Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, 22 ноября 2015 г. (Литургия)

Дата: 
22 ноября 2015, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 8:41-56
Лк. 10:38-42, 11:27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы читали сегодня отрывок о воскрешении дочери Иаира и об исцелении очень больной женщины, которая многие годы страдала и не могла выздороветь, и, с дерзновением прикоснувшись ко Христу, обрела исцеление. Что важно для себя отметить в этом небольшом евангельском отрывке? Божье и человеческое.

Порой наша реальность человеческая настолько противоречит Божественной очевидности, когда мы с вами, утверждаясь в представлении о том, что вот сейчас с этим человеком, с нами, с чем-то ещё в этом мире уже ничего произойти не может. Когда нам кажется, что здесь уже провал, а вот тут явно – смерть. А вот тут – ничего не изменишь. Мы в этом убеждены – по-человечески, конечно. Бог рассеивает это наше состояние человеческое, ибо все можно Ему.

Есть повествование – отрывок из Ветхого Завета, из пророка Иезекиля, мы читаем его каждый год, – вопрошает Господь пророка, указывая на кости: «Можно ли что-то сделать, это же кости, можно ли их собрать, поднять, восстановить эти кости человеческие?» Если по-человечески Ему сказать – нет, конечно. Ну, нет человека, кости остались, могила. Но пророк мудрый: «Ты знаешь, Ты веси, Господи!»

И Бог воскрешает эту девочку умершую, поднимает из глубины могилы, разрушая представление о том, что кажется нам невозможным. Бога останавливают, Его не пускают к этой девочке. Он знает о ее смерти, но Он утверждает, что она заснула. Мы с вами порой сталкиваемся в себе самих с неверием в безграничность Божьего промысла, Его всеобъемлющую любовь, Его заботу о нас с вами. Мы в это не верим, потому что наша вера слабая.

И как подливается горючее в двигатель, чтобы двигался автомобиль, мог перемещаться, так и в наше сердце мы складываем не только суждение о Божественном чуде – мы обязаны туда складывать те аргументы, которые разрушают наше человеческое представление о жизни духовной.

– Нет смерти!

– Как нет смерти, когда умирают люди?

– Нет смерти! – восклицает Господь устами святых, ниспосылая нам правду жизни из сердец тех, которые видели, что происходит там, в том мире, открывая перед нами перспективу вечной жизни, особой жизни, разрушая наше человеческое представление о радости.

Сегодняшний Евангельский отрывок имеет прямое отношение к радости, к надежде, потому что слова, обращенные Христом к женщине: «Дерзай, дочь!» – это призыв к каждому из нас. Это мы с вами, находясь в состоянии теплохладности, недоверия ко Христу, не дерзаем. Мы оступаемся, а очень часто поступаем произвольно, уже привыкая действовать по шаблону.

Вот только что здесь я раскаивался, что был не прав, вот совсем недавно, еще вчера я исповедовался в раздражении. Почему я истязаю своих близких? Почему превращаю жизнь своих близких родственников в ужас: от истерик своих, от сквернословия, от раздражения. Когда истязает близкого человека близкий, глумится над собой и над ним, он Бога зовет в это время или нет? По слову преподобного Паисия Святогорца, он берет огнетушитель, он гасит состояние своего гнева, или он этого не делает? Те, кто постарше, обращают внимание: привычка впадать в состояние гнева, сварливости, раздражения настолько сильна, что достаточно самого маленького поворота ситуации в жизни – и мгновенно человек впадает в состояние осуждения. Вот только чуть-чуть – и он уже по накатанной лыжне двигается с огромной скоростью, падая в лужу, в грязь, в бездну, вступая в состояние прямого общения с бесами. И начинается поток эмоций, разрушающих личность, коверкающих мир, искажающих представление о любви. Это невыносимо.

Премудрый Соломон написал: «Лучше жить в берлоге с медведем, (представляете: в берлоге с медведем!) чем со сварливой женой». То есть в берлоге с медведем лучше, а в квартире, в доме, с раздраженной, сварливой женой – хуже! Отче Соломоне! Где та берлога, в которую можно обратиться? Да в том-то все и дело, что можно все изменить, начав к Богу обращаться. Пойти к Нему: «Господи, у меня драгоценная жена, у меня чудный муж и прекрасная мать! Помоги!»

– Что взять с неё? Она уже всё – того!
– Да нет, можно.

– Да невозможно, посмотрите на неё. Вы её не знаете, вы его не видите! Это жуткое состояние: это зверь, это не человек! Это она на людях такая, а вот там, дома – ужас, хуже медведя!

Да нет: можно, если позвать Бога в помощь, если пожелать, захотеть, поверить и потрудиться, усиливая свою духовную жизнь. Всё возможно. Надо позвать Христа.

«Дерзай, – говорит Он ей, – двигайся, делай что-нибудь, работай, трудись!» Используй инструменты, данные от Бога, они все в Церкви известны. Войди в это состояние, прикоснись к нему – и силу обретешь!

В очередной раз я собрал сочинения в семинарии от студентов, снова 1 курс пишет на тему: «Яркий пример помощи Божией в жизни известного мне человека». Потрясающие события описывают молодые люди, будущие священники. Невозможное возможно, когда человек верит и идет.

Сегодняшнее Евангельское чтение предлагает нам не останавливаться в нашей вере и готовности идти за Богом. Осознать, что Он – наш ближайший друг, самый милосердный судья. И если сегодня мы чего-то ещё не понимаем, то не нужно сразу подвергать это сомнению.

– Я не вмещаю, я пока не знаю, я желаю разобраться! Помоги мне, Господи, я буду идти.

Не отвергай этой правды Божией, чтобы не впасть в соблазн и в грех.

Поднимая девочку от смерти, приводя ее в жизнь, Господь дает ей есть для того, чтобы засвидетельствовать, что это правда, что она человек, нуждающийся в пище, а не призрак. А вместе с тем – это прообраз важности вкушения духовной пищи человеком. Ты накормил свое тело сегодня, ты вчера, третьего дня сходил в магазин, закупил заранее что-то, чтобы чрево свое ублажить. Но почему ты не вкушаешь от духовной пищи? Почему отказываешь своему внутреннему человеку? Ты лишаешь себя радости. Ты убиваешь себя, ты обескровил свою душу. Жизнь закончится, и тот запас, который мы сделаем для вечности в нашем сердце из собранного духовного, из того, что мы в лето нашей жизни заквасим, закупорим, закроем, поставим в подвал нашего сердца – там пригодится в вечности. Это важно каждому из нас.

Мы с вами вступили уже в дни приготовления к Рождественскому посту, и для нас важно помнить, что пост – это не только воздержание в еде. Пост – это время борьбы со страстями. Без поста и без молитвы невозможно победить в себе то зло, которое есть в каждом из нас. И Бог знает средство, подавая нам инструменты для того, чтобы мы боролись.

На всех на вас, дорогие, призываю Божие благословение и надеюсь, что мы не будем останавливаться в желании Богу доверять. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев