Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, 21 ноября 2015 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
21 ноября 2015, суббота

Дорогие братья и сёстры! Всех вас поздравляем с воскресным днём, а также и с днём празднования чтимой иконы «Скоропослушница», чудотворный образ которой не только призывает к себе молящихся мужчин в пределах Афонской горы, но и износится для поклонения всех верующих христиан в пределах Богоспасаемых Греческих земель в определённые периоды года. Сложилось так, что и мы, будучи в Греции в недавнее время, имели счастье приложиться к этому образу и испросить благословение у Царицы Небесной на решение наших духовных и земных вопросов.

Мы с вами вступили в неделю заговенья перед Рождественским постом. И так уже складывается в нашей жизни, что кто-то пропускает этот пост, ориентируясь на пост Великий, забывая о важности воздержания и об учении Церкви о необходимости для человека вести борьбу с тем внутренним врагом, с которым только тогда можно справиться, когда человек постится. Мы читаем в Священном Писании о том, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. И Сам Господь показывает нам пример воздержания в том, что имеет отношение не только к пище, но и к нашим мыслям, действиям – ко всему укладу нашей жизни.

Есть у нас одна скверная привычка, а если разобраться по Божьему закону – страшный грех. Речь идёт о так нам с вами знакомом вранье. Впору обратиться к Врачу:

Доктор, что со мной творится?!
Не могу остановиться –
Как былинка на ветру,
Доктор, постоянно вру!
Вру с утра и вру к обеду,
В понедельник, вторник, среду,
Вру во сне и наяву.
Доктор, я во лжи живу!

Мы с вами имеем дело с пагубной страстью, а, по слову преподобного Исаака Сирина, всякая страсть является матерью, из которой рождаются дочери – другие страсти. И, казалось бы, безобидное лукавство и неудерживаемая фантазия, которую человек не осмысливает и не разбирает, нередко приводит к тому, что человек-христианин падает в эту бездну и заражается этой болезнью. Враньё – это болезнь. И если не бороться с этой болезнью, то она непременно будет прогрессировать, потому что за ней всегда стоит тёмная сила. Мы знаем, что в Священном Предании Церкви диавол именуется отцом лжи, т.е. тем, кто врёт и не борется с этим. Мы все лжецы, но кто-то борется, а кто-то этого не делает. Так вот: тот, кто не борется с враньём, по слову святоотеческому, имеет духовником своим самого диавола. Страшно звучит! Кто твой духовник? … Страшно звучит...

Бывает, мы не обращаем внимания на маленькое лукавство, а ещё есть в нашем земном мире понятие «ложь во благо». О такой лжи преподобный Амвросий сказал: «А откуда ты знаешь, что это во благо? Кто сказал тебе, что вот именно эти слова, которые сокрыты, человеку не нужно было произнести? Может быть, именно они должны были сподвигнуть его к чему-то серьёзному. Ты решил пожалеть этого человека, скрыть от него что-то – а Господь желал донести до него эту правду». Бывает, от матерей скрывают страшные поступки их детей. Бывает, от детей скрывают болезнь их родителей. Но разве не должно помолиться о близком человеке, попавшем в беду? Ведь мы-то понимаем с вами, что по-настоящему только тогда молится человек, когда ему плохо. Чаще так бывает: мы с вами, огрубев духовно и во многом утратив живое общение с Богом, только тогда спохватываемся, когда нам бывает нехорошо. И вот здесь усиливается наша молитва, обращение к Богу становится более искренним и мы начинаем явственнее ощущать присутствие Божие в нашей жизни.

Запутываясь во лжи, человек утрачивает Божественную благодать. В нём иссякает источник, который течёт в жизнь вечную. И те, кто практикуют враньё и с ним не борются, могут засвидетельствовать, что оно усиливается. Человек как будто открывает другой источник. Он может врать изысканно и красиво, враньё его настолько оттачивается, что он поражает окружающих и себя самого. Он буквально парит, испытывая состояние наслаждения, а многие поражаются: «Как же заливает-то!» Кто же вдохновляет этого человека, его сердце, его ум? С кем он вступает в живое непосредственное общение? Ведь, по слову преподобного Антония Великого, мы соединяемся с той силой, законы которой соблюдаем. Если это Божественный Закон, мы соединяемся с Богом и помощь получаем от Господа. Если мы исполняем диавольский, бесовский закон, мы обесовляемся и уподобляемся нечистой силе и оттуда получаем высший пилотаж страстных проявлений. Ложь – это страсть.

Порой, наблюдая за людьми очень немощными (а, наверное, многим из нас в жизни приходилось встречать таких людей), когда действительно серьёзно болен человек, то эту болезнь мы замечаем по внешним признакам нашими телесными очами. Но можно быть очень сильно поражённым болезнью духовной – и даже порой не замечать её проявлений (лукавства и лжи), а некоторые и культивируют в себе это, заражаются этой ложью, читают литературу, имеющую отношение к этой лжи.

Речь сегодня идёт о девятой Божией Заповеди. Если перевести её на простой язык – «не лги». Это слово доступно для сегодняшнего времени, мы все подвержены этому греху, но если не вести борьбу с этим состоянием, мы впадаем в него всё больше и больше. Более того, мы задыхаемся от того состояния, в котором находимся. Если духовно рассуждать на эту тему, мы начинаем замечать – те, кто внимательно смотрят за этим состоянием, – насколько оно усугубляется, если нет лекарственных средств. Признание своей вины, обращение к Богу с просьбой о помощи и оружие, взятое для врачевания этого недуга – для того, чтобы учиться избавляться от этого греха, – очень значимы. Вот почему и нужен пост человеку – чтобы усилить ту духовную работу, ведя которую, человек меняется, просвещается, обоживается, сподобляется состояния встречи с Богом. Состояния, когда хорошо человеку оттого, что он Бога чувствует. И в последовательности выстраивающихся отношений он испытывает потребность дышать этим горным воздухом чаще и больше – начинает учиться другой жизни, просыпается от сна и желает больше не погружаться в спячку.

Мы с вами заговляемся на этой неделе и в четверг, и в пятницу (хотя пятница уже постный день, но мы ещё вкушаем рыбу). А с субботы начинается Рождественский пост, нестрогий: мы вкушаем рыбу кроме среды и пятницы, хотя в церковном уставе указывается, что в некоторые среды и пятницы мы вкушаем и рыбу (если есть служба, имеющая определённый знак: если совершается служба святому, которому положено всенощное бдение или полиелей).

Я произношу слова, которые для практикующего христианина должны быть естественны для восприятия. Он должен различать всенощную, полиелей, вседневную службу – по крайней мере, учиться это делать. Это правильно. К тому же, от этого зависит, что именно будет лежать в вашей тарелке. Видите, какой стимул интересный сразу появился – оказывается, можно и в эти дни… Да, можно, но впереди у нас Праздник Рождества Христова, и вот к нему нужно подготовиться. Будут и строгие дни (начиная со второго января – строгий пост), а потом – и светлые дни рождественские, и Святки, и много радостного, интересного: репетиции, вечера, спектакли… Но самое главное – чтобы сценарий нашей жизни верстался нами с помощью Божией. Иначе можно прожить жизнь, как игру, и самого главного в ней не понять, не понять цели нашей жизни – встречи с Богом, обожения и достижения Небесного Царства. Вот задача.

На всех вас, дорогие братия и сёстры, призываем Божие благословение и испрашиваем ваших святых молитв.

Протоиерей Андрей Алексеев