Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 20 февраля 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
20 февраля 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Неделя о мытаре и фарисее, одна из предваряющих начало Великого поста, встречает нас покаянным чувством, обращенным к нашему сердцу. Двадцать с небольшим дней осталось до начала Великой Четыредесятницы – времени приятного поста и возможности войти во внутренний мир нашего сердца. Почему возможности? Потому что никогда тому, кто не хочет, насильно Господь не предложит войти в это новое для него состояние. Когда рождается человек в мир, родители испытывают новое состояние: они не знали до того, что это такое, они слышали об этом состоянии, но не могли его испытать. Каждая ступень жизни предполагает вхождение человека в новое состояние. И то, что сопряжено с духовным миром, – это тоже рождение, начало движения по духовной лестнице, предполагающей необходимость учится держаться за перила, наступать на ступени, распределять усилия свои, которые человек совершает, но силу получает он от Бога, и Бог, видя желание человека, дает ему новое состояние.

В одном из своих поучений преподобный Паисий Святогорец рассуждает о важности искать «простоты и искренности». Эти состояния простоты и искренности тоже являются Божьим даром, данным каждому человеку, но вот дальше развивать их в себе может и должен каждый христианин. Есть различные состояния простоты и искренности. Если их в себе не развивать, тогда они, данные нам от Бога как возможности для развития, могут в нас деградировать.

Рассуждая об одном человеке, искавшем возможности обрести данные добродетели, преподобный Паисий обращает внимание на его готовность буквально воспринимать посылаемые от Господа испытания. И слова некого священнослужителя, предлагавшего ему избрать прямой путь к Богу, сей человек воспринимает также буквально и двигается прямо не сворачивая. Идет по указанному ему пути и попадает в монастырь, где вскоре сподобляется принятия монашеского пострига. И вот игумен, который постриг сего человека, становится свидетелем интересного события, совершившегося по искренности и простоте этого новопостриженного инока. Как-то сей монах подошёл к наместнику и, обратив свой взор к Распятию, на котором искусным мастером было вырезано пречистое Тело Спасителя, в простоте, которую некоторые из нас назвали бы «чудинкой», спросил его:

– А кто Этот на кресте? Я столько раз обращался к Нему, но Он ни разу не отвечал мне.

На что потрясенный игумен, обращаясь к монаху, сказал, испытывая его:

– Я наказал этого Человека, и по наказанию моему Он находится на кресте.

Ни слова не сказал услышавший, но через несколько дней игумен, войдя в храм, потрясенно остановился. Он увидел, как этот монах обращается к Спасителю, перед Которым он разложил еду, и зовет Его спуститься и пообедать с ним. Его слова были такими простыми и искренними, что изумленный игумен наблюдал, как Господь сошел с креста и стал вкушать с этим монахом. И тот воспринимал это вполне естественно по своей простоте и искренности, чувствами воспринимая это чудо.

Перед каждым из нас полагает Господь духовный хлеб и духовное вино, приглашая нас иметь готовность и желание воспринять его духовные дары. Каждому человеку, живущему в этом мире, необходимы условия для того, чтобы, имея трудности, преодолевая их, войти в духовное состояние. То состояние, которое постепенно соделывает его новым человеком, готовящимся войти в еще одно новое состояние – уже в Небесном Царстве. И сердечное состояние в преддверие Небесного Царства есть в каждом из нас. Начиная церковную жизнь, начав духовную работу, человек испытывает новые чувства и рождается для нового делания, которое пробуждает в человеке особые способности: чувствовать, мыслить и действовать иначе. И сейчас, на пороге великой Святой Четыредесятницы, обращенные к нам в тишине и темноте слова псалмопевца вводят нас в преддверие того, чего еще не совершилось, но что скоро произойдет. Ибо эти ступени воздержания предлагаются нам для духовного укрепления, для телесного здравия и душевного спасения. Мы слышим эти слова очень часто, но они притупляются в нашем сердце, и мы порой на них не реагируем уже. Они «натирают» наш ум и не тревожат подчас нашу душу. Но тем не менее, это слова, предполагающие от каждого из нас желание и готовность потрудиться. И чем ближе это состояние, чем ближе эти дни, тем больше испытаний и препятствий будет поставлять Господь на нашем пути для того, чтобы мы их преодолевали. И только в преодолении этих препятствий, по прошествии некоторого времени, мы сможем получить что-то, испытать что-то. И ни одного из нас Господь не минует испытанием. Вот почему в Священном Писании есть слова о том, что нужно радоваться, когда мы впадаем в искушение и имеем трудности в жизни, поскольку сказано, что только претерпевший до конца будет спасен.

Святая Пасха, завершающая период воздержания, яркая и духовно радостная, должна быть желанна человеком. И, возбуждая интерес к себе для внешнего нашего пребывания вкусной снедью, она, а точнее, Господь через неё, приглашает нас думать о духовной купели, ибо нечувственный рай, открывающий нам свои двери, приглашает нас войти обновленными в Небесный Чертог.

Мы только что впервые в этом году стояли на коленях в темноте и тишине, и каждый о чем-то думал, если нашел в себе способность мыслить. Конечно же, житейские заботы нас обуревают, недолго мы можем находиться в этом состоянии рассуждения. Но это только начало, это только первые недели, приготавливающие нас к посту, предлагающие нам подготовиться. Впереди – сплошная седмица – мы уже вступили в нее, ибо воскресенье – это первый день недели. И на этой неделе нет поста в среду и пятницу. Затем – мясопустная неделя, заговенье на мясо, затем Масленица – сырная седмица, а потом – Прощеное воскресенье и Великий Пост.

Будем учиться радоваться, будем стараться овладевать тем искусством духовного делания, к которому призван каждый человек. И пользуясь внешним, не будем останавливаться только на нем, а потрудимся побуждать себя входить в иное пространство жизни внутренней, духовной, для того, чтобы там с Богом встречаясь, принести плоды этой встречи и во внешний мир – и в отношении себя самих, и тех, кто окружает нас. Может, кто-то в малой степени готов с нами разделить эту трапезу, но, вкусив от малого, и они, и мы сами сможем продолжить, а Господь непременно нам поможет.

Всех вас с Воскресным днем. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев