Евангельские чтения:
Лк. 16:19-31
Лк. 6:17-23
Дорогие братья и сестры!
Сколько раз для тех, кто изучает Божие слово и регулярно посещает храм, звучала эта притча о богатом человеке и Лазаре? За что один из них оправдан и входит в милость, а другой нет? Более того, в жизни богача были пышные похороны, в его честь пели и читали стихи, на его похоронах очень долго плакали нанятые люди, но — нет его в книге жизни. А о другом практически ничего и не известно, но он в Вечности с Богом на Лоне Авраама.
Каждый из них оказался перед очень важным внутренним выбором. Совсем недавно мне довелось общаться с одной девушкой, которая училась у нас в гимназии. Сейчас, имея дар и желание себя реализовать в высоких науках, она пошла ещё более основательно изучать математику. И мы с ней и с её родителями пили чай. Я хочу процитировать слова этой девочки. Рассказывая о том, чем она занимается сейчас в новой школе, она отметила, что благодарит педагогов нашей гимназии, потому что они научили её распознавать суть вещей. Признаюсь честно, это был лучший подарок в мой день рождения и в день Ангела — когда юный человек рассуждает о сущности, не отвергая материальных предметов.
Перед нами удивительно глубокая тема, и каждый из стоящих здесь призван сегодня об этом задуматься. Когда Адам был в целостности, Господь дал ему благословение дать определённые наименования тому, что его окружало. И слово из уст Адама тоже имело целостность и проникало в суть вещей. Но потом Адам добровольно решился жить без Бога и вышел из-под Божьего покрова. Как рассуждают святые отцы, наши прародители решили, что они без Бога смогут распорядиться тем, что Он им дал. Но, нарушив Его волю, они утратили способность познавать суть. То есть жить-то можно, но сути не понимаешь, живёшь в заблуждении. Слово произносишь, а оно не имеет веса. О чём-то говоришь, а всё это неглубоко. Как-то живёшь, а смысла не понимаешь. Получил что-то, а для чего это дано, не можешь разобраться. А если практики не имеешь, если вдохновения не имеешь, если руководства не имеешь и не пытаешься разобраться – это ужасная жизнь… Вроде бы и живёшь, а зачем?
И вот мучается человек, потому что не понимает значения того, что с ним происходит. Зачем дан этот день, зачем даны эти люди, зачем даны эти дети, зачем даны эти испытания, зачем всё это? Зачем в храм зашёл, зачем свечу взял, зачем хожу по храму и не остановлюсь?..
Удивительное событие сегодня, дорогие браться и сёстры! Сегодня мы с вами смогли утром встать. Для того, чтобы в очередной раз услышать, что есть вот этот день, а в нём есть наша способность мыслить, чтобы задуматься и для себя что-то внутри пересмотреть.
Люди, имеющие духовный опыт, проникая в глубину и суть вещей, выводят потрясающие понятия из этой притчи. Они рассуждают о попечении, о заботе, об уходе, о внимании, о добродетельной жизни и вообще о дарах Божьей любви, потому что то, к чему призван получивший Божий дар человек – это радость. Богач имел всё для того, чтобы приобрести радость, а он веселился. Два разных понятия: веселье и радость. Радость, как рассуждают святые отцы, это возможность разделить свет, тепло, поделиться тем, что Бог дал тебе, и от этого наполниться. А он прожил несчастную жизнь. Кто-то скажет: «Как же несчастную жизнь? Он прожил очень весёлую жизнь». Верно. Это очень несчастная весёлая жизнь, которая закончилась триумфом. Играл лучший оркестр, лучшие поэты читали стихи, лучшие модельеры работали над туалетом, всё было самое лучшее. Всё. Но это ужасно! Это ужасно. Потому что остались не использованы потрясающие возможности. Это колоссальный дар, зарытый в землю. Всё. Закончилось. Нет этого имени вообще. И рядом — потрясающе бедная жизнь, нищета, и спасение — но не из-за того, что в нищете жил, а из-за того, что, находясь в такой скудости, имел готовность и получил колоссальное богатство, наполнившее жизнь смыслом.
Это сравнения, это полярные понятия и это удивительные рассуждения о том, что можно вообще мало чего имея иметь всё. И ропот о жизни, и зависть в отношении того, что кто-то что-то имеет, — это неразумно. Ты имеешь потенциально возможность получить огромное богатство, и твои внешние бедность или богатство — это не добродетель и не порок, это то, что дано как «среднее», есть такой термин у святых отцов.
Зная, что полезнее для каждого, Бог даёт человеку именно это. И в этих условиях можно познавать суть вещей настолько, что имя твоё будет или написано в Книге Жизни, или стерто — только тобою, тобою самим. Под тебя Богом подобраны идеальные условия. У тебя самый лучший муж, нужный тебе — именно этот человек, именно эта жена нужны тебе, именно эта должность, эта работа, эти обстоятельства жизни. И когда ты пытаешься проникнуть в суть вещей, ты становишься в состоянии понять, вместить то, что невместимо для человека, который не пытается это делать, ропщет, завидует, тратит время, прожигая его, а ради чего?..
Сегодня, дорогие братья и сёстры, Бог нам дал подняться. Мы встали на две ноги, чтобы на них дойти до храма. И день этот для всех нас, скорее всего, продолжится в возможности прийти к чему-то, что можно пересмотреть прямо сейчас. Начать это делать вот здесь вместе с Богом на службе, чтобы потом с аккуратностью вынести отсюда и через Него, как через духовную лупу, просмотреть оставшийся день и свою жизнь. Что? Для чего? Куда?
Какое замечательное утро! Какая глубокая притча! Какое счастье, что мы с вами сегодня снова её услышали. Как мы богаты! У нас есть всё для счастья с Богом здесь и там. Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев
Добавить комментарий