно вот так об этом говорить было невозможно. За проповедь ссылали в лагеря, расстреливали. Позднее ссылали в далекие места, где некому было слушать проповедь. А сегодня всё это доступно. Слышим ли мы это слово, готовы ли идти, имеем ли стремление, имеем ли напряжение – покажет время.

Всех вас, дорогие, ещё раз поздравляю с Воскресным днём!

Протоиерей Андрей Алексеев