Проповедь в Неделю о Страшном суде. 5 марта 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
5 марта 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем, который именуется в церковном календаре Неделей о Страшном суде.

Завтра по окончании поздней Литургии мы будем служить особый молебен: помолимся о наших врагах. Не мы называем их врагами: они себя назвали сами нашими недругами. Мы не будем перечислять поименно этих людей – они известны, потому что мы продолжаем ту самую войну, которая ведется уже давно, ведется людьми, которые в своей жизни исповедуют религию, имя которой – сатанизм. И являясь адептами этой религии, эти несчастные люди – руководители крупных корпораций, президенты известных стран, премьер-министры, занимающие великие посты вельможи – сделали свой выбор в этой жизни. Прямо или косвенно они заявляют о своей ненависти ко Христу. Более того, имея в своих руках крупные печатные издания и обеспечивая большое влияние в этом мире на сознание людей, они не скрывают своих убеждений. Иногда это еще бывает прикрыто откровенной или явной ложью, но зачастую это обнажено бесстыдством, беззаконием и безумной ненавистью, которые питают эти люди к носителям истинной религии.

Для меня как для священника Русской Православной Церкви истинной религией является христианство в высшей его степени, то есть Православие. И, понимая происходящие события в современном мире как священник, как историк, я осознаю, что каждый человек в этой жизни, короткой жизни, должен определиться, с кем он. Так может случиться, что завтра или послезавтра кого-то из нас не будет в этом мире, но ни одного из нас Господь не лишает возможности исповедать то, во что он верит.

Совсем недавно в эти дни мне сообщили, что ещё достаточно молодые люди, почти мои ровесники, попали в аварию здесь на близкой к нам улице. Сегодня звонила мне их близкая родственница Евгению – я поминал его все эти дни – было плохо, но стало лучше, а вот Елене – хуже. Прошу и ваших молитв о них. Также прошу помолиться о наших помощниках, у которых упал купол над административным комплексом. Мы проводили очередной футбольный турнир, люди туда нас пустили на безвозмездной основе, а через два дня этот купол упал – на территории школы «Синяя птица». Прошу помолиться об этих людях и сугубо о рабе Божией Ангелине, которая нуждается в молитвенной поддержке. Так бывает в нашей жизни, когда мы пользуемся чем-то, но не благодарим Бога, а это нечестно.

Но, рассуждая о наших друзьях, мы, по слову Священного Писания, не должны забывать о наших врагах. И, благословляя их как чад Божьих, то есть прощая им как людям их прегрешения, мы не имеем права мириться с тем злом, которое они исповедуют. Есть замечательное церковнославянское слово для обозначения врагов – «супостаты», и есть специальный молебен, который служится «против супостатов» и который мы с вами и будем завтра служить. Он обозначен теми понятиями, которые близки нашему церковному сознанию: оправдывая грешника, мы ненавидим грех. И если в нашей жизни кто-то, рассуждая о правде, служит лжи, или, рассуждая о доброте, служит злу, то тогда именно в Церкви мы должны находить правильные слова, чтобы обозначить, где правда и где ложь. Ведь если люди, стоящие у власти в больших государствах, поддерживают беззаконие, если они поощряют разврат, если они проповедуют извращение, если они навязывают, то есть насильно предлагают человеку, жить по их правилам, то мы обязаны, будучи носителями истинной веры, говорить правду.

Да, пусть это маленькая родина, пусть это размеры и масштабы одного очень небольшого прихода в границах столицы, но когда мы с вами объединены единым порывом внутреннего негодования, положенного подобно ручью в правильное русло, где всё поставлено на свои места, где нет места ненависти к человеку, но есть нелюбовь ко греху, – тогда от нашего маленького усилия многое может зависеть в большом мире.

Открывая Священное Писание, мы читаем, что по молитвам людей благочестивой жизни (а мы с вами ставим перед собой цель стать благочестивыми) многое в жизни мира может измениться. Не слишком ли много мы мним о себе? Нет. Речь идет о том, что возможно для нас и что требует нашего участия. Мы об этом свидетельствуем на нашей маленькой родине, так как нам не безразлично, что происходит в большом мире. И если у нас болит мизинец, то боль ощущает все тело. Если бывает холодно всему телу, то, начиная греть руки, можно согреть и сердце. Жизнь каждого из нас может прекратиться очень быстро в этом мире. И, переходя в иное состояние, человек уже здесь, живя в этом мире, согласно учению Святой Церкви, должен определиться, с кем он: с Богом или без Него.

Мне на этой неделе рассказали об одной трагедии, которая произошла в нашем большом государстве. Маленькая трагедия, которая стала достоянием умов многих людей. В одном состязании, где участвовали и взрослые, и юные, побеждает очень молодой человек, неожиданно побеждает. В этом массово представленном мероприятии побеждает не взрослый мужчина, а, по существу, ещё совсем мало что понимающий в жизни юноша. Не потому, что он юн, но потому, что его родители в силу обстоятельств, для нас понятных – ведь когда человек холоден в вере, он не может объяснить другому и показать, что есть правда и что есть ложь, – так вот, именно в силу этих обстоятельств они не объяснили ему, что правда и что ложь. Потому что наградой за участие в этом мероприятии, которое он выиграл, является общение победителя с известной блудницей.

Я специально избегаю современных терминов и называю все это церковными религиозными понятиями. Но, к счастью, есть проблески понимая у матери этого молодого человека, хотя и они ужасают, поскольку она говорит, что она «сомневается, будет ли полезно для ее сына общение с несчастной грешной женщиной, впадшей в тяжкие плотские грехи». Сама же эта женщина, рассуждая о перспективах общения с юным человеком, не исключает перспективы падения в тот грех, которым она живет профессионально. Это ее профессия, это ее грех и болезнь, которые стали ее профессией. Все это вышло за пределы только одной семьи, и в масштабах большого государства выплеснулось на страницы газет и наполнило медиапространство.

Влияние дьявола сегодня не только там, за рубежом. Разве совсем нет границ для его влияния в нашем мире? Нет, они существуют, но эти границы мы должны расставлять сами: это наша свободная воля, свободный выбор – пускать или не пускать беса в свое сердце. И, рассуждая о наших врагах, мы обязаны помнить, кто наш главный враг и с кем мы обязаны вести борьбу, в то же время жалея тех людей, которые стали на его сторону.

Перед нами – время нашей жизни, и в течение этого времени мы должны сделать свой выбор, сознать добровольно, с кем мы идем, кого хотим иметь своими друзьями и кого ставим перед собой примером для подражания. Вот как вот только что сейчас священник возглашал в молитве: «Спаси, Боже, люди твоя!» Сонм святых – те, кому мы молимся, – они являются для нас нашим щитом, знаменем нашей Церкви, или же устами мы именуем их, а делами исповедуем другую веру, имеем пред собой других кумиров, которым подражаем в одежде, в образе мысли и действии? Очень прошу вас, дорогие братья и сестры, отнестись к моим словам серьезно.

Завтра по окончании поздней Литургии мы будем служить этот молебен. И тех, кто неравнодушен и разделяет данную позицию, я прошу, сознательно определившись, поучаствовать в этом молебне и, подавая записки на молебен, позвать Господа в помощь, в участие в жизни наших семей, где Он и так непременно участвует, но ведь сказано: «просите – и дастся вам». Он прежде нашего прошения знает, что нужно нам, но своим молитвенным предстоянием мы показываем, что нам не все равно, мы не ослепли и в неделю о Страшном Суде мы понимаем, по какому закону, по чьему закону будет совершаться этот Суд. И как важно нам с вами стать на правильную сторону!

У нас с вами впереди сплошная неделя. Завтра – заговение на мясо. Я знаю людей очень искренних, но не очень хорошо разбирающихся в церковном уставе. Дорогие, мясо завтра вкушать можно до окончания суток. А потом в течение всей предстоящей недели можно вкушать всё, кроме мяса. Нет поста в среду и пятницу.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев