Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице. 14 февраля 2016 г. (Литургия)

Дата: 
14 февраля 2016, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Знаете, я ловлю себя на мысли, на ощущении, что вчерашняя иерусалимская Литургия у Порога Судных врат продолжается здесь.

Мы вчера завершали пребывание на Святой земле и, будучи в короткой поездке, с понедельника по субботу посетив главные святыни Палестины, мы имели счастье совершить две Литургии: одну – в Вифлееме, а другую – в Иерусалиме, в храме святого благоверного князя Александра Невского, и вчера читали молитву ему. Начали мы тоже рано: в 5 утра собрались, в 6 начали службу, и причащали сестер этого храма, тех, которые входят в Императорское Палестинское общество, возглавляемое известным человеком, потомком тех Воронцовых, которые оставили многие следы в нашей истории. Именно они дали нам согласие служить в данном месте, вопреки тем правилам, которые установлены в Палестине относительно Богослужений. И благодаря им мы смогли совершить эту службу, по милости Божьей.

Скажу честно: второй раз такая ситуация происходит, и я воспринимаю это так, что два князя на Небесах договорились друг с другом. Правда. Очень трудно в Палестине, в Израиле решить вопрос о подобном служении. Постоять, помолиться – можно, с кем-то вместе совершать Богослужение, сослужить – можно, но чтобы служить самому, да к тому же чтобы пел хор нашего храма и чтобы присутствовали за Богослужением только прихожане нашего храма – это, конечно, какой-то особый дар. Причем, знаете, здесь не идет речь о наших заслугах и достоинствах, потому что состояние своей никчемности настолько увеличивается всякий раз, когда посещаешь эти места. Я уже был не в первый раз там, и вот, проходя этим путем, всякий раз ощущаешь в себе свою низость, наблюдаешь свою никчемность, замечаешь свое несовершенство. И вы знаете, это как будто разработанный Богом маршрут, чтобы каждый человек, который приехал туда и хоть в малой степени ищет Бога, чтобы он испытал неудобство и неловкость от себя самого – сколько же в нем гнилости и какие замечательные люди находятся вокруг него.

Знаете, что интересно? Мы в нашей жизни порой начинаем гордиться своей некой принадлежностью: кто-то – получив большое образование, кто-то – неся послушание в каком-то статусном месте, кто-то – тем, что имеет автомобиль особой марки, кто-то – тем, что у него красивая жена или богатый муж, и так далее. Но чем ближе к Свету, тем более эти границы стираются. Более того, учитывая наше несовершенство, это порой так переплетается!

Вот в этом месте, в Палестине, соседствуют христианство, ислам и иудаизм. Льется кровь, часто происходят убийства, очень непростые отношения. И вместе с тем это так тесно сплетено! Более того, это стало некой особенностью, колоритом жизни. Ну представьте себе: главная святыня христианского мира – храма Воскресения Христова, где находится Кулуквия с тем камнем, на котором Тело Христово лежало, и весь храм вмещает в себя и Голгофу, и Камень помазания, тут же примыкает стеною и храм святого князя Александра Невского, где мы служили и где находятся Судные врата – всё это на маленьком пространстве. И вот ключи от этого храма хранятся в мусульманской семье! Они приходят, открывают каждое утро и находятся там. Именно они – только они имеют на это право – наливают в лампады масло и раздают дальше его православным. Интересно ведь! И закрывают храм они же. Причём это настолько всё естественно, всё рядом, и при всей нашей разности – всех этих людей Бог любит. И с ключами, и без ключей, и с богатым мужем, и с высокой должностью… И вот на контрасте этом многое по-другому воспринимается. И порой настолько резко Господом высвечивается твое несовершенство, и так стыдно бывает за свою малость. Ты-то думал что ты – ого-го! А на самом-то деле ты – совсем не то...

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывало нам о маленьком человеке, о Закхее. Мы были в Святой Земле, и нас там сопровождал гид – очень образованный человек, еврей, принявший христианство. Более того: начав получать религиозное образование в специализированном иудейском учебном заведении и ужаснувшись тому, чему там учат, он оттуда ушел и в этой очень религиозной иудейской стране принял христианство. Это вызов! Он в пути, он к Евхаристии пока ещё не пришел, но он христианин и не скрывает этого. А это многого стоит, потому что от каких-то возможностей жизни он отречен: его не пускают в определенные сферы, они закрыты для него только потому, что он христианин. Вот и думаешь про себя: «А ты-то причащаешься достойно?» Он пока не пришёл к этому, но он в пути. Его знание Священного Писания поражает! Все, кто были в группе, испытали чувство стыда оттого, что не знают Библии, в то время как этот молодой мужчина плавает в прямом смысле в Писании, разбираясь и в Ветхом, и в Новом Завете, цитируя, по памяти вспоминая, откуда тот или иной отрывок, находя его в течение короткого времени в нужном месте. Вы знаете, желающих войти в Библейский клуб стало больше после того, как мы посетили Святую землю и ощутили, как важно Священное Писание знать.

Так вот имя «Закхей» обозначает «праведность». А носил его очень несчастливый человек, который был не только мал ростом и убог внешностью, но еще был вором, имевшим прямое отношение к тому, что сегодня можно назвать служением в налоговой инспекции. Он был очень хорошим налоговым инспектором, наживался отменно и получал очень много, и все знали, что он вор, но считались с этим. И вроде должно было бы казаться, что этот маленький человек уже настолько опустился в состоянии своей болезни (это же болезнь – воровство), что уже ничего его не спасёт. Но вдруг… Это вот по-человечески можно рассуждать что «вдруг» – но нет, в его сердце шёл некий процесс: он мучился, он страдал оттого, что он ворует, но не показывал этого на людях. Ведь вдруг, ни с того ни с сего коснуться Божья благодать не может, если у человека нет части с Богом. В каждом из нас есть некая часть с Богом, и даже сильно затемненный, сгорбленный, уродливый маленький есть Божий человек, в котором отражается Христос. Если присмотреться, мы его найдем, но – мало может быть света в нашем сердце, и очень мало было света в его душе. Но этот свет вдруг так обжег Закхея, что он захотел подняться. Причём если представить, что мы знаем некого человека как негодяя, мошенника, вора – и вдруг он (для нас вдруг, но для него – нет, не внезапно) вдруг он решает жить не просто иначе, а кардинально иначе.

Его действия вызвали хохот толпы, непомерный смех, потому что этот маленький человечишка мчится, обгоняет толпу и залезает на дерево, раздирая при этом одежду, расцарапывая кожу своих рук и коленей. Все хохотали над ним, так как такая скорость и высота этого подъема ничтожного и маленького человека смешили их. А его это не беспокоило.

Знаете, есть такое состояние у человека, когда его беспокоит мнение окружающих. Самих окружающих может не беспокоить этот человек, но их мнение может очень сильно беспокоить человека: «Что скажут обо мне, если перекрещусь сейчас? Может быть, не стоит?» «Что скажут сослуживцы, если я встану в столовой-кафе-ресторане, перекрещусь и прочту “Отче наш” про себя?»

А его это не беспокоило. Под это улюлюканье он забрался наверх и смотрел на Бога, Который смотрел на него. Бог всякий раз видит, когда мы смотрим на Него. И вот представьте себе, Христос идет к этому дереву, поднимает голову к Закхею и говорит «Я сегодня приду в твой дом». Немыслимо! К этому человеку?! Они разговаривали на языке непонятном для тех, кто был рядом. Христос к сердцу обращался, а Закхей рыдал в сердце от своего беззакония: «я не хочу так больше жить и воздам тем, кого обманул, вчетверо». Но здесь нужно иметь в виду следующее: в Писании есть определенное понятие, имеющее отношение не к конкретике, а к перемене жизни: «я просто начну жить не только для себя, я буду раздавать тем, кого обидел, да и вообще помогать тем, кто нуждается».

Что происходит с человеком? Почему он решает, что именно это он должен делать? Потому что так Христос поступал и поступает. И всякий человек, который в себе замечает образ Божий, начинает поступать именно так, как Христос поступал. Он перерождается, он возвышается, он поднимается над мелочностью своей, он готов на то, что вызывает недоумение у окружающих, потому что они-то еще здесь, на земле, и не поднялись ни на вершок, ни на метр, ни на толику, ни на йоту, им трудно понять это: «Он сошёл с ума!?» А в современном сленговом языке есть страшное выражение в отношении сумасшествия, жуткие выражения… И вот сегодня они сыпятся из уст людей, подчеркивающих состояние ненормальности – и все смеются, точно так же, как над Закхеем, точно также. А Бог идет к этим людям и устраивает с ними в доме их сердца встречу, и продолжается процесс очищения человека от шелухи. Разбивается скорлупа, а там – обновленный человек. Он только родился, но он светел, он радостен, он непринимаем этим миром, так как мир живет по другим законам, но он – жив! И в каждом из нас он есть, этот новый человек, в каждом из нас. И всякий раз, когда в нас пробуждается желание кому-то помочь, или сделать доброе дело, или Бога вспомнить – тогда всякий раз рождается в нас этот новый Закхей, эта праведность. Он в нас есть, но он рождается, как наша готовность хоть в малой степени уподобиться Богу, желая двигаться к Нему, поднявшись от земли к небесам. И всякий раз звучит на Литургии: «Горе имеем сердца!», то есть – выше.

Отзвучало Божье слово, закончится служба – и мы разойдемся, и нас будет окружать толпа. Насколько услышанное вошло в ваше сердце – это вопрос. Впереди неделя, и я вас уверяю, я вам обещаю, свидетельствую, что ни у одного из вас не будет такой возможности – избежать необходимости Богу показать, как вы услышали и как вняли сегодняшнему слову. Ставлю печать в ваше сердце и призываю Божье благословение на тех, которые присутствуют в храме, чтоб это испытание вы прошли. А вот как вы пройдете его – закхеем новым или ветхим – мы посмотрим через неделю, когда, возможно, найдем силы снова прийти на службу. Ну, а уж совсем закхеистые придут ещё и на Сретение!

Дорогие, с Праздником вас! Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев