Сегодня у нас будет беседа не по книге Деяний святых Апостолов: вместо неё я по ошибке взял этот том святоотеческих комментариев, поэтому мы с вами проведём беседу, которая будет называться «Православное учение о спасении», то есть поговорим о православной сотериологии.
Православное учение о спасении так сильно отличается от того, как понимают спасение римо-католики и протестанты, что о православии можно говорить как о самостоятельной религии – вот насколько принципиально отличается православное учение о спасении.
Когда мы говорим о спасении, нам очень важно понять, что же такое произошло с человеком, что его стало необходимо спасать. Что случилось с человеком, что он оказался в таком состоянии, что понадобился Спаситель, Господь с Небес, чтобы осуществить спасение рода человеческого? Чтобы понять эту ситуацию, мы должны вспомнить, кем или чем был человек до грехопадения. О сотворении первого человека в Писании сказано (Книга Бытия, 2-ая глава):
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
Библия учит, что человек был создан по образу и подобию Бога. Само слово «образ» (по-еврейски «целен») означает «отпечаток». Например, мы берём бумагу и ставим внизу царскую печать – это значит, что всё, что мы напишем на этой бумаге, подтверждается печатью царя. Или, например, мы берём какую-то вещь и на ней написано «Made in…» – и какая-то страна. «Целен» – это собственность Бога, то есть когда Господь создал человека по образу и подобию Своему, Он создал его причастным к Своей собственной природе. И вот это великая духовная тайна – что человек по факту сотворения причастен к Божественной природе, будучи сотворённым по образу и подобию Бога.
Для нас также важно обратить внимание на то, что человек был создан взрослым. У Адама не было детства, у него не было юности: он был создан взрослым. И этот мир был создан взрослым. Господь создал Солнце, Луну, звёзды – вот почему учёные никак не могут понять, сколько лет существует этот мир, потому что Бог и человека в этом мире, и мир создал взрослыми, то есть сразу было создано очень много всего, хотя еврейское слово «йом», «день» (по Библии Бог творит мир за шесть дней) означает неопределённый промежуток времени. Как минимум, если говорить о двадцати четырёх часах, то это время обращения нашей Земли по отношению к Солнцу, но Солнце творится на четвёртый день, а до этого в Писании тоже стоят слова – «йом, йом, йом», т.е. «день, день». Какой день? Относительно Солнца, которое ещё не создано? И в Библии вообще сказано, что «у Бога один день, как тысяча лет, а тысяча лет – как один день». Мы знаем, что Адам жил в раю (а рай – это Божий мир), и Бог сказал Адаму: «В день, в который ты вкусишь от Древа познания добра и зла, ты умрёшь». И вот слово «день» – опять «йом». Но Адам прожил 930 лет. Что это значит? Рай – это Божий мир, а у Бога один день – как тысяча лет. Вот и получается, что Адам умер до окончания этого дня. Он умирает в девятьсот тридцать лет, то есть в тот же самый день, в который он вкусил от этого Древа. Этот пример показывает, что понятие «день» в Библии имеет значение очень неопределённое. Это некий промежуток, а какой промежуток, мы не знаем.
Что мы можем сказать о том месте, в которое Бог поместил первого человека? Сегодня наша тема – «Православное учение о спасении». Сказано в Книге Бытия:
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Древо жизни посреди рая, и Древо познания добра и зла. Из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки».
Святые отцы говорят, что рай не есть понятие только географическое. Рай – это прежде всего состояние первозданного человечества по отношению к своему Создателю. Если хотите, это состояние души, пребывающей в единстве с Творцом. Но рай – это и географическое понятие. Те реки, которые перечисляются, обнаруживают, что рай – это Месопотамия, место, где сейчас идут бесконечные конфликты, то место, где впервые появился змей-искуситель. Есть такое библейское правило: если ты хочешь понять какое-то явление – вот сейчас идут события в Ираке, в Иране (в Месопотамии) – посмотри, в каком контексте это место впервые упоминается в Библии. Рай в Эдеме на востоке – место, где лукавый змей впервые появился в жизни людей и сбил род человеческий с правильного пути. Антихрист в пророчестве умирающего Иакова-Израиля называется «змей на дороге» – такую характеристику умирающий Иаков-Израиль даёт колену Данову («змей на дороге опрокинет коня и всадника»). Мы точно знаем, что Антихрист происходит из колена Данова – таким образом, и начало выпадения людей из духовного мира (искушение от змия в Месопотамии), и последнее соприкосновение с силами зла (то, что называется Армагеддон) связаны именно с этим местом. Четыре реки, которые омывают рай, в понимании святых отцов – это четыре Евангелия. Собственно говоря, рай – это состояние души человека после исповеди и Причастия. Чтобы сохранять это состояние, нужно пребывать в евангельских откровениях, то есть читать святое Евангелие – это будет укреплять нашу веру. А откуда мы знаем, что чтение Библии укрепляет веру? Сказано: «Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия».
Имя «Адам» в Библии имя личное, и в то же время – имя собирательное. «Адам» в Библии на еврейском языке – это просто «человек». И в таком значении в Библии это имя встречается чаще, чем как имя собственное. Поэтому все события, которые происходили с первым человеком, с Адамом, мы должны рассматривать как некую проекцию на всё человечество. Если точнее, Библия показывает, что происходит с нами, в каком случае мы теряем рай и оказываемся из него изгнанными.
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Святые отцы опять предлагают нам аллегорическое истолкование, они говорят: «Что значит “возделывать и хранить его”? Бог создал тебя, ты должен возделывать самого себя, как сказано “Вникай в себя и Писание, занимайся сим самым постоянно, так ты спасёшь и себя, и слушающих тебя”». И ты должен охранять себя от диавольских искушений, которые реально могут прорваться (и прорываются очень часто) в жизнь каждого из нас.
«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Вот это первая заповедь, которая была дана человеку, и Святые отцы подчёркивают, что это была единственная заповедь, данная человеку: «От всех деревьев в саду ты можешь есть, только от Древа познания добра и зла не ешь, ибо в день (здесь слово «йом» – прим.), в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Далее: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему».
Вот эти слова Бога: «Нехорошо быть человеку одному» – призыв к созданию семьи. Человеку нехорошо быть одному – ни мужчине, ни женщине нехорошо жить в одиночку – так сказал Бог. И Бог же, сотворив людей, сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте, и господствуйте». То есть, по замыслу Создателя, люди должны были плодиться, размножаться, наполнять Землю, раздвигая таким образом границы рая – и вся планета стала бы цветущим раем, где жило бы счастливое человечество. Причём Святые отцы высказывают интересную мысль: «Возможно, если бы не было грехопадения, даже характер размножения был бы немножко другим». Ну, намного лучше, намного красивее – я уж не знаю, что имеется в виду, но описание человека в литургических текстах показывает нам его одетым в «светлую одежду» («одеяйся светом яко ризою»), то есть сам свет, первозданный райский свет, являлся одеждой для человека. То есть это были сияющие существа – первый человек Адам и его жена Ева.
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя её. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».
Святые отцы обращают внимание на то, что Адам был человеческим существом, которое обладало возможностью в звуке выразить сущность всякой твари: Адам даёт имена животным, то есть он в звуке выражает суть всякой твари. Это для нас сейчас привычные понятия – «корова», «коза», «овца», – но вот тот первый, кто дал имя всему, как говорили ещё древние греки, «был умнее всех людей». И вот таким был Адам. Есть предание, что, когда Адам дал имена всем живым существам, Господь спросил Адама: «Адам, а как ты назовёшь Меня?» И тогда Адам, подумав, сказал: «Ты Хозяин в этом мире». По-еврейски это звучит «Адони» (или «Адонай»), что переводится как «господин» или «хозяин» – этим самым Адам, по преданию, признал власть Создателя над собою. Мы не всегда понимаем, в каком соотношении к Богу стоит весь тварный мир. Так как Бог создал весь этот тварный мир, то, по праву Создателя, Он является единственным собственником во Вселенной: это абсолютная форма собственности – если вы что-то сделали своими руками и этим пользуетесь, в отличие от того, что вы купили или взяли в аренду. Славянское слово «Бог» – индоарийского происхождения, от слова «пхага», означающего «богатый». И когда христианство пришло на славянские земли, то миссионеры решили оставить это имя, потому что оно отражало христианское понимание Бога как Хозяина этого мира, как Того, Который «сокровищ благих и жизни Податель», обладающий всем как Собственник, как самый богатый. Они не заменили это имя греческим «фэос» (потому что в византийской традиции «Бог» – это «Фэос», «Господь» – это «Кириос»). В славянском языке установили, что «Бог» – это «Бог», а «Господь» – это от слова «господин» (тот, кто господствует надо мною); собственно говоря, это славянское слово. К сожалению, слово «господин» мы часто воспринимаем через призму постсоветского мышления. В советское время «господин» – это что-то недоступное, превознесённое над нами. До Революции это слово воспринималось совсем иначе: «господин» – это тот, кто даёт мне работу, тот, кто меня кормит, одевает, а когда начнётся война, он на коне поскачет впереди, а мы, мужики, – за ним. Вот понятие слова «господин», то есть оно не имело негативной окраски, которая возникла лишь в советский период и сохранилась в постсоветском пространстве.
Итак, Адам нарёк имена всем скотам и птицам небесным, всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И что делает Бог?
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию».
Итак, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему». Что значит – «соответственного ему»? Здесь стоит еврейское слово «кенегдо», которое можно перевести как «стоящий рядом» или «противостоящий». Почему Бог произнёс такое двусмысленное слово, «кенегдо»? Что имеется в виду? Если мужчина будет исполнять Божий Закон, то жена его будет «кенегдо» – «стоящая рядом», помогающая ему во всём. Если мужчина будет нарушать Божий Закон, то жена будет «кенегдо» – «противостоящая» ему во всём, она превратит ему жизнь в ад. Поэтому не надо роптать на жён, и если у вас возникают какие-то конфликты – значит, что вы немножко не так исполняете Божий Закон. Как только вы, мужчины, исправите своё поведение, отношение ваших жён к вам моментально изменится. Это общий принцип. Причём он подтверждается Новым Заветом, где сказано: «Обращайтесь с жёнами, как с немощнейшими сосудами, чтобы вам не иметь препятствия в молитве». Стоп, а при чём здесь мои отношения с женой, и как это может оказаться препятствием в молитвенной жизни человека? А очень просто: если ты не обращаешься с женой как с немощнейшим сосудом, не обращаешь внимания на то, что она говорит тебе, отталкиваешь её от себя, – Бог таким же образом будет общаться и с тобой. Ты будешь молиться – а твои молитвы никто не услышит, ты будешь просить Бога о помощи – а никакая помощь не придёт. Поэтому и сказано: «Чтобы вам не иметь препятствия в молитвах, обращайтесь с жёнами, как с сосудами из немощнейшего (очень хрупкого) стекла». Причём в первом веке, когда писался Новый Завет, стекло считалось драгоценностью, и чем тоньше было стекло, тем выше оно ценилось. Когда апостол Павел пишет, что с женщиной надо обращаться, как с сосудом из тонкого стекла, это означает, что воспринимать её нужно как драгоценность.
Итак, Господь навёл крепкий сон на Адама и, когда он уснул, «взял одно из его рёбер и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку».
Иногда спрашивают: почему Господь навёл на Адама крепкий сон? Почему человек не мог наблюдать это событие? Может, это была такая анестезия? Всё-таки ребро вынимают, и это место закрывают плотию… Может быть. Но есть такое объяснение: если бы Адам наблюдал весь процесс, как из его ребра формируется женщина, её внутренние органы, как всё это покрывается кожей, появляются волосы на голове – это было бы не очень романтично. А то, как Адам воспринимает Еву, свою жену, проснувшись – очень даже романтично:
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привёл её к человеку. И сказал человек (мужчина впервые видит женщину, романтическое чувство завладевает им, и он начинает говорить стихами: ни больше ни меньше, в оригинале он говорит так, что эти слова рифмуются – прим.): вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женой, ибо взята от мужа».
На еврейском языке «жена» – это «иша», а «муж» – это «иш». «Кость от кости, плоть от плоти, иш – иша», т.е. на иврите это просто рифмуется. И Библия показывает нам, что мы тоже переживаем нечто подобное: когда в юности, влюбившись, молодые люди пишут стихи, когда в каждой романтической истории ощущается лёгкое веяние, благоухание райского эдемского Сада. Поэтому отношения первой любви между юношей и девицей надо оберегать и, если они правильно оформляются, то они не покинут рай нормальной семейной жизни и будут наслаждаться друг другом до седой старости. Но, к сожалению, диавол старается разрушать человеческое благополучие, и особенно – в сфере семейной жизни. И вы знаете, сколько разводов в нашей стране.
Собственно говоря, почему диавол к нам так плохо относится, что мы ему такое сделали? Всё объясняется достаточно просто: в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина говорится о том, что Бог, создав диавола, сделал его руководителем, главою ангелов Земного чина. То есть диавол до того, как выпал из духовного мира, был ангелом-хранителем планеты Земля. И все ангелы Земного чина (которые отвечают за воду, за огонь, за растительность и так далее) подчинялись ему. Но когда он возгордился, произошло его выпадение из духовного мира и Бог лишил его власти над Землёю – и с Неба Архангел Михаил сбрасывает диавола вместе с бесами. В книге Псалмов царя Давида сказано: «Небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим». Вот и получается: диавол со своими бесами не может вернуться на Небо после того, как он возгордился, а на Землю он даже ступить не может (она отдана сынам человеческим) – и диавол и силы зла болтаются в пространстве между Небом и Землею. Как апостол Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против сил злобы поднебесной». Ненависть диавола к нам обусловлена тем, что, как Святые отцы пишут, «чтобы восполнить число отпадших ангелов, Господь сотворил человека». Но если ангелы сотворены из света, то человек творится из праха земного – и это был удар по самолюбию диавола: он был сотворён из света, а созданный из праха земного занимает его место! Когда Бог создал человека, Он сказал ему: «Владычествуй и господствуй над Землёй, храни и возделывай её». Ну, понятно: если у вас хорошая работа, вы получаете хорошие деньги, у вас нормальное образование – и вдруг вас увольняют с этой работы и на ваше место ставят какого-то неуча, то, конечно, вы начинаете испытывать неприязнь к этому неучу, который почему-то занял ваше место! Конечно, диавол нам никогда не простит, что человек, созданный из праха земного, стал в этом мире владыкой. В Книге псалмов царя Давида прямо сказано о людях: «Ты мало чем умалил их перед ангелами», а Макарий Египетский писал: «Человеческий чин выше ангельского, ибо об ангелах нигде не сказано, что они созданы по образу и подобию Бога, такое сказано только о человеке».
Сразу возникает вопрос: а почему Бог сотворил человека из праха земного? Святитель Филарет (Дроздов) очень интересно отвечает на этот вопрос: он говорит, что «так как созданные из света ангелы возгордились и пали (треть ангелов), то Бог творит человека из праха земного, чтобы в самом этом веществе, в прахе дать повод для смирения. Потому что те, которые были созданы из света, могли возгордиться, отталкиваясь это этого обстоятельства, а человек – “прах, и в прах возвратится”. Повод для смирения дан с самого начала, с первого дня сотворения первого человека».
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женой, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» – последние слова не принадлежат Адаму. Адам едва ли мог говорить про отца и мать: у него, как и у Евы, не было ни отца, ни матери. Возможно, это слова бытописателя Моисея, который объясняет, почему, влюбившись в женщину, мужчина оставляет родных и близких. После этих поэтических слов Адама Моисей как бы специально записал, что такое сильное чувство проявляется – «потому (т.е. «поэтому») оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Что означает «двое одна плоть»? С одной стороны, это говорит о том идеальном единодушии, которое царит в гармонических отношениях между мужчиной и женщиной. С другой стороны, под фразой «двое одна плоть» имеется в виду то, что у них будут рождаться дети, от общения двоих будет возникать третья форма жизни, ребёнок в чреве женщины.
Но вернёмся к тому, что Адам давал имена животным. Почему это подчёркивает величие Адама, первого человека? Объяснение очень интересное: отцы говорят, что Адам был создан по образу Бога; Бог сотворил этих животных; Адам, созданный по образу Бога, нарекает им имена и как бы раздвигает таким образом границы творения, он со-творит Богу, давая имена этим животным.
Но что такое Древо познания добра и зла? Бог сказал: «От всех деревьев в саду ты будешь есть, кроме Древа познания добра и зла», и сказано выше: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Древо жизни посреди рая, и Древо познания добра и зла».
Из контекста мы видим, что Древо жизни позволяло людям вечно пребывать в райском состоянии, то есть, вкушая от этого Древа, они бы не умирали. В христианской традиции Древо жизни – это голгофское Древо, на котором умер Иисус Христос, и мы вкушаем от этого Древа истинную Плоть и истинную Кровь Иисуса Христа в святом Причастии. Это плод голгофского Древа – ломимое за нас Тело Христово и изливаемая Кровь.
В Древе познания добра и зло многое нам непонятно. Что, запрещено познавать добро и зло? А как тогда жить без понимания того, что такое хорошо и что такое плохо? «Крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха: “Что такое хорошо, а что такое плохо?”» Некоторые еретики высказывали такую мысль, что грехопадение было совершенно необходимо для человека, потому что, не узнав зла, он не смог бы оценить добра – поэтому, сорвав с Древа познания добра и зла, он вкусил, что такое зло, и познал величие добра. Но Церковь с этим не соглашается. «Адам, – настаивает Иоанн Златоуст, – знал, и что такое хорошо, и что такое плохо. Ведь Адам дал имена животным». И Златоуст начинает шутить (кстати, он очень часто шутит – если вы будете внимательно читать Златоуста, у него встречаются даже несколько анекдотические шуточки – ну, греки, они такие интересные люди), так вот Златоуст пишет: «Адам, например, дал имя козлу, а козёл знает, какую траву можно есть, а какую – нельзя. Неужели вы думаете, что Адам, который выразил в звуке сущность козла, был глупее козла? Конечно же, нет!»
Действительно, Адам не мог не знать, что такое зло, потому что Бог ему сказал: «А в день, в который ты вкусишь от Древа познания добра и зла, смертью умрёшь». Если Бог говорит о смерти – значит, Адам, как минимум, знает о том, что есть смерть. Но мы знаем, что есть два типа смерти: смерть духовная, наступившая в тот момент, когда люди вкусили от Древа и духовно умерли, перестав быть духовно полноценными существами, и смерть физическая, которая последовала до окончания этого «дня», когда Адаму было 930 лет. Кстати, по преданию, Адам дал имена не только животным, но и всем своим потомкам. Бог показал ему всех его потомков, и Адам дал имя каждому из них, а затем промыслительно родители называли детей теми именами, которые уже были известны Адаму. По этому преданию, Адам увидел душу каждого из нас, качества каждого из нас. Он увидел великих людей (великих в Боге), он видел и несчастных людей. И он увидел одну великую душу – я часто об этом рассказываю – но сразу как пророк узнал, что эта великая душа родится в этот мир, проживёт несколько часов и умрёт. И тогда Адам дал имя этой душе, этому будущему ребёнку, «Давид». И Адам сказал: «До окончания дня моего ещё много времени. Я хочу подарить этому ребёнку (у него великая душа, я это вижу!) семьдесят лет своей жизни». А кто в Библии прожил 70 лет с именем Давид? Царь Давид. Он прожил 70 лет на Земле, потому что Адам как пророк увидел величие души царя Давида («Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!») и подарил ему 70 лет своей жизни – вот почему он умирает в 930 лет, не дожив до окончания этого Божьего дня.
Адам был совершеннейший человек, и если бы они жили в гармонии с Богом, то судьба рода человеческого была бы иной. Кстати, есть Святые отцы, которые говорят, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» была дана уже после грехопадения, а другая группа отцов говорит, что она была дана в раю. Почему? Во-первых, эту заповедь мы находим в первой главе Книги Бытия, до описания событий рая, сразу после того, как в первой главе говорится о сотворении человека. Собственно говоря, первая заповедь, которую мы находим во всей Библии, – заповедь «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю». Экзегеты сразу обратили внимание: сказано «плодитесь и размножайтесь». Если бы было сказано «плодитесь» – достаточно было бы иметь одного ребёнка. Но так не сказано. Сказано «плодитесь и размножайтесь» – то есть одного недостаточно. Вот эта приставка «и» (по-еврейски «эт») говорит о том, что надо иметь столько детей, сколько тебе Бог пошлёт. Иногда, когда о праведных людях говорится, что у них рождались дети, употребляется очень некрасивое, если на русский язык его перевести, слово: «Их дети воскишили». Ну как муравьи или мухи какие-нибудь «воскишили»! То есть чем больше – тем лучше. Как рой пчёл «воскишили».
Далее Библия рассказывает о том, как диавол в Месопотамии наносит первый удар по роду человеческому, и по почерку этого первого удара мы можем понять тайну последней битвы между силами добра и зла в Армагеддоне. Для нас важно, что описание грехопадения показывает нам, как и мы с вами впадаем в те или иные грехи.
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал Змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Диавол избрал это разумное животное, змия, чтобы через него искусить нашу праматерь Еву». Святые отцы обращают внимание на свойства змея: змей незаметно, неслышно подкрадывается к своей жертве, находит самую близкую точку соприкосновения и наносит свой удар. Диавол не знает, что у нас внутри, он не знает наших мыслей. О том, что у человека внутри, какие у него помыслы, знает только Дух Божий и дух человеческий – так сказано в Писании. Но диавол внимательно наблюдает за каждым из нас. Конечно же, скорее всего, никто из нас никогда с диаволом не сталкивался. Это очень мощная бесовская адская сила. Скорее всего, мелкие бесята нас удручают, бесенята какие-то, а самого лукавого Господь едва ли к нам подпустит: только некоторые святые сподоблялись переживать битву с самим диаволом. В Библии сказано, что Бог никогда не посылает людям испытания сверх сил. И вот диавол, который внимательно наблюдает за каждым из нас, догадывается, где у нас слабое место – куда мы смотрим, на чём фиксируем внимание, где наше дыхание становится взволнованным. Он это фиксирует, он это запоминает. Это образ змия.
«И сказал Змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». С чего начинает диавол-змей? Он ставит под сомнение авторитет Слова Божия: «Подлинно ли сказал Бог?». Всякий раз, когда вы услышите, что кто-то бросает тень на авторитет Библии, знайте, что это голос диавола, через кого бы он ни звучал. Любому человеку, который ставит под сомнение любую часть святого Писания, вы можете смело сказать: «Отойди от меня, сатана!». Потому что диавол именно с этого начинает искушение: «подлинно ли сказал Бог» – то есть: «подлинно ли Слово Бога»? А мы знаем, что Слово Бога – Истина живая и действенная. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Стоп. Бог никогда так не говорил: «Не ешьте ни от какого дерева в раю»! Бог, наоборот, говорил: «От всех деревьев в саду вы можете есть, только от Древа познания добра и зла не ешьте». Почему диавол так искажает слова Бога? Он хочет втянуть нашу праматерь Еву в бесполезную дискуссию (так действуют сектанты: несколькими фразами они хотят вывести нас из равновесия и втянуть в бесполезную дискуссию). И жена допускает серьёзную ошибку: она начинает разговаривать с диаволом. Никогда, даже мысленно нельзя разговаривать с лукавым! Это недопустимо для нас, обычных людей. Златоуст в ярости! Когда Ева начинает беседовать со Змеем, Златоуст негодует и восклицает: «Созданная для того, чтобы собеседовать с мужем, она собеседует с лукавым Змеем!»
«И сказала жена Змею: плоды с дерев мы можем есть, только о плодах Дерева, которое посреди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».
Здесь уже праматерь Ева допускает неточность: она говорит слова «не ешьте и не прикасайтесь к ним» – Бог никогда не говорил «и не прикасайтесь к ним», Бог просто сказал: «Не ешьте их». То есть наша праматерь вводит дополнительную строгость в Божью Заповедь, но это такое же преступление, не менее опасное, чем если бы она ослабила эту заповедь. Это тоже было бы грехом: нельзя в слова Бога вносить ни дополнительную строгость, ни ослаблять значение той или иной заповеди.
«Только плодов Дерева, которое посреди рая, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал Змей жене: нет, не умрёте».
Вот здесь Библия подсказывает, что произошло дальше. Диавол подтолкнул нашу праматерь к Дереву, она прикоснулась и не умерла. И диавол говорит: «Нет, не умрёте, ты теперь видишь это сама. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Так что же такое это Древо познания добра и зла? Древо познания добра и зла реально представляло из себя и символизировало право (или приоритет) Бога решать вместо человека и за человека, что такое добро и зло. Значит, в чём заключается грехопадение? Сорвав от Древа, люди присвоили себе право самим решать, что такое добро и зло. И всё зло, какое существует в мире, существует оттого, что каждый человек, который живёт на Земле, имеет своё автономное представление о добре и зле. И твоё добро может не совпадать с моим добром, и, наоборот, твоё зло не совпадает с моим пониманием зла. То есть они похитили приоритет Бога, который принадлежит только Ему: Он устанавливает, что такое добро и зло. Как мы узнаём, что такое добро и зло? Вот Древо познания добра и зла, Библия. В Библии есть заповеди повелительные, которые устанавливают принципы добра: «почитай отца и мать», «помни день субботний», и так далее. Есть запретительные заповеди, которые устанавливают наличие зла в этом мире: «не прелюбодействуй», «не убивай». Всего древние люди насчитали 613 заповедей, половина на половину: одни запретительные, другие – повелительные. Вот это и есть Древо познания добра и зла. И если я руководствуюсь заповедями Библии, я восстанавливаю приоритеты Бога и Его права в своей жизни. Но если я нарушаю заповеди Бога – я нарушаю теократический принцип власти Создателя, я оказываюсь мятежником в своём собственном раю, в своей собственной жизни, которую мне даровал Бог, я теряю райское состояние души, которая пребывала когда-то в гармонических отношениях с Богом. Грех как бы умерщвляет в той или иной степени душу каждого из нас.
«И сказал Змей жене: нет, не умрёте, ты теперь видишь это сама. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Текст, который идёт далее, для нас имеет огромное значение: он показывает, как грех проникает в нашу жизнь. Это 6-й стих 3-й главы Книги Бытия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (это похоть чрева, или похоть обладания), и что оно приятно для глаз (это похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание (это похоть лжеименного знания, или любопытства, я эту похоть называю «интеллигентность»); и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Чтобы немножко охладить ваш сарказм, я объясню, почему я называю эту похоть похотью интеллигентности: однажды я общался с одним московским интеллигентом (он сам сказал: «Я старый московский интеллигент») и спросил его: «А какой смысл Вы вкладываете в слово “интеллигент”»? А до этого я на книжных полках у него дома увидел книги Блаватской, Рериха, там же стояла Библия, жития святых – всё вперемешку. Он сказал: «Интеллигент – это человек, который о чём-то знает, как профессионал, почти всё, а об остальном он знает понемножку». Похоть лжеименного знания – опасная похоть. Когда мы идём в гастроном покупать пищу, мы выбираем для себя то, что нам полезно, мы иногда даже нюхаем, трогаем её. Мы так заботимся о том, чтобы не было проблем с нашим желудком, с желудком жены, детей, пожилой бабушки – ну почему в свою душу мы принимаем самую разную, в том числе и отравленную пищу?! Сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». И мы вкушаем дурную пищу (я имею в виду духовную пищу, а ведь бывает духовная пища со знаком «минус» – псевдорелигиозная, как бы мистическая, вроде бы интересная, а на самом деле для нас неполезная).
Итак, первая похоть – похоть обладания, или похоть чрева, – когда человек стремится чем-то завладеть. Похоть очей – когда он не контролирует, куда он смотрит, и те образы, которые захватывают его внимание, потом реализуются в греховные помыслы и даже поступки. И желание всё испытать и всё попробовать в этой жизни – потому что похоть лжеименного знания на еврейском языке есть слово «даат», которое синонимично слову «хохма» (по-еврейски «мудрость», а «даат» – «познание»). Многие, особенно молодые, говорят: «Да надо всё попробовать!» Как я одного мальчика-алтарника однажды увидел: он рядом с храмом, в кустах, сигарету закурил. Подхожу, спрашиваю:
– Зачем ты это делаешь, Илюшка?!
– Да надо же всё попробовать! – говорит. А ему лет 9-10.
– Зачем? – спрашиваю его.
– А когда я в семинарию пойду, там ничего не разрешат.
– Да ты до семинарии ещё можешь передумать, столько лет впереди! Не надо «всё попробовать»! Это очень опасно! Ты должен оберегать себя – это очень важно.
И каждый из нас должен осознавать, что «даат», то есть твой опыт, не должен быть связан с греховными переживаниями. Опыт греха – ужасный опыт. Но если ты имеешь опыт покаяния, опыт исправления, «даат» нормальной православной жизни – слава Богу, это хорошо.
И что происходит далее?
«И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Есть предание, что праматерь, наевшись этих плодов и накормив ими своего мужа, пошла кормить животных в раю, и они стали превращаться в огромных чудовищ, в монстров, птеродактилей, динозавров ужасающих и зловещих форм, то есть она сделала их не такими, какими их Бог создал.
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».
Но мы прежде всего остановимся на словах «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги». В каком смысле открылись у них глаза? Они начали смотреть друг на друга с вожделением. Маленькие дети могут бегать нагишом, это их никак не смущает, и это вообще никого не смущает. Но когда взгляд начинает связывать душу с некой похотью и нагота воспринимается уже без детской непосредственности – вот та беда, которая произошла с нашими прародителями. «И открылись глаза у них» – то есть открылись для похотливых воззрений, «похоти очей», – «и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Святитель Филарет (Дроздов) говорит: «Словосочетание “во время прохлады дня” свидетельствует о постоянстве отношений между Богом и первозданным человечеством: Он всегда являлся во время прохлады дня, то есть с постоянством и некой регулярностью».
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая».
Это самое примитивное религиозное мировосприятие – считать, что от Бога можно спрятаться в кустах. Это уже не тот совершенный Адам, который в звуке выражал сущность творения, – это Адам, который духовно умер прямо в этот момент (физиологическая смерть произойдёт несколько позже). Он умер – вот почему когда Господь Иисус Христос беседовал с пожилым Никодимом, старцем еврейским, Он сказал ему: «Тебе надо родиться свыше». Что значит – «родиться свыше»? Духовно тебя ещё нет в этом мире. Тебе надо родиться свыше. Никодим спрашивает: «Господи, а как это? Что, я должен войти в чрево матери, потом вылезти из этого чрева?» На это Христос отвечает словами: «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух». То есть если кто-то из нас родился по плоти, но не родился по Духу – его как бы и нет. Поэтому не удивляйтесь, если вы говорите своим внукам, своим знакомым, родным, близким о Боге – а у них в глазах в этот момент равнодушие смерти, смерти от бездуховности. У них как бы стеклянные глаза, и они смотрят на нас скучающим взором.
Помните, как царь Давид, когда вносили Ковчег Завета в Иерусалим (священники несли его на плечах, били в кимвалы, играли на трубах), от радости не мог просто идти, он был одет в льняной ефод (это была великая душа – царь Давид!), и начал скакать перед Господом, Земля с её притяжением не могла его удержать, у него была такая радость, что он начал плясать перед Богом – это описывается в Библии – хлопать в ладоши, крутиться в танце – такая радость была у этого человека о Боге! А его жена, Мелхола, в окошко наблюдала, как её муж крутится в танце, хлопает в ладоши, и так далее. И когда радостный Давид пришёл домой, чтобы поделиться радостью этого дня со своей женой, Мелхола ему сказала: «Я видела, как отличился сегодня царь Израиля, как он скакал перед людьми!» На что Давид ответил ей: «Я скакал перед Господом и буду скакать!» И Бог заключил чрево Мелхолы: она не родила потомка Давиду. Духовно мёртвые люди не понимают духовно живых. Как сказано: «об этом надо судить духовно, ибо плотские не понимают то, что духовно». Поэтому подлинное сродство существует между духовно возрождёнными людьми. А многие из так называемых наших родственников по плоти для нас как чужие: по мере нашего духовного роста они остались где-то там, в прошлом.
Я часто привожу такой пример: однажды меня пригласили на встречу с одноклассниками, с которыми я учился до восьмого класса. Я вспоминал, как мы часами ходили, болтали о чём-то, и я ехал на эту встречу и был счастлив. И я увидел этих тётушек, дядюшек, уже таких взрослых людей, узнал некоторых. А о чём разговаривать? О погоде, конечно, можно поговорить, о ценах – а о чём ещё? Мне стало скучно. И действительно, братья по вере значительно ближе нам, чем некоторые наши родные и близкие. Вот если такое размежевание происходит в этой жизни, то в будущей жизни некоторых наших родных мы даже не узнаем. Помните, в Библии сказано у пророка Исаии: «Авраам не узнает вас, и Иаков не узнает вас». К чему я это говорю? Некоторые задают вопрос: «А как же я буду в раю, а мои родственники – в аду?» Если духовное размежевание происходит уже в этой жизни, то там, пройдя через смерть, через разложение плоти, все плотские связи ослабнут. Авраам не узнает тех своих потомков, которые не сохранили веру Авраама в грядущего Мессию. И Иаков-Израиль не узнает тех своих потомков, которые не стали христианами. А мы увидим с радостью братьев и сестёр по вере, будем узнавать друг друга, общаться, все будем молодыми, в тридцать три с половиной года, в меру возраста Христова, как в Книге Иова сказано: «Юность моя вернётся ко мне, и тело мое сделается свежее, чем во дни юности моей!»
Но Адам и Ева духовно мертвы, и Бог пытается возродить их: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?»
Мы понимаем, почему Адам и Ева прячутся в кустах: у них самая низкая и примитивная форма религиозности, они думают, что от Бога можно спрятаться в кустах. Но почему Бог, Который Вездесущий и Всезнающий, спрашивает: «Адам, где ты?» На самом деле, как объясняют Святые отцы, это чисто риторический вопрос. Бог как бы спрашивает: «Ты знаешь, что произошло с тобою после того, как ты сорвал от этого Древа? Ты знаешь, где ты теперь? Тебя уже нет в духовном мире, осталась одна плоть! И она обречена на смерть». Этот вопрос «Где ты?» обращён к каждому из нас, когда мы оказываемся в состоянии греха. Как Святые отцы говорят: «Если бы ты видел, что происходит в момент того или иного твоего греха, тебе бы стало невыносимо больно, ты бы увидел, как бесы от радости начинают водить кривые хороводы вокруг тебя, а ангелы, плача, отходят в сторону».
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» Адам отвечает Богу: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»
Это – наводящий вопрос и подсказка. Голос совести подсказал Адаму, что он наг, поэтому Бог спрашивает: «Кто сказал тебе, что ты наг? Чувство стыда ты уже испытал – значит, не всё потеряно! Значит, ты можешь возродиться. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Это наводящий вопрос, и если бы Адам ответил: «Да, я ел от Дерева, с которого Ты запретил мне есть!» – это было бы покаянием и восстановлением рода человеческого, даже без покаяния Евы (ибо сказано: «Муж! Откуда знаешь, не спасёшь ли жену свою?» и ещё сказано: «Верующий муж освещает неверующую жену»). Но Адам, вместо того, чтобы покаяться, сваливает вину на другого человека и косвенно обвиняет Бога. Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (как будто бы Бог дал ему жену только на этот случай, чтобы она дала ему от Дерева и он ел!). Господь ищет покаяния у нашей праматери: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?» Если жена покается – мир возродится через эту женщину! Апостол Павел пишет: «Неверующий муж освящается верующей женой. Жена, откуда знаешь, не спасёшь ли мужа твоего?» И даже сказано: «Если верующая жена имеет неверующего мужа, но он хочет с ней жить, она не должна оставлять его». И Господь ищет покаяния у нашей праматери, у праматери всех людей. «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Адам сваливает вину на Еву, косвенно обвиняет Бога, Ева сваливает вину на змия – о, как мы похожи на наших прародителей! В своих неудачах, ошибках, падениях, грехах мы готовы обвинить всю Вселенную. Кроме самих себя. Я вам как священник скажу: многие приходят на исповедь и прямо сразу начинают: «Моя тёща…» – так и начинают! Или: «Я был тут в компании…» Я всегда отвечаю: «Вашей тёщи на горизонте не наблюдается, рассказывайте о себе» – «Но я хотел сказать, что тёща довела меня!» Вот всякий раз, когда на исповеди кто-то говорит какие-то подробности, он это делает с одной целью: чтобы оправдаться в собственных глазах и в глазах того, перед кем он исповедуется. Настоящая исповедь предельно лаконична, в ней нет подробностей.
Что происходит далее? Далее звучат четыре наказания людям: наказание мужчине (он в поте лица будет добывать свой хлеб на Земле), наказание женщине (она в муках беременности будет вынашивать и рождать детей), два общих наказания людям (они становятся смертными: «прах ты и в прах возвратишься») и второе общее наказание – они изгоняются из рая. Здесь сразу же возникает вопрос: бессмертными или смертными Бог сотворил людей? Есть Святые отцы, которые говорят: «Бог просто сотворил людей, Он не сотворил их бессмертными или смертными. Он сказал: «От Древа познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который вкусишь, смертью умрёшь». То есть люди могли жить вечно, пребывая в послушании у своего Создателя, как и сказано: «Человек жив Законом». «Исполнивший Закон, – пишет апостол Павел, – будет жив Законом. Заповедь дана для жизни, а не для смерти». Но, нарушая Закон, мы оказываемся в объятиях смерти.
Почему Господь не спрашивает змея: «змей, а что ты сделал»? На том основании, что Бог не спрашивает змея ни о чём, Церковь делает категорический вывод: для диавола покаяние невозможно, закрыто. Он никогда не вернётся в прежнее состояние ангельского чина, он проклят навеки и всегда будет оставаться тем, кем он стал в результате своего выпадения из духовного мира.
Бог не мог оставить людей без надежды на спасение, и прямо в раю звучит Евангелие – благая весть об Иисусе Христе. Вы, конечно же, знаете Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, но Евангелие как благая весть об Иисусе Христе присутствует в разных книгах Библии, в том числе и Ветхого Завета, где содержатся пророчества об Иисусе Христе. Первое Евангелие, первое пророчество о Христе находится в Книге Бытия (3-я глава, 15-й стих, но мы прочитаем с 14-го стиха по 15-й). Это первое Евангелие звучит как воинский призыв, обращённый против змея:
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу (вот это – первое Евангелие) между тобой и женой (это извечная брань между Церковью, Невестой Христа, и диаволом), и между семенем твоим и семенем Её (здесь меняется истолкование, «жена» – Пресвятая Дева Мария, «вражда» – между семенем диавола и семенем Её; что значит – «от семени жены придёт кто-то?» У женщины нет семени. Библия пророчествует, что без участия мужского семени придёт в этот мир Спаситель от представительницы женского рода), оно (т.е. Рождённое от женщины, в нашем случае от Девы Марии) будет поражать тебя в голову (Христос сокрушил Своим пришествием идеологию диавола.), а ты будешь жалить Его в пяту».
Пята – это слабое место. Какое слабое место было у Иисуса Христа? Тело. Тело, Которое били римскими бичами, на голову Которого надели терновый венец и били по ней палкой. Тело, Которое распяли, – помните, на Голгофе Христос обращается к Деве Марии и говорит: «Жено!» – Он напоминает Ей это пророчество: Она увидела, как диавол жалил Её Сына через римских воинов и через осмеяние и оплевание нечестивыми иудеями. Теперь люди будут жить с надеждой на этот текст, теперь они знают, что от семени Жены, без участия мужского семени, придёт Тот, Кто сокрушит главу змия.
И когда Адам выслушал это пророчество о своей жене, он дал ей имя «Ева». Слово «ева» – от еврейского слова «хайя» (по-еврейски «ева» – это «хава»), «хайя» – это «жизнь», то есть Адам в пророческом духе как бы говорит: «От тебя придёт истинная Жизнь, и Она сокрушит власть диавола». Христос есть Истина и Жизнь. И теперь люди будут жить вот этим евангельским пророчеством, которое было изречено ещё в раю перед их изгнанием из этого блаженного места. Они будут жить с надеждой на пришествие Сына Божия в реальность этого мира.
История, произошедшая в Эдемском саду, в своём драматизме выглядит некой интригой, затеянной лукавым, чтобы сбить людей с правильного пути. Неустойчивость Адама, сомнение Евы, и в результате – мы, произошедшие от одной крови, крови Адама, наследуем его грех. Как апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», то есть в будущем во Христе и со Христом в мире будет восстановлено духовное равновесие, окончательно сокрушится зло и будет одержана победа во имя святых заповедей Создателя.
А сейчас, если есть вопросы – пожалуйста, я на них отвечу.
Вопрос:
– Скажите, пожалуйста, есть ли какой-нибудь временной промежуток между мятежом Денницы и появлением Адама?
Ответ:
Если говорить о мятеже Денницы, это происходит, скорее всего, во второй день. Помните, сказано в первой главе: «И отделил Бог свет от тьмы». И если посмотреть иллюстрации к этому тексту – например, в Лицевом своде XVI века показывается, как добрые ангелы отделяются от злых ангелов – это и есть иллюстрация к словам «И отделил Бог свет от тьмы». Адам был сотворён в шестой день. Есть предание, что в этот же день и произошло грехопадение, хотя некоторые отцы настаивают на том, что это происходило в субботу, в седьмой день – и, таким образом, Адам дважды не имел права вкушать от этого Древа, и Ева не имела права срывать, потому что по Ветхому Завету это день покоя, с одной стороны, а с другой стороны, Бог прямо запретил вкушать от этого Древа.
Вопрос:
– Получается, диавол там уже обосновался? Раз он в змея вселился.
Ответ:
Диавол действует опосредовано, потому что Земля ему уже не принадлежит. Он выпадает из духовного мира и не может действовать напрямую, он действует через змея. Как Златоуст пишет: «Он избрал это разумное животное, чтобы через него искусить нашу праматерь».
Вопрос:
– Скажите, пожалуйста, человек был создан по подобию? Просто в начале как бы нет упоминания о создании человека по подобию: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил человека по образу Своему». А дальше, в пятой главе, я встречаю упоминание о том, что человек «сотворён по подобию» (это когда речь идёт о Ное).
Ответ:
Давайте обратим внимание на известные тексты: здесь говорится не про Ноя, здесь говорится об Адаме. Пятая глава: «Вот родословие Адама, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его». Этот текст мы вспомнили – «мужчину и женщину сотворил их и благословил их, и нарёк им имя «Человек» (как я сказал, имя «Адам» нарицательное) в день сотворения их». Далее: «Адам жил 130 лет и родил сына по подобию своему». Что это значит? В грехопадении люди утратили подобие Божие. Если Адам был сотворён по образу и подобию Бога (здесь прямо сказано, что по подобию Бога), то его потомки уже рождаются по подобию Адама, падшего Адама, то есть они не наследуют подобия Божия. Что значит «подобен»? «Подобен» – человек есть как Бог по благодати (не по природе, конечно). Задача Бога – восстановить вот это подобие в жизни каждого из нас. И когда мы читаем, что Бог творит человека «по образу и подобию», нужно учесть одну грамматическую особенность: Бог продолжает творить нас «по образу и подобию Своему» в том смысле, что через Своё Слово Он внушает нам то необходимое, что делает нас подобными Ему. И делает образ Божий в жизни каждого из нас более светлым, чтобы мы действительно были, как «целен», как отпечаток присутствия Бога в этом мире, как апостолы писали о христианах: «Вы – письмо Христово, всеми узнаваемое и всеми читаемое».
Вопрос:
:
– Батюшка, вот мы знаем из Библии, что евреи того времени, когда жил Иисус, Мессию в Нём не увидели – с чем это связано и изменилось ли их отношение к Нему со временем?
Ответ:
Во-первых, те, кто называются «верный остаток» (а остаток есть во все времена), приняли Христа – это Дева Мария, это праведный Иосиф, это двенадцать апостолов Иисуса Христа. На момент вознесения Христа на Небо мы наблюдаем около ста пятидесяти христиан из числа евреев – вот это остаток Божий. В Книге пророка Исаии сказано о еврейском народе: «Если бы Господь не сохранил Своего остатка, то вы были бы то же, что Содом, то же, что Гоморра». То есть мир сохраняется только потому, что есть остаток Божьих людей (в каждом народе, кстати). А если в народе вообще нет праведных людей – этот народ прекращает своё существование и сходит с исторической арены. Очень многие народы – сохранились только их исторические имена – давно уже исчезли. А еврейский народ существует до сих пор. Этот народ родился, когда были египетские фараоны (египтяне-то не сохранились, там сейчас арабы и копты живут) – поэтому если говорить о евреях, то как остаток они приняли Христа, но как народ они Его не приняли. И в этом великое благо Бога по отношению к другим людям: если бы еврейский народ принял Иисуса Христа, то наступил бы конец света и начался бы Армагеддон, полное уничтожение всех язычников, и евреи были бы поставлены царями и священниками над теми, которые из других народов успели бы обратиться к Истинному Богу. Вот такой был бы сценарий. Об этом очень подробно в Послании к Римлянам пишет апостол Павел: «Через их падение (через то, что они не приняли Христа) спасение многим». То обстоятельство, что они не приняли Христа, – благо для всех остальных народов. Давайте вспомним, с чего начинается апостольская проповедь? Христос говорит апостолам: «К язычникам не ходите, в города самарянские не заходите, идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Всё! Когда хананеянка пришла ко Христу и сказала: «У меня дочь страдает, помоги!», Христос апостолам сказал (Он даже с ней не разговаривал): «Плохо взять хлеб у детей и бросить его псам». И эта женщина со смирением говорит: «Да, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ». А когда евреи отвергли Христа, перед вознесением на Небо Он меняет формат проповеди, Он говорит: «Идите и проповедуйте всем народам! Кто будет веровать и креститься – спасен будет!» То есть отвержение Израиля обернулось спасением для других народов, поэтому апостол Павел с удивлением пишет (это 11-я глава Послания к Римлянам, 11-й стих):
«Итак, спрашиваю: неужели они (то есть евреи – прим.) преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их (то есть иудеев – прим.) – богатство миру (Христос послал проповедовать до пределов Земли – прим.), и оскудение их – богатство язычникам (то есть нам, принявшим Евангелие – прим.), то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти (то есть в евреях – прим.) и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят («начаток» – это Авраам, Исаак и Иаков – прим.), то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились (отпали от Бога – прим.), а ты, дикая маслина (то есть христианин из язычников – прим.), привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями, которые отпали. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: Ветви отломились (то есть «жиды отпали» – прим.), чтобы мне привиться. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя».
И в конце главы Павел пишет: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (предназначенных ко спасению – прим.); и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие (неверие – прим.) от Иакова».
То есть когда войдёт полное число язычников, предназначенных ко спасению, дверь спасения закроется для язычников. Сейчас она закрыта для евреев. Апостол Павел пытался проповедовать евреям – у него ничего не получилось, он отряхнул прах и сказал: «Иду к язычникам». Но когда полное число языческих народов войдёт в веру Христову, в Церковь, дверь спасения закроется для язычников и откроется для Израиля. Это будет во дни антихриста: когда антихрист будет приходить к власти, иудеи будут апостолами антихриста и диавола. Но Бог пошлёт с Неба пророка Илию, который придёт к ним и обличит их в том, что они неправильно отвергли Христа Спасителя и приняли нечестивого антихриста. Где об этом сказано в Библии? Книга Малахии, 4-я глава, 5-6 стихи: «Вот, Я пошлю к вам Илию-пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». С Неба во дни антихриста придут два пророка: Илия и Енох (Енох будет проповедовать другим людям, но те едва ли смогут уверовать, потому что для язычников дверь спасения к тому времени уже будет закрыта и чисто физически эти люди окажутся уже как бы неспособными услышать его призыв).
Смотрите, что пишет Захария о том, как они ответят на проповедь Илии, когда для них откроется дверь спасения (Книга пророка Захарии, 12-я глава, с 10-го стиха и ниже): «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме». Пророк Илия их убедит – и они будут рыдать и очами веры взирать на Того, Кого они пронзили. Потому что за Христа они примут антихриста и будут пребывать в этом обмане до тех пор, пока пророк Илия не убедит их в обратном. В Библии есть множество других текстов, где сказано, что Бог очистит Ветхую Скинию, потому что так как их кровь – это кровь пророков, то Божие благословение придёт к ним. И Святые отцы согласно толкуют в соответствии с Писанием – так, например, Феофан Затворник пишет, что в последние времена, когда Церковь будет в страшных гонениях от антихриста и его слуг, когда произойдёт обращение евреев в христианство, будет как бы некое соревнование – кого больше среди христиан, евреев или людей из других народов. И некоторые отцы говорили: «Как в начале Церкви большинство было из евреев (Божья Матерь, апостолы), так и в конце, когда будет очень мало христиан, большинство составят именно обращённые, которые из апостолов сатаны станут апостолами Христа. И многие из них пострадают за свои убеждения от антихриста, потому что антихрист даже Илию-пророка убьёт и пророка Еноха убьёт, и они будут лежать в Иерусалиме три дня, и весь мир будет смотреть на это.
Спаси вас Господь!