Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, 29 ноября 2015 г. День памяти Апостола и евангелиста Матфея (Литургия)

Дата: 
29 ноября 2015, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 10:25-37
Мф. 9:9-13

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Я хочу, дорогие братья и сестры, поделиться с вами одним интересным рассуждением, с которым я столкнулся, просматривая святоотеческие поучения на сегодняшнее Евангельское чтение.

Один из толкователей Евангелия отмечает: «Зачем так часто святая Мать Церковь нам даёт одни и те же отрывки из евангельского текста? Мы же их знаем». И вот здесь этот благоверный муж останавливается и рассуждает: «Нет, – пишет он, – мы их помним, мы их слышим, но мы их не знаем. Не знаем потому, что, даже услышав о них, мы часто не спешим их воплощать в жизнь». И сегодняшняя притча-рассказ о добром самарянине для кого-то –уже как накатанная лыжня, как протоптанная тропинка!

«Вышел человек из Иерусалима в Иерихон…» Толкователи рассуждают об Иерусалиме как о святом месте, о высоте духовной жизни; о движении в Иерихон – как о движении вниз, о спуске с высоты в долину. Разбойники, которые мучили несчастного, олицетворяют тёмную силу. Люди, живущие в долине, самые разные: священник, который просто прошёл, служитель храма, который остановился, посмотрел, обратил внимание на боль и пошёл дальше… Милосердное действие, которое совершает отверженный цивилизованным иудейским обществом той эпохи самарянин, ему совершенно естественно и свойственно: он таков по себе сам. Он уделяет внимание, сам отдаёт служителю гостиницы и средства, и деньги, заповедав побеспокоиться об избитом и немощном, обещая заплатить ещё. И вот – рассуждение о том, кто есть ближний.

Когда мы начинаем читать этот евангельский отрывок, мы обращаем внимание на то, о чем спрашивает у Христа некий человек. Этот человек хорошо знает Закон, этот человек очень самодостаточен: сей вопрошающий высокого мнения о себе, он спрашивает Христа не для того, чтобы узнать (он знает и так, он настолько всё знает, что страшно за него) – он искушает Христа, он желает поймать Его на слове, уличить в несоответствии традиции, которая тогда уже умирала, по букве будучи верной, а по духу – истощённой и искажённой. Этот несчастный совершает преступление. И, указывая ему на его немощь, Бог спрашивает у него: «А кто есть ближний?» И вот здесь нужно остановиться. Этот человек смотрит на себя как на центр жизни: «Я в центре этой жизни! Не ближние мои, не все, кто возле меня, – центр жизни, а я!» Это совершенно иная система координат. Бог предлагает ему посмотреть иначе, но он не готов, он всё подстраивает под себя, и поэтому ближний ему тот, кто близок ему по убеждениям, по взглядам, просто по родству. А вот Христос обращает внимание на то, что ближний – это всякий, тебе сейчас Богом посланный. Вот он, ближний твой, он сейчас нуждается в твоей помощи! Бог сам пошлёт тебе того, кто нуждается в тебе, ты обрати внимание на него, на того, кто нуждается! Ну, а дальше…Внимание все обращают. Порой засыпаем в метро, когда стоит старый человек, или сегодня знаете, как бывает? Молодёжь в наушниках – и никого как будто не слышит и не видит. А стоит пожилая женщина или беременная – совесть-то, конечно, обличает, но… «Это не ближний мой!» Или ситуация трудности у кого-то и нужна помощь: «Он не ближний, есть более близкие, не сейчас, не здесь и не сегодня, потом. Может быть».

Христос предлагает задуматься над тем, что Он есть Начальник Жизни. И Он знает, кого и когда послать туда, чтобы там, в том месте, он, этот человек, которому Бог дал таланты, навыки и способности, принёс пользу тем, кто возле него. Он снабдил его всем необходимым, Он послал его в то место, где он может помочь сейчас, сегодня. Но он часто проходит мимо, потому что центром жизни и применения своих талантов он считает себя: «Я получил – они мои! Я себя окормляю, я себя содержу. Ну, иногда я, конечно, снисхожу к немощам других, я могу… иногда…»

Вместе с тем, сегодняшнее евангельское повествование – это боль не только иудейского народа, духовно утратившего связь с Небом, правда, материально сохранившего связь друг с другом (уж они-то раввинов содержат хорошо, и с духовным образованием у них всё как надо, тут прямо образец), но и народа русского, в отношении которого мы переживаем трагедию, потому что мы эту связь прервали. Это страшно, но это правда, потому что мы настолько духовно в этом отношении разобщены, что эта разобщённость даже внешне являет огромную нашу слабость. Я, преподавая в светском вузе, попросил мусульман написать сочинение об их отношении к родителям и об их единстве. Вы знаете, я прочитывал это потом в семинарии студентам как образец для подражания. И здесь нет противоречия: святитель Василий Великий пишет: «Возьми лучшее у язычников, научись у них, если ты утратил». Почему они держатся друг за друга? Почему они крепкие? У них большая родовая связь, они не утратили, как мы, родственного, родового общения. У нас это практически отсутствует. У нас преимущественно каждый сам за себя. Есть ещё один такой соблазн, когда мы готовы на порыве чувств пройти некоторый отрезок пути, а вот потом мы расползаемся по швам. И дальше мы не готовы идти, и только горе, боль, война и потрясения нас собирают, пробуждают наше национальное самосознание. Но кто виноват в этом? Только я сам. Никто насильно меня лишить способности и готовности мыслить правильно, и видеть, и чувствовать не может.

Как трудно создать систему для того, чтобы в этой системе шёл кропотливый, тяжёлый процесс поступательного развития! Для этого хороша модель хора: приходят люди – и нужно заниматься с ними. Это сложно, но постепенно, шаг за шагом мы слышим большую гармонию. Вот так и в жизни. Нам в этой жизни Бог дал потрясающие примеры того, как может быть. Более того, не все эти примеры и модели разрушены, в мире в той или иной степени они существуют. И вот мы для себя должны определиться, куда мы идём, каков наш путь. Любое рассуждение о возрождении чего бы то ни было предполагает необходимость понимания механизмов возрождения: что в основе, какие средства для возрождения? Только Церковь может дать человеку высоту нравственного идеала. Только в Церкви возможно пробуждение тех лучших чувств, которые Бог вложил в человека. Только Церковь объединяет людей. Мы порой себя Церковью не ощущаем. Мы порой не осознаём величайшего богатства, данного нам с вами. Не бережём его и не храним, и, обесценивая его таким образом, мы проходим мимо того же тела, которое нами изранено. Мы разбойники. Мы изранили, а потом… Ну, может, не совсем равнодушно, но так, теплохладно проходим мимо. И на большее мы не готовы.

Вы знаете, сегодняшняя притча – о правде. Эту правду нужно принять, а потом определиться для себя, кто мы в этой притче. Найти себя в этой притче – просто, честно и откровенно найти себя. Потому что дальше будет дорога или в Иерусалим, в гору, или в Иерихон, в иное место. Но другого пути не существует, его просто нет. Каждый из нас решает для себя, куда он идёт и как определяет путь для себя и для своих детей, для своего народа.

Был такой интересный пример с одним болгарским князем: истощённый, униженный и обесчещенный болгарский народ изнывал под турецким игом. И вот, взяв благословение у епископа, с малой дружиной болгарский князь двинулся – чтобы умереть, понимая, что с такой горсткой ему не одолеть большого турецкого войска. Он шёл на безумие. Последнее испытание было в ночь перед боем: они расположились в деревне, и ночью пришла к нему дочь хозяина дома, где он отдыхал. Движимая нечистым духом, девушка пыталась его соблазнить. Князь нашёл силы не только устоять, но и мудрость вразумить девицу, которая раскаялась в том, что приняла бесовский помысел. А дальше утомлённый князь заснул, и вот в этом тонком сне является ему Ангел и говорит: «Князь, пойдём!» И он повёл его на то поле, на котором ему через день надлежало сражаться малой горсткой с огромным войском (это историческая правда). И Ангел показал ему то место, где он должен был лежать мёртвый, если бы сделал неправильный выбор. А ещё сказал ему небесный вестник: «За то, что ты сделал правильный выбор и устоял, и ты, и твой народ получите то, чего ищете». Через день малая дружина одолела огромное войско.

Вы знаете, нет маленьких побед и поражений: есть маленькие решения и поступки, за которые каждому из нас, и нашим детям, потом отвечать. Это всегда было в истории.

Завершается эта притча словами «Иди и ты твори такожде!» – это призыв к свободе и добровольному желанию человека принять то решение, которое он сам по совести определяет в своём сердце.

Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев