Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, 5 декабря 2015 г. Канун дня памяти святого благоверного князя Александра Невского (Всенощное бдение)

Дата: 
5 декабря 2015, суббота

Дорогие братья и сёстры, добрый вечер, рады вас видеть!

Сколько событий церковный Устав открывает перед мысленным и духовным взором христианина! Но они могут пройти незамеченными, и ещё страшнее – невостребованными. Во-первых, это малая Пасха – воскресный день и свет небесного рая. Во-вторых, это попразднство великого дня Введения во храм Пресвятой Богородицы, и мы, прославляя Царицу Небесную, одеты в ризы света неземного. Ну, а ещё сегодня – день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Князь Александр – наше национальное достояние. Это не только память о прошлом нашего Отечества – это и сегодня великий защитник русской земли, это и сегодня живой след нашей национальной истории, который подтверждает, что тот, кто имеет готовность быть похожим на людей благочестивой жизни, просто обязан ставить перед собой примеры христианского делания людей, прошедших в этом мире до нас по духовной лестнице.

Просматривая житие этого угодника Божьего, память о котором Церковь хранит молитвенно и бережно в течение многих веков, чему поражаемся в первую очередь? Мы с вами живём во время значительного развития различных возможностей, и, наверное, привыкаем к ним, поскольку все из нас пользуются теми средствами, которые обеспечивают быстроту общения друг с другом. Находясь за много километров друг от друга, люди могут созвониться или списаться, могут даже увидеться, используя современные технологии. А вместе с тем, их духовная связь может быть не налажена, не востребована и не использована.

Когда мы рассуждаем о святости, когда говорим о наших национальных, русских святых, мы должны понимать, что это лучшие люди нашей страны, цвет нации. Часто в нашей жизни есть иные герои, которые нами приняты за некий идеал, к которому мы стремимся. Мы подражаем им – тем героям, одежду которых мы надеваем, словами которых общаемся, манеры которых копируем. И те, кто знает, что через это можно поработить человека, умело используют различные информационные средства для того, чтобы навязать, навязчиво предложить людям другие ценности и иные ориентиры в жизни.

Нередко, приходя для освящения христианских жилищ, священники обнаруживают в самых сокровенных местах, в тех местах, куда обращён сердечный взор хозяина жилища, разных героев. Их портреты, плакаты, их изображения в быту, кадры, снятые навязчивыми фотографами, заполняют и комнату, и душу тех, кто начинает учиться подражать им. И хорошо, если где-то в углу дома нередко пылится мало востребованное национальное достояние. Тот, кто утрачивает связь со святостью прошлого, не имеет святости будущего. Но всякий раз, когда человек вспоминает об образцах жизни и взирает туда – не только в прошлое, нет-нет, а ещё и сюда, в этот пыльный красный угол, и находит мысленным взором перед собою окошко в небо, – он прозревает и пробуждается для возможности ощутить себя гордым за то, что он русский.

Есть понятие гордости, которое не является грехом. То качество, которое направлено на нашу самость, на наш эгоизм, на нашу мелкую, несовершенную внутреннюю несостоятельность, – это плохо. Но быть гордым за свою страну, быть гордым за то, что ты призван усвоить лучшее, в том числе и через тех, кто жил в этом мире до тебя, – это не есть грех. Это воспитывается с юных лет, вкладывается в сердца. Этому нужно учить, и для этого нужно создать обстановку, нужную среду, чтоб погрузить туда человека, чтоб он часто соприкасался с тем, что должно стать главным в его жизни, его сакральным, его священным.

Как-то я встретил одного человека, представителя одной малой народности. На груди у него был значок, на значке – изображение национального героя. Я обратился к этому человеку: «Кто это?» – и глаза этого человека изменились, и он прижал этот значок к своему сердцу. Это была случайная встреча на улице, но тот порыв сердечного чувства связи с национальным героем был настолько сильным, что даже мне передалось то состояние. Более того, речь шла о какой-то далёкой-далёкой республике, даже не в приделах бывшего Советского Союза (это был азиат, кореец). Но с каким чувством достоинства, с каким уважением и почтением он относился к тому человеку! И было сразу понятно, что это лучший сын своего народа, достойный уважения. Этот значок он носил на самом видном месте и гордился тем, что и он сам тоже из этого народа.

Что мы знаем про князя Александра, кто он для нас? Что сегодня значит для русского человека его подвиг? Кто сделал его великим Александром? Откуда он черпал силы, почему с малой дружиной побеждал? Откуда идеи, мысли, связанные не только с воинским мастерством, но и с глубоким духовным осмыслением событий, происходивших тогда, в те далёкие страшные годы? Откуда эта нечеловеческая сила? Откуда мудрость дипломатии? Почему, трижды посетив Орду, он возвращался с победой? Почему мальчишкой – сегодня в эти годы в школу ходят и проявляют нередко откровенную бесхребетность и инфантильность – он управлял княжеством и его слушали?

У всякого вопроса есть ответ. И когда мы наполняем некой влагой любой сосуд, откуда-то эта влага берётся и, утоляя жажду, напитывает всё тело, давая живительные токи уму и сердцу. Святой благоверный князь Александр Невский был христианином, он не скрывал своего христианского православного вероисповедания. И когда он нуждался в помощи и напрямую обращался к Богу, Бог его слышал. Он не имел мобильного телефона, у него не было скайпа, он не обладал электронной почтой, он с Богом мог напрямую общаться, и Бог его слышал. Почему? Потому что он сам Бога слушал. Потому что в жизни своей те простые уроки, преподанные родителями в далёком Переславле-Залесском, он усвоил очень крепко, и если был пост – он постился, если был праздник – он шёл в храм, если надо было умирать – он был готов умереть. Так воспитали его, и это было нормой жизни. Поэтому, когда он испытывал потребность в Божьей помощи, он звал – и получал эту помощь. И слова о том, что «Бог не в силе, а в правде», он испытал и совестью своею, и мышцами своими, и умом своим, и сердцем, и душой. Духовная связь тогда крепка, когда человек исполняет Божьи Заповеди, а если он оступается, он раскаивается в том, что оступился, и торопится в Церковь – здесь разгадка воинского подвига князя Александра Невского: вначале были потоплены духовные враги, закованные не в латы, подобно немецким рыцарям, а в страсти. Он боролся с ними с детства и имел добрых наставников, которых слышал. Он тоже был мальчишкой, испытывал и терзания, и сомнения, но в одном был твёрд: он Бога чувствовал и слышал – и имел обратную связь. И, стремясь быть в зоне доступа, он пополнял запасы батареи, потому что постился и молился. Никто не может заставить человека, который не хочет. И сегодняшний день – один из многих и один из некоторых дней рождественского поста. Именно в этот период Русская Церковь прославляет князя Александра.

Как-то пришёл в храм один хоккеист:

– Кто такие святые? Можно попроще мне? Я играю за «Филадельфию Флайерз» и, будучи русским, плохо по-русски говорю. Мой кумир – Уэйн Гретцки, но я вернулся в страну, которая считается моей Родиной. Кто такие святые?

– Слушай, когда ты пришёл в хоккейную команду, тебе дали сразу всё? Клюшку, шайбу, свитер – и вперёд, в гущу событий?

– Нет, сначала я пошёл к тренеру, чтобы научиться, как правильно, как умело вести эту войну на площадке, иначе можно и зубов не собрать, и кости потерять, да и не выйти с этого поля.

– Слушай, какие усилия!.. Сколько умения, сколько терпения! А режим?

– О, это очень серьёзно. Жёсткий режим! А это ведь тоже пост, некое воздержание ради того, чтобы достичь цели, выйти на эту площадку под рёв трибун, под вспышки камер, ощутить прилив адреналина: “Я герой! Это мои фото висят там, на стенах у мальчишек!”

– Чему они у тебя могут научиться? Как тебя зовут? Костя? А ты… А ты в своей жизни чьи портреты вешал на своей стене? А ты кому отдавал своё сердце? В какие доспехи ты хотел облечься?

Но даже через шорох этих плакатов сердце, которое заведено Богом, как часы: «тик-так, тик-так», чтобы билось оно вон в ту сторону: «Кто ж такие святые? Я вернулся – и принесли меня ноги сюда, в этот храм. Зажёг я свечку, а не фонарь с гимном победы в Кубке Стэнли. Что-то шевельнулось в моём сердце: кто ж они такие, святые?»

– Да это люди, такие же, как ты. Им захотелось выйти на другую площадку, и в течение своей жизни они тренировались для того, чтобы достичь связи с Богом здесь. И это поражало, какая связь была у них с Богом! Всё, что они делали, было потрясающим. Может, они спустились с неба? Нет, это земные люди. Которые в Бога верили и в жизни своей положили внутри себя готовность исполнять Божьи Заповеди. Адам и Ева утратили Рай потому, что нарушили заповедь поста, не воздержались. И двери в Рай были закрыты, и Бог Сам пришёл в этот мир, чтобы дать человеку ключи от этого Рая и открыл его ценой Своей жизни. А потом по этому пути, по этой лестнице в небо пошли сотни, тысячи и миллионы.

Среди них поднялся и князь Александр Невский, который явил пример жизни и в семье, и в Церкви, и на бранном поле, и за столом переговоров, и на троне. В его жизни было много трудного. А если посчитать, как мало он прожил и сколько успел… Судите сами, прошло столько веков! А ещё сегодня у кого-то из стоящих здесь что-то в сердце отзывается в ответ. Почему? Потому что если мы выходим на ту же волну, на которой был он, то ощущаем, что это – правда, а правда не может не впечатлить человека, духовно ищущего правду. Кто правды не ищет, тому Бог не нужен, но уйти от Бога невозможно. И рано или поздно это осознание Божьей правды поражает человека, и ему нужно будет определиться: он с Богом воюет, сражается, будучи богоборцем, или он Ему служит, признавая себя сыном или дочерью. И тогда он начинает учиться искусству – искусству святости. Кого-то это слово отпугнёт: «Какой я святой?!» Но если ты пришёл сегодня в храм, если ты сделал маленькое усилие и слушаешь всё, что сейчас говорится, значит, ты уже учишься этой святости, что-то удерживает тебя от того, чтобы убежать, и ты стоишь. Есть рычаги воздействия на твою душу, которые Бог использует сейчас, поэтому ты и внимаешь, даже если не со всем согласен.

Князь Александр Невский – в схиме инок Алексий, названный в честь македонского полководца и достигший большего величия, чем Македонский Александр, потому что, служа Богу, он и по сей день ведёт русский народ. Как тогда, в далёкие годы, оставляя всё, он шёл в Орду, ехал, плыл, унижался, но служил своей стране, так и сегодня он служит ей, ожидая тех безумцев, которые пожелают быть похожими на него, а не на героев чужих фильмов, сделавшихся вдруг такими близкими, что своё, родное, не хочется даже вспоминать. Это рабство, это плен, это беда, и об этом нужно говорить. У нас есть свои величайшие примеры мужества, верности, чести, служения. Почему многие из них умирали такими молодыми? И Александр, и Димитрий, прадед и правнук, служили Богу, народу своему, ощущая духовную ответственность за возложенное на них. Они шли молиться в храм – через боль и усталость, через сон и лень; они понуждали себя к посту – и не бросали его даже там, в путешествии в далёкую Орду, и поэтому Бог их слышал. Потому что они были Божьи.

Сегодня праздник русского народа, и если кто-то об этом вспомнит – мы ещё живы. И если кто-то об этом слышит – мы ещё сильны, а если кто-то этим вдохновится – мы всё сможем, потому что всякая победа изначально одерживается внутренне. А всякое падение, в том числе и самолёта, изначально совершается в сердце и в душе: это ты, человек, пал вначале, а потом пал и твой самолёт. И твоя страна пала, потому что ты пал, ты её не ценишь, ты предал, ты её обесценил в себе самом. Другие флаги в твоём сердце, и другие герои на твоих стенах.

Подумай, поживи с этим чуть-чуть. Постарайся войти в другое состояние, переключись на другую волну, поварись в этом соку чуть-чуть. Осознай, что ты сын, дочь великого народа, герои которого сильны до сих пор, потому что даже короткое слово о них вызывает в сердце чувство гордости, и на глаза наворачиваются слёзы – значит, мы живы.

Сегодня день памяти русского человека, который стал святым, и оттуда, из глубины веков, и отсюда, потому что он до сих пор с нами, он смотрит в наше сердце. Есть ли за плечами русская дружина? Или же вновь из месива колотого льда восстанут рыцари и войдут в пределы нашей души и нашей страны, пускаемые нами, предавшими и свою историю, и своего Бога, и своё национальное достояние…

Вопрос этот жив и актуален, и праздник этот – и радостный, и трагичный. А вот чего больше – решает каждый из нас.

С Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев