Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 4. 23.10.2015

Дата: 
23 октября 2015, пятница

 

Мы продолжаем наши занятия по книге Деяний святых Апостолов, и сегодня мы будем изучать третью главу этой книги. Она начинается словами:

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый».

Что это значит – «в час молитвы девятый»? День у иудеев начинался в шесть часов утра и заканчивался в шесть вечера. Иудеи молились трижды: в 9 часов утра, в 12 и в 3 часа дня. Они считали, что молитва действенна, где бы они ни молились, но они все же полагали, что самая лучшая молитва – это молитва в Иерусалимском храме. Для нас интересно то, что Апостолы продолжают соблюдать уставы Ветхозаветной молитвы. И они отправляются в храм в час девятый. Если мы откроем окончание Евангелия от Луки, то здесь в 24 главе, в 53 стихе сказано об Апостолах:

«И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога».

То есть даже уже после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо Апостолы пребывали в храме, благословляя и прославляя Бога. Что значит: «благословляя и прославляя»? Это два вида иудейской молитвы, Ветхозаветной молитвы – то, что иудеи и теперь достаточно строго соблюдают. То есть для Апостолов важна была и традиция, религиозная традиция того времени: став христианами, они не бросают вызов этой традиции – они продолжают жить в этой традиции.

«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый».

И второй стих:

«И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм».

Но прежде всего, посмотрим, как древнехристианский экзегет Беда Достопочтенный истолковал первый стих третьей главы: «Апостолы, входя в храм в девятом часу, прежде всего исцеляют хромого, долгое время пребывавшего в расслаблении. А затем, трудясь непрестанно до вечера, питают словом веры тысячи людей. Ибо учители Церкви, пришедшие в конце мира, проповедуют и расслабленному издавна Израилю, и впоследствии даже язычникам. Именно они суть те работники, которых Хозяин дома приводит в виноградник в девятом и в одиннадцатом часу».

Беда Достопочтенный даёт нам аллегорическое истолкование первого стиха. Он вспоминает притчи Иисуса Христа, где говорится, в одной из этих притч, что работники нанимались в разное время. И даже при окончании дня всё равно нанимались на этот день новые работники. И Беда Достопочтенный сравнивает Апостолов с людьми, которые нанимаются в последние времена существования мира. Как мы знаем, первый мир, допотопный мир, он погиб в воде. Второй мир – это мир, в котором мы с вами живём, он сберегается для огня, и время этого мира очень ускоряется. Не случайно Иоанн Богослов писал в своих посланиях: «Дети, последнее время!»

Ощущение умаления времен и как бы сжимания времени – это тоже некая такая реальность. И мы вспоминаем наше детство, когда наступали летние каникулы и нам казалось, что это огромное какое-то время, колоссальное: огромные три месяца! А постепенно, когда нам за тридцать, за сорок, особенно за пятьдесят – время ускоряется, ускоряется, ускоряется. Как будто оно умаляется, и день сменяет день. Казалось бы, недавно была Пасха – а скоро опять Пасха, потому что вот-вот Рождество. И так мы живём.

Апостолы Иисуса Христа есть последние свидетели святого Евангелия, потому что их вера будет сопровождать народ Божий до самого Второго Пришествия Иисуса Христа. То есть их свидетельства – они будут живы в самые последние времена. И мы сегодня изучаем книгу Деяний святых Апостолов, которая тоже была написана Апостолом из числа семидесяти – Лукою. И для нас она содержит в себе великие духовные уроки назидания.

«И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм».

Что значит «хромой от чрева матери его»? То есть, он таким родился. Он родился с атрофированными ногами. Он сам не мог ходить: его приносили к этому месту, чтобы он зарабатывал на себя сбором подаяния.

Беда Достопочтенный предлагает опять аллегорическое истолкование. Он пишет: «Так как народ израильский проявлял строптивость не только во время земной жизни Господа, но даже с той самой поры, когда был дарован Закон, то он, этот народ, был как бы хром от чрева матери. И так же, как Иаков после своей борьбы с Ангелом изображается хотя и получившим благословение, но хромающим, и народ этот, по видимости одолевавший Господа во время страстей, в некоторых из своего числа благословился за веру, в иных же охромел за неверие».

Беда Достопочтенный ассоциирует с этим хромым от чрева матери весь еврейский народ. И действительно: отец еврейского народа, Иаков-Израиль, боролся с Ангелом, который явился ему. И в результате этой борьбы у него была хромота. На всю его жизнь. И, подобно Иакову, евреи тоже боролись с Господом Иисусом, и, как пишет Беда Достопочтенный, «…в страстях Сына Божия они как бы одолели Его. Они казнили Иисуса Христа, они обеспечили Его распятие, и Он умирает на Кресте, но те из них, которые поверили во Христа как Спасителя – они стали добрыми христианами. А те, которые не поверили – они несут хромоту своего неверия».

Действительно, самое тяжёлое состояние инвалидности – это инвалидность души. И мы сейчас видим много людей, которые внешне физически очень крепкие, здоровые, с таким румянцем на лице, но если в их душах нет веры в Создателя, то они все как гробы раскрашенные. Снаружи как бы всё лепотно, красиво, но внутри нету содержания, а что может означать такая внешняя красота? Тем более вы, люди в возрасте, знаете, что красота очень быстро проходит, меркнет и увядает буквально – как красивые цветы, которые, когда мы их приносим в дом, свежие и радуют наш глаз, но очень быстро, через совсем небольшое время вянут. Так и жизнь человека: если она не имеет духовной, внутренней непреходящей красоты, то существование таких поколений практически обессмысливается. В глазах Бога такие люди как бы и не существуют. Почему Христос и говорил Никодиму: «Тебе надобно родиться свыше».

То есть таким людям, которые ещё не обрели встречи с Иисусом Христом, надо ещё пережить рождение, духовное возрождение, без которого жизнь человека вполне бессмысленна.

И мы читаем далее об этом человеке, «которого приносили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм». Он, увидев Петра и Иоанна, просил у них милостыню. Мы знаем, что бедные люди предпочитают собирать подаяние, просить милостыню рядом с храмами. Они любят приходить к христианским храмам особенно на большие праздники, на престольные праздники. И просят подаяния. Это немножко нелогично: ведь в наших храмах собираются в основном пенсионеры, люди, у которых и денег-то особо нет. Наверное, было бы более логично, если бы нищие собирались каждый день у банков, у каких-то фирм богатых, у представительств транснациональных корпораций в Москве, и там бы просили деньги. Но похоже, что нищие интуитивно ощущают, где больше милосердия, а где его совсем нету. Там, где много денег, как правило, нет милосердия. А там, где мало средств, милосердия, как правило, больше. И люди малоимущие всегда больше проникнут в нужду другого малоимущего, нежели какой-то богатый человек.

«Ворота Красные» – это значит красивые ворота, праздничные ворота, торжественные ворота. Как на славянском языке в нашей традиции говорят: «красный угол» – это там, где у нас иконы, или – «Пасха красная», или мы говорим: «красна девица», подчёркивая лепотность, красоту.

Этот человек посмотрел на Апостолов Петра и Иоанна как на обычных иудеев, которые заходят в Храм. Каждый ли человек мог зайти в Иерусалимский Храм? Нет, не каждый. Во-первых, визуально можно было отличить иудея от не иудея. Потому что мужчины, которые шли молиться в Храм, имели «филактерии» – это такие кожаные ремешки, которые наматывали на руки и надевали на лоб. Потом, религиозные мужчины обязательно носили «цицит» – как в Пятикнижии Моисея сказано, что мужчины должны носить кисти на краях своих одежд в память о заповедях Бога. И в Храм в то время пропускали только таких мужчин. А язычников сразу отсекали.

Этого человека приносили к Храму каждый день. И каждый день он просил подаяния у всех, которые проходили рядом. Но, в этот день рядом с ним проходили два очень удивительных человека – это Апостол Пётр, рыбак из Галилеи, и Апостол Иоанн Богослов. Апостол Пётр – это тот самый Пётр, о котором Христос сказал: «Ты Пётр, камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Апостол Иоанн Богослов – это тот самый Богослов, который на Тайной Вечери возлегал на груди Христа Иисуса.

«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни».

И что происходит далее? «Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас». Мы понимаем, почему этот расслабленный всматривается в людей. Он хочет понять, кто богатый, а кто небогатый. Но непонятно, почему Пётр с Иоанном тоже всматриваются в него, когда видят, как он просит деньги. Он всматривается в людей, потому что он ищет богатства земного. И Апостолы остановились и всматриваются в этого нищего калеку. Они ищут в его душе богатство духовное. Духовное богатство – это вера в Бога, а вера в Бога – это вера в то, что Господу возможно всё.

Этого человека каждый день приносили к Храму, и каждый день уносили с этого места. Он зарабатывал какие-то копейки каждый день, и не мог ожидать, что в этот день всё внезапно изменится в его жизни: он, калека от чрева своей матери, станет абсолютно здоровым человеком! Как говорится, здоровье не купишь ни за какие деньги, тем более за те мизерные, которые он получал, побираясь у Храма.

«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни».

Иоанн Златоуст пишет: «Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. Он слышит это, но и при этом всё ещё не встаёт, а всё ещё продолжает просить. Такова бедность. Когда и отказываются дать, она настаивает и понуждает. Устыдимся и мы, так поспешно отступающие при мольбах».

Мы тоже сталкиваемся с нищими, они тоже нас о чём-то просят, и чаще мы пытаемся быстрее пройти мимо этих людей. И мы находим много оправданий для себя. Особенно если в переходах просят мужчины с характерным выражением лица, у нас сразу мысль: «это пьяница, он просит на спиртное». Или даже какой-то инвалид сидит, а у нас мысль: «Его сюда сажают специально, он всё равно ни копейки не получит, это мафия». И мы пробегаем мимо. Может, те люди, которые приносили его каждый день туда, они тоже что-то зарабатывали на этом, но это не суть, это не то, что для нас теперь важно. Для нас важно то, что «Пётр с Иоанном всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас». То есть: посмотри на нас не так, как ты смотришь на тех людей, которые медяки тебе бросают. Взгляни на нас: может быть, ты увидишь что-то такое в нас самих, в чём ты нуждаешься больше, чем в деньгах.

Что современные люди должны ждать от современного православного человека? Какое слово мы можем принести в этот мир? Единственное, что надо ожидать от каждого христианина – это свидетельство об Иисусе Христе, Господе нашем. Самое великое богатство – это наша вера. Есть такой интересный рассказ, как одна женщина умирала и позвала своих детей и сказала:

– Я умираю, но я хочу оставить вам одно очень важное сокровище. Это моё наследие для вас, и оно находится здесь, в этой комнате.

И дети спросили:

– Мама, какое у тебя может быть сокровище? Ты такая бедная женщина, и мы не богатые.

Она говорит:

– Вот это сокровище, – и она показала на Библию.

И тогда её сын взял эту книгу и стал листать – может, там какие-то облигации, какие-то деньги? Но там ничего не было, и он спросил:

– Мама, здесь ничего нету. Что ты имела в виду?

Он так и сказал. Она говорит:

– Там есть всё, что тебе надо для счастливой жизни здесь на земле, и для счастливой жизни там, на небесах.

Действительно, как писал Апостол Павел в послании к Тимофею: «Имеешь пищу и одежду – будь доволен». Богатство верующего человека – это его вера. Как Господь Иисус Христос говорил: «Не собирайте себе сокровища на земле, где воры подкапывают и крадут и где моль и ржа разъедают. Но собирайте себе сокровища на небесах, где воры не подкапывают и не крадут, и где моль и ржа не разъедают. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше».

Почти каждый день в новостях говорят: «Отозвана лицензия от этого банка, отозвана лицензия от того банка». Для нас это привычно, но банкиры вздрагивают, когда звучит эта грозная информация о том, что отнимается лицензия. И тот банкир, банк которого закрывают, чувствует себя потерявшим почву под ногами, потому что его сердце в его банке. Где твои сокровища – там твоё сердце. И напротив: вспомните, когда Апостолы были посланы Христом и бесов изгоняли, больных исцеляли, чудеса творили, а потом пришли обратно с радостью, то Господь им говорит: «Не радуйтесь тому, что бесы повинуются вам, но радуйтесь тому, что ваши имена записаны в Книге Жизни». Вот та лицензия, которую никто не сможет отозвать – запись в Книге Жизни. Она может быть изглажена только нашим неправильным образом жизни. И Апостол Павел пишет: «Кто отлучит нас от любви Христовой? Никто. Ни смерть, ни теснота, ни скорбь, ни болезнь, ничто не отлучит нас от любви Христовой».

«Итак, Апостол Пётр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали, – точнее, Пётр сказал, – взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь».

Ну, «что-нибудь» – это какие-то медяки. От нас тоже все хотят чего-то получить, особенно если мы люди в возрасте. То внуки прибегают, то дети приезжают – может быть, они думают, что у нас какие-нибудь огромные пенсии, невероятно огромные… Наши дети внуки – они работают, получают зарплаты, но их всегда тянет к нам, они хотят что-то получить от нас. И этот человек всматривается в Апостолов, он хочет получить от них какие-то деньги. Но что происходит? Шестой стих читаем:

«Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи».

Наверное, когда он услышал вот эти слова: «серебра и золота нет у меня», его интерес сразу пропал. А что на них смотреть, если у них нет ни серебра, ни золота? Какой же интерес вообще в этих людях? И вдруг он слышит что-то такое совершенно невероятное: «А что имею то – даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи».

Давайте посмотрим, что пишет Иоанн Златоуст: «Потому никто не должен считаться низким за бедность. Не бедность унижает, а богатство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее угождать многим. Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб, он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред. Не имеющий же ничего не боится: ни лишений имущества, ни публичного торга, ни судебного приговора. Если бы бедность лишала дерзновения, то Христос не заповедал бы бедности ученикам своим, посылая их на дело, требовавшее великого дерзновения. Бедный есть человек весьма сильный: неоткуда ему получить обиду или потерпеть вред. А богатый открыт для нападений со всех сторон, и с ним бывает тоже, как если бы кто тащил за собою множество длинных верёвок: его легко может поймать всякий. А человека нагого поймать нелегко. Так бывает и с богатым. Рабы, золото, поля, множество дел, тысячи забот, обстоятельств, нужд делают его удобоуловимым для всех».

Помните, когда Господь Иисус Христос отправлял Апостолов на проповедь, Он им говорил – об этом мы можем прочитать в десятой главе Евангелия от Матфея – «Серебра и золота не берите с собою». Они даже не брали с собою обуви. Христос говорил: «…и сандалии не берите». Они жили очень просто, но они обладали тем богатством в Духе Святом, которое одно только и нужно людям. Это богатство веры и обилие благодати Божией. И что происходит далее?

«Но Петр сказал ему: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени…»

Ему Апостолы дают то, что ему не дала родная мать, ибо он родился уже калекой. Во чреве матери уже не имел силы в ногах. Поистине, как сказано у пророка Исайи: «Если мать забудет тебя, говорит Господь, Я не забуду тебя. Если мать забудет грудное дитя своё, говорит Господь, Я не забуду тебя». Бог видит, какие у нас нужды. Может быть, кто-то усердно просит в молитве: «Господи, сделай прибавку к моей пенсии!» А Господь усмотрел что-то намного лучшее: Он готов исцелить тебя от твоих недугов. Какая прибавка к пенсии! За деньги не купишь здоровье. И Господь решил продлить твою жизнь на многие-многие годы – ради твоей последней исповеди в храме. Господь усмотрел, что исповедь эта была очень искренняя, и Ангелы одобрили твоё усердие с покаянным чувством.

Помните, как в книге Ветхого Завета рассказывается, что был один Еврейский Царь во дни пророка Исайи. И Исаия пришел к этому царю и говорит: «Делай распоряжение, ты сейчас умрёшь. Ты сейчас умрёшь». А этот царь не хотел умирать. Кто хочет умирать? Этот царь Изекия повернулся к стене и заплакал. А пророк Исаия торжественно объявил, что он умрёт. И вышел, пошёл из дворца, а Изекия плакал, повернувшись к стене: он хотел ещё пожить. И не успел Исайя далеко отойти, как Господь ему говорит: «Вернись и скажи царю – будешь жить ещё 15 лет». Исаия разворачивается, идёт к этому царю, а тот плачет как ребёнок. И Исайя говорит ему: «Господь услышал твои слёзы, будешь жить ещё 15 лет».

Конечно, только в вечности мы узнаем, сколько раз Господь менял решение наказать нас; только в вечности мы узнаем, сколько раз Господь отменял Свой собственный приговор относительно каждого из нас. Может быть, по молитвам наших усопших родственников. Может быть, по усердному благословению духовного наставника. Мы это узнаем только в вечности. Но ни одно доброе дело не остаётся без Божьего одобрения. Поэтому надо спешить делать добро.

Некоторые из вас, наверное, читали ветхозаветную книгу Судей. Там рассказывается, что был один Моавитский царь, Эглон. Он был очень толстый и очень жестокий: он нападал на людей, на верующих, он душил их и приказывал своим воинам умерщвлять их. И однажды был Божий судья, которому Бог сказал: «Пойди, останови этого злого царя Моава». И этот судья Божий спрятал меч в своей одежде и пришёл во дворец Эглона с подарками. Стал дарить эти подарки: «Вот тебе, царь!» А тому всё мало, мало, ещё и ещё давай… Отдав ему все подарки, судья Божий говорит: «У меня для тебя есть тайное слово. Я должен тебе сказать тайное слово». И тогда этот царь Эглон сказал: «Тихо! Пусть никто, пусть никто не слышит. Все выйдите! Все выйдите!» Все вышли. И тогда судья Божий говорит: «Слово от Господа!» Эглон встал, когда услышал, что это слово от Господа. А судья вынул меч и ударил в живот Эглону. И так сильно ударил, что меч вошел в тук, в чрево, и внутренности и всё это порвалось, судья выскочил, пробежал мимо охраны. Никто не понял, что произошло. Все подумали, что царь Эглон пошёл в прохладную комнату побыть одному. И только через какое-то время они узнали, что его убили.

Когда я читал это в детстве, я думал: «Да, Эглон очень плохой человек, но он же, когда услышал, что слово от Господа, он встал!» Сейчас я понимаю, как тяжело полному человеку вставать. Я тоже полный человек. Но он проявил уважение к имени Господа, он поднялся на ноги свои, когда ему судья Божий сказал: «Тебе Слово от Господа!» А оказалось, что это какая-то военная хитрость. Как же так? Неужели Бог не наградил этого человека? Да, он плохой человек, никто не говорит, что Эглон был хорошим. Да, он жестокий человек – но, когда он услышал, что слово от Бога, он встал! Я стал смотреть разные комментарии. И вдруг нашёл: «За то, что Эглон встал, когда услышал имя Господа, Бог почтил его и сделал его праотцом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Эглон – это отец Руфи моавитянки, которая была прабабкой царя Давида. А от Давида по плоти происходит и Господь наш Иисус Христос. То есть, если бы он не встал бы, его бы убил всё равно этот судья Божий. Но Руфь, его дочка, не стала бы праматерью Иисуса Христа! А он встал, почтил имя Божие, и за это сподобился того, что стал праотцом царя Давида и Господа Иисуса Христа. То есть – ни одно доброе дело, которое мы делаем, не пропадет, даже если сами мы пропадем. Человек может попасть в ад за свою земную жизнь, но всё добро, которое он сделал, живя на земле – оно станет благословением для его потомков, чтобы хотя бы они не попали в ад.

И когда мы видим, что кто-то у нас просит помощи – да, можно помочь какой-то суммой денег, но мы имеем больше, чем эти наши рубли, которые прыгают то в одну, то в другую сторону: мы имеем нашу веру. И если есть возможность поделиться нашей верой, рассказать о нашей вере – мы должны это делать, это очень важно. И Апостол Пётр говорит:

«Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взял его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочил, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».

Он не просто встал на ноги – он стал ходить, он стал скакать, прыгать стал от радости, он не мог поверить в это чудо! Это был человек, которого никто никогда не учил ходить, потому что все знали: его ноги атрофированы. Но в Иисусе Христе даже тот, который не умеет жить, получает жизнь от Бога. И не просто жизнь: сказано, что в Иисусе Христе «мы имеем жизнь, и жизнь с избытком». Жизнь с избытком – это не та худшая жизнь, которую нам предлагают безбожники атеисты: поживёшь 50-60 лет, потом умрёшь, вырастет лопух на могиле – и будь доволен. Жизнь с избытком, жизнь во Христе и со Христом – это та жизнь, которая, начавшись здесь, уже не прекратится никогда. И вот эта радость наполняет этого человека: вдруг укрепились ноги его!

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так поступал и Христос. Часто Он исцелял словом, часто делом, а часто простирал и руку, где были более слабые в вере, чтобы не подумали, что чудо совершалось само собою. И, взяв его за правую руку, Петр поднял его и этим показал Воскресение, так как это было образом Воскресения».

То есть этот человек был как бы мёртв для социально значимой жизни, но теперь он ожил. Его носили – а теперь он сам входит в храм. Он не просто идёт – он прыгает, он скачет, как царь Давид скакал в Иерусалиме перед ковчегом Божьим, пребывая в духовной радости.

Беда Достопочтенный пишет: «Того, кого Пётр поднимает словом, он укрепляет также и правою рукою своею. Ибо речь поучающего слабее действует на сердца слушателей, если она не украшается примерами подобающих ей действий».

И Златоуст, и Беда Достопочтенный обращают внимание на то, что Апостол Пётр не просто сказал: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи». Он руку протянул этому человеку и поставил его на ноги. Давайте вспомним, что и Господь Иисус Христос тоже по-разному исцелял людей: на кого-то Он возлагал руки, для кого-то плюнул на землю, сделал брение, намазал на лицо и отправил его в паломническою поездку к Силоамской купели, а для кого-то только слово сказал. Потому что мы разные. У одного слабая вера, у другого сильная вера. Кому-то нужны какие-то действия, кому-то мало твоих и моих слов. Для кого-то важно, чтобы ты не только говорил о вере, а вымыл бы полы, убрал бы посуду, протёр бы пыль на столе. Это тоже очень важно. Наша проповедь должна иметь содействие наших рук, и если есть возможность это делать, мы должны это делать, и на это и святые отцы – и Златоуст, и Беда Достопочтенный – обращают наше внимание.

«И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним».

То есть они не сразу поняли, что это тот самый человек, которого они видели каждый день, что он сидит, что его приносят и уносят, как какой-то предмет. Не сразу они смогли поверить в это очевидное чудо. Но это было чудо, которое загнало всех в тупик: «Да, мы видели, как его вносили и приносили, а теперь – смотрите, он ходит! Он стоит, он прыгает, он радуется о Господе». Когда перемены в нашей жизни осуществляются от Господа – эти перемены имеют огромное значение для нас. То, что могут люди делать друг для друга, это не так значительно, как нежели когда Господь чрез нас начнёт действовать по отношению к тем или иным людям.

Смотрите, что пишет Иоанн Кассиан в своём трактате «О Воплощении Господа». Он пишет: «В конце концов те, кто получил от Бога власть, никогда не пользовались этой властью как своей, но относили эту власть к Тому, от Кого её получили. Так как сама власть не может иметь никакой силы, кроме как в имени Того, Кто её предоставил. Поэтому и Апостолы, и все служители Бога никогда не делали ничего своим именем, но призывали имя Христа – так как сама власть принимала достоинство оттуда, откуда началась, и никоим образом не могла быть дана слугами, если только не исходит от Творца».

Действительно, мы часто встречаем в Новом Завете слова о том, что чудеса совершаются во имя Иисуса Христа. Сила жизни православного христианина – это Иисусова молитва. Мы знаем, что нет другого имени под небом, которым нам надлежало бы спастись, кроме имени Иисуса Христа. И сказано, что имя Божие – это крепкая башня, и правильно поступает праведник, который спасается в этой башне и во время беды убегает в эту башню. Сила имени Божия – это удивительная сила!

И мы читаем далее:

«И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломоновым. Увидев это, Пётр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»

То есть люди Божии никогда не приписывают себе действие силы Божией. И Апостолы понимают, что они это сделали не потому, что они Апостолы, а потому, что имя Иисуса Христа обладает мощнейшей силою. Имя Иисуса Христа – это как воинский клич, который опрокидывает власть бесов и демонов. Во имя Иисуса Христа бесов изгоняли из людей в древности, и сейчас это продолжается. И Апостол говорит: «Что вы удивляетесь, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» Нельзя силой человеческой, силой человеческого благочестия совершать такие великие дела. А разве мы, священники, отпускаем вам грехи силой своего благочестия? Конечно, нет. Мы сами нуждаемся в исповеди. Мы отпускаем грехи в силу того поручения, которое дал нам Иисус Христос, когда, явившись к Апостолам дверями затворенными, сказал: «Примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». И служители Церкви, как преемники Апостолов, не силой своего благочестия отпускают грехи, а властью, данной от Иисуса Христа. Никакого человеческого благочестия, никакой человеческой силы и энергии не хватит, чтобы опрокинуть грех в другом человеке или даже в самом себе. Всё врачует одна и та же благодать Божия.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Таким-то образом Апостолы больше прославили себя тем, что презрели славу и показали, что это было делом не человеческим, а Божьим, и что они также наравне с другими должны удивляться, а не служить предметом удивления. Видишь ли, как Пётр, будучи чужд честолюбия, отвергает от себя славу? Так поступали и древние. Например, Даниил-пророк говорил: “Мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих”».

Иоанн Кассиан в своих собеседованиях писал: «По их мнению, никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и большого страдания. Ведь весьма часто, как уже было сказано выше, люди с извращенным умом и противники веры именем Господа и демонов изгоняют, и совершают великие дела. То есть имя Господа, звучит ли оно в устах благочестивого человека, – оно действенно; звучит ли имя Господа в устах неблагочестивого человека – оно все равно действенно. Ибо благодать действует не только через достойных, но через недостойных».

Увидев это, Пётр сказал народу: «Мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его».

Здесь Апостол Пётр напоминает события, которые произошли пятьдесят дней тому назад – чуть более пятидесяти дней тому назад, когда весь еврейский народ кричал: «Распни! Распни! Распни Его!» – кроме немногих, которые сохраняли верность Христу Иисусу.

И далее Пётр в своей проповеди говорит: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу», – помните, когда Пилат обратился к народу со словами, что есть обычай на Пасху отпускать одного узника, и сказал: «Изберите одного, кого отпустить», и они кричали: «Варраву, Варраву!» А Варрава был убийца, который сделал нападение на Римского воина и умертвил его. Но когда Пилат говорил: «А что сделал вам Иисус?» Они кричали: «Распни! Распни Его!»

И вот эти слова: «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу» – это слова обличения. А далее он говорит: «А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели».

Итак, здесь, в этой проповеди Апостола Петра, Иисус Христос называется Начальником жизни. Почему Он Начальник жизни? Потому что Он – истинный Бог. А о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем. То есть – невозможно существовать без Бога. «Начальника жизни убили»… Здесь скрывается тайна смерти Сына Божия. Многих поражает чудо воскресения Христа из мертвых, но в этом нет чуда: ведь Бог – Начальник жизни, Источник жизни, и мы Им живём, движемся и существуем. Смерть просто не смогла удержать Его в своей власти. Поэтому чудо непостижимое то, как Христос умер! Он – Источник жизни, Он – Начальник жизни. Как Он умер? Вот это тайна, непостижимая богословская тайна. Мы умираем за наши грехи, за наше беззаконие, а Сын Божий – Он истинный Бог и истинный Человек, и тайна Его смерти – это тайна самоуничижения Божества. Непостижимая тайна! И Пётр делает здесь акцент на этом: «А Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели».

И в Новом Завете мы встречаем разные тексты. В одном случае говорится, что Бог Отец воскресил Сына, другие тексты говорят, что Сын Сам воскрес, то есть силой ипостастного Божества. А есть тексты, говорящие, что это действие Духа Святого. Поэтому, когда мы говорим о Воскресении Христа, мы говорим: да, Бог Отец воскресил Сына, но и Сын восстал силой ипостастного Божества в Духе Святом.

И далее Пётр восклицает: «И ради веры во имя Его» – то есть во имя Иисуса Христа – «…имя Его укрепило сего» – то есть того, который родился хромым – «…которого вы видите и знаете» – то есть он из вас, он, может быть, был в той же толпе, которая кричала: «Распни! Распни Его!». «…которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него» – то есть от Иисуса Христа – «…даровала ему исцеление сие перед всеми вами».

Оказывается, они не просто так всматривались в этого человека: они увидели в нём веру. И, когда они увидели в нём веру, они сказали: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи!»

И очень часто, когда совершались подобные чудеса, говорилось: «По вере вашей да будет вам». И вот удивительным является то, что этот человек, который родился хромым, сохранял надежду на Бога. Он был зависим от других, его приносили каждый день и уносили от Красных ворот и к Красным воротам. Но вера сохранялась в его сердце. Сейчас мы живем в такое время, когда многие теряют веру. В наше время апостасия, всемирное отступление от веры – это реальность. И очень многие священники из разных городов говорят: «Прихожан становится меньше». В духовные учебные заведения поступает меньше людей, и это повсеместно, это во всём мире. Но те, которые сохраняют веру – это надежда на то, что всё может исправиться, и исправиться в самую лучшую сторону. Как в удивительной книге Варсонофия и Иоанна говорится: «В последние времена верующие не будут так всё исполнять, как древние подвижники, но сама их вера среди общего неверия будет чудом, и это будут времена, последние времена, когда всякий, призывающий имя Господне, спасётся». Потому что сама вера – это дар Божий, её невозможно просто так найти. Я знаю людей, которые хотели бы быть верующими, но они не могут обрести в своей душе дара веры. Здесь мы прочитали, что вера, исцелившая этого хромого, была дана ему от Иисуса Христа.

Шестнадцатый стих: «И ради веры во имя Его» – то есть Христа – «…имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него…» – то есть от Христа – «…даровала ему исцеление сие перед всеми вами».

То есть, источник веры – это Божественный Логос, Сын Божий Господь наш Иисус Христос. И если кто-то имеет веру, это значит, что Христос прикоснулся к этому человеку. Значит, была личная встреча со Христом. Когда? Может быть, от чрева матери такое произошло. А может быть, твоя первая исповедь осознанная стала такой встречей, или когда ты первый раз стал читать Евангелие, Христос прикоснулся к тебе. Он – источник веры, ибо вера от слышания, от слышания слова Божия, а Иисус Христос – это и есть «Слово, Которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины».

И далее Апостол говорит: «Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это…» – то есть распяли Христа – «… по неведению».

Вы видите, у Апостола нет злости на еврейский народ. Они кричали: «Распни! Распни!» И Пётр в этой проповеди находит извинение не только для простых людей, но и для начальников, для членов Синедриона, иудейского Сангидрина: «Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению».

На самом деле, Пётр здесь повторяет слова Христа. Помните, как Христос молился на Кресте за Своих распинателей? «Боже! Прости им, они сами не знают, что они делают». Действительно, неведение ослепило многие умы, но, если кого-то касается дар веры, то он должен этим очень дорожить.

Иоанн Златоуст пишет: «Так как он…» – то есть Пётр – «…сильно укорил их и показал, что Распятый воскрес, то опять смягчает свою речь, давая им возможность покаяния, и говорит: “Впрочем, я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению”».

«По неведению» – это одно оправдание, а другое – «как и начальники ваши». Что Иосиф говорил братьям? «Бог послал меня перед вами». Или лучше, что сам Пётр прежде сказал кратко: «Сего, по определенному совету и предвидению Божию Преданного, вы взяли». То же самое говорит теперь пространнее: «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил».

И Апостол Пётр продолжает: «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа».

Иоанн Златоуст восклицает: «Этим показывает важность определения, так как все говорили это, а не один только. Значит, хотя это сделано по неведению, но совершилось не против воли Божьей. Смотри, какова премудрость Божия, когда и злодеяния других направляет к тому, чему следует быть».

То есть, Апостол Пётр уверен, что если они впали в неведение, распяли Христа, но это объективно было необходимо, чтобы Христос умер и Своей драгоценной кровью омыл бы весь род человеческий. И по поводу того, что их начальники вдохновляли их на убийство Христа, Святые Отцы говорят: «Они священнодействовали. Ибо именно на Пасху священники должны выбирать агнца. И когда один из них сказал, Первосвященник, что «лучше пусть Один умрет за всех, чем все погибнут» – это было пророчество.

То есть, иногда, когда мы пытаемся оценить действия еврейского народа, в этой ситуации мы не ведём себя так, как вели Апостолы, когда искали оправдания для них. Но Апостолы этим научают и нас искать оправдания для других. Если мы видим, что человек очень грешный, не следует спешить осуждать такого человека – может быть, он никогда не слышал Закона Божия, жил в атмосфере неверия, нравственной и моральной пустоты. Лучше попытаться понять такого человека, чтобы реально оказать ему помощь.

И Пётр продолжает своё свидетельство о Христе. Он говорит: «Которого небо должно было принять до времени совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня. Слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа».

Здесь Апостол Пётр вспоминает книгу Второзакония, где записаны эти слова Моисея Боговидца, что Бог пошлёт другого Пророка. И Апостол Пётр относит эти слова к Иисусу Христу. Но разве Иисус Христос пророк? Иисус Христос – Сын Божий, Он истинный Христос Мессия. Он Бог. Но давайте посмотрим, как Святые Отцы объясняют нам, почему Апостол Пётр так разговаривает с этими людьми. Потому, что они были слишком немощны, чтобы услышать всю правду об Иисусе Христе. Блаженный Феофилакт иногда допускает такую мысль: «Почему в Евангелиях очень мало говорится о Пресвятой Деве Марии? Как будто сознательно Евангелисты умалчивают о Деве Марии и говорят как бы вскользь?» И далее он объясняет, что это было сделано потому, что Евангелисты знали, что Евангелие будут читать другие люди, которые не имели опыта молитвенного общения с Девой Марией. Они не представляют, что такое Дева Мария, и таким образом как бы скрывается тайна Пресвятой, которая остается доступной только для немногих, подлинно верующих людей.

То есть, мы должны наставлять людей исходя из того состояния, в котором они пребывают. Нельзя сразу все тайны веры раскрывать перед сознанием людей духовно неопытных. Поэтому мы должны, как сказано, немощного верой принимать без каких-либо пересудов. Если человек немощный, мы должны подходить к нему, как к немощному. Как о Христе сказано, что Он трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. То есть, если есть члены наших семей, которые немощны в вере, то мы должны находить для них очень простые слова, очень понятные слова, чтобы заставить их задуматься о духовном. И если в чём-то мы чувствуем, что вот эту тему они не воспринимают, то мы не должны повторять эту тему, мы не должны касаться тех вопросов, которые вводят их в состояние раздражения. И здесь Апостол Пётр являет нам пример.

Но в то же время, если мы посмотрим на догматическое Богословие Православной Церкви, то там прямо говорится, что Иисус Христос совершал тройное служение. Он совершал служение пророческое, Он совершал служение царское и Он совершал служение священническое. То есть, Он одновременно был и Пророк, и Царь, и Первосвященник. Пророческое служение Иисуса Христа – это все те предсказания, которые Он оставил для нас – особенно много предсказаний о последних временах. Помните, когда на Елеонской горе Апостолы подошли к Нему и спрашивали, какой признак кончины века и Второго пришествия, и Он очень подробно им всё рассказал. Но при этом Он был Царь Царей, и при этом Он был Первосвященником. Ещё древнему Давиду и царю Соломону было сказано, что этот престол не оскудеет, на их престоле всегда будет сидеть их потомок. Если говорить об исторической реальности истории еврейского народа, то у них цари прекратились. Царь Ирод Великий уже не был евреем. Но в Иисусе Христе дом Давидов по-прежнему царствует на небесах. В Иисусе Христе, как в потомке Давида и Соломона, это обетование продолжает исполняться. Он – настоящий Царь. И если мы осознаём, что Иисус Христос есть Царь Царей, то это означает, что мы должны осознавать себя подданными Его, которые принадлежат к Его Царству. А Царство Иисуса Христа – это Его Святая Церковь. Если пророчества Иисуса Христа – это все предсказания, которые мы имеем в Евангелиях о будущем, то Первосвященническое, Священническое служение Иисуса Христа – это то, что Он совершил, нас ради человек и нашего ради спасения, прежде всего на Голгофе.

Иногда люди спрашивают: «Кому была принесена эта жертва, жертва Крови Иисуса Христа?» Но когда мы, священники, читаем тайные молитвы на Литургии, у нас есть там такие слова, что Иисус Христос – это Тот, Кто приносит жертву как Священник. Это Тот, Кто Сам является жертвой, как умирающий на Кресте. И это Тот, Кто принимает жертву, как истинный Сын Божий. То есть Его священнодействие – это самая совершенная форма священнодействия, ибо Он есть Приносимый и Приемлющий. И Апостол Пётр – а это уже вторая его проповедь после дня Пятидесятницы – он лишь вскользь касается некоторых вопросов и некоторых тем.

И далее с двадцать четвертого стиха Он говорит: «И все пророки, от Самуила и после него, сколько их не говорили, также предвозвестили дни сии». Далее: «Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные».

Здесь Апостол Пётр обращает внимание евреев на то, что все пророки говорили об Иисусе Христе. Но главное пророчество об Иисусе Христе – это то, что было сказано Аврааму, а Аврааму было сказано: «В семени твоем благословятся все племена земные». И Августин, и Златоуст рассуждали над этим пророчеством, что в семени Авраама благословятся все народы Земли. Златоуст пишет: Я не вижу, чтобы через них благословение приходило на всех – наоборот, много проблем даже есть каких-то в связи с ними. Но здесь говорится о семени Авраама как об одном: от семени Авраама Иисус Христос по плоти. А в Иисусе Христе – благословение всем народам, всем племенам, всем языкам. И когда Бог призывал Свой народ, еврейский народ быть светочем для всего мира. Но они замкнулись сами на себе, они думали только о религиозном, только для себя. Тогда Он избрал самых простых из них – рыбаков, пастухов, и им поручил стать светочами мира. И книга Деяний святых Апостолов – это книга о том, как верный остаток потомков Авраама, Исаака, Иакова, двенадцать Апостолов Иисуса Христа несли свидетельство о Христе не только представителям своего народа. Это свидетельство о том, как они выйдут за пределы ветхого Израиля, хромающего в неверии Израиля, и пойдут к другим племенам и народам, которые ничего не слышали о Боге, и им тоже будут свидетельствовать о великих делах Божиих.

И последний стих сегодняшней главы – двадцать шестой. Апостол Пётр повторяется: «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».

Вот здесь очень непонятно: говорится о том, что Воскресший Христос был послан к этим людям, которые распяли Христа, которые отвращались от Христа, но мы не видим, чтобы воскресший Христос общался бы с противниками собственными. Он являлся Апостолам в Сионской горнице, Он являлся Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Он общается только со Своими. Где же исполняются эти слова? Ответ очевиден: Иисус Христос действует по отношению к Израилю напрямую через Апостолов. Сами Апостолы – они есть верные свидетели об Иисусе Христе, и через них Сам Христос продолжает свидетельствовать о Своем Святом Евангелии. Если люди даже не свидетельствуют о Христе, а просто разговаривают о Христе – например, двое-трое собрались поговорить о Христе – Он уже среди них. Он Сам говорил: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них». А если кто-то берёт на себя миссию свидетельствовать о Христе, то это свидетельство достоверно, потому что через него свидетельствует Сам Господь. И Апостолы были такими людьми. Над ними исполнялся призыв Христа, Который в Нагорной проповеди говорил: «И так да светит свет ваш пред людьми с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли бы Отца Небесного».

Беда Достопочтенный пишет: «Отсюда следует равным образом иметь в виду, что это Тот же Самый Сын Божий, Который называется семенем Авраама, потому что две природы одного Христа, чтобы не считали Его или только человеком, или сыном человека, и Сыном Бога. В западню таких неправильных представлений впадали некоторые безумствующие». Беда Достопочтенный настаивает на том, что проповедь о Христе – это не только проповедь о человеке Христе Иисусе, но это проповедь и о Сыне Божьем Христе Иисусе. Это проповедь о том, как в Иисусе Христе в единую ипостась соединились и встретились истинное человечество и истинное Божество.

А так как Апостолы предлагали всему миру пережить такую же встречу с Богом, то они свидетельствовали о Христе. Христос – это такая встреча Божественного и человеческого, что Божественное и человеческое становятся в единую ипостась, и отныне и присно нераздельно, неразлучно, неизменно, хотя и неслиянно. И в Церкви, как в богочеловеческом организме, присутствуют Божественные Таинства и наша человеческая природа. И в Церкви, как в богочеловеческом организме, соединяются Небо и Земля, ибо Церковь и есть Небо на Земле. Помните, как проповедовал Иоанн Креститель, Как проповедовал Христос: «Приблизилось Царство Небесное».

Небеса приближаются к Земле в день Святой Пятидесятницы. А после дня Пятидесятницы Земля объята небесной проповедью о приоритетах теократического царства Бога. И, принимая людей в Церковь, Апостолы раздвигали границы Царства Иисуса Христа, Его Церкви, о которой Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её».

И пусть пример инвалида, о котором мы сегодня долго рассуждали, который родился инвалидом, был таким от чрева матери, вдохновит нас на мысль о том, что всё возможно Богу. И если кто-то из нас уже поставил крест на самом себе и не верит, что жизнь будет положительной, пусть вспомнит, что если мы будем решать свои проблемы во Христе, то со Христом мы сможем их разрешить. И даже так, как мы этого никогда не ожидали. То есть, мы кто-то или что-то только во Христе, и мы никто и ничто без Христа.

Аминь.