Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, 15 ноября 2015 г. (Литургия)

Дата: 
15 ноября 2015, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 8:26-39; Мф. 10:16-22

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня читали с вами известный Евангельский отрывок, повествующий об изгнании Христом беса из человека. Имя этому бесу – легион, ибо их было много, то есть множество бесов. Свиное стадо. Бездна...

Возникает вопрос: что является причиной, почему бес вселяется в человека, когда это происходит? Каждый из нас испытывал состояние одержимости. Нет ни одного из стоящих здесь, кто бы не испытал в той или иной степени ощущения присутствия беса в нашем сердце. Когда раздражен человек, когда он осуждает, тщеславится или гордится, и многое другое… По слову преподобного Антония Великого, он соединяется с темной силой, и по действию и по мысли творит небогоугодное.

Несчастный человек, в которого вошло много бесов, был ужасом для всей той местности, в которой он находился и жил. Когда преподобного Серафима спросили: «Отче, какие из себя бесы?» – ибо он их зрел воочию. «Они гнусны» – отвечал преподобный. И всякий раз, когда мы с вами совершаем небогоугодное дело и впадаем в состояние одержимости темными силами, мы гнусны. Причем заметьте: состояние выхода из Духа Святого и вхождения в бесовское состояние может быть очень быстрым. И если человек не укрепляет своих рубежей, если не ставит запоры на свое сердце, то это чуть ли не мгновенно может произойти. Состояние недовольства, состояние сильного раздражения или гнева, которое, бывает, охватывает человека после малого действия со стороны ближнего, либо какой-то ситуации или явления, которое не по желанию человека врывается в его жизнь, – и мгновенно человек соединяется с темной силой. И чем дальше он в этом состоянии находится, тем большее число бесов входит в его сердце. И тогда ломаются комнатные двери, и тогда рушится семья, и тогда бьётся автомобиль, и тогда сердце человека раскалывается.

Но вот что радостно – из этого состояния можно выйти! И те из нас, кто практикуют возможность выхода, знают оружие. Однако вот что нужно иметь ввиду: те из нас, которые испытывали это состояние (а если честно, то мы все испытывали), знают, что бес гонит человека. Почему, бывает, человек вскакивает и убегает из-за стола, из дома, в машину садится, уезжает куда-то, убегает, стремится куда-то? Бес гонит «в пустыню» этого человека, в духовную пустыню. И множество бесов, входя в сердце человека, распаляют это сердце. И если не борется человек – тогда он страшен. Множество помыслов обуревают этого человека, он ненавидит самых ближних и готов на страшные поступки. Это – одержимость. И нет ни одного из стоящих здесь, кто бы не испытывал этого состояния. Поэтому сегодняшний Евангельский отрывок – про каждого из нас. И только Христос, только Он один, больше никто, может нам помочь. Сей Врач предлагает нам лекарство, которым важно пользоваться регулярно. Редкий человек выйдет из дома и в зеркало не посмотрит. Большинство людей умываются, и каждый ест, и все дышат. Все это Он нам дал. Но самое главное – Он дал нам Себя, дал нам свободную волю, чтобы позвали Его, так как без Него справиться с этой силой невозможно. Более того: звать Его надо часто, так как мы впадаем в это состояние тоже весьма нередко. Вот почему Христос устроил здесь Церковь, дал Таинства, как оружие дал пост и молитву, дал нам навигатор – Евангелие, и указал конечный пункт – Небесное Царство. Сам открыл двери и помогает изгнать бесов из нашей души.

А в Евангельском повествовании жители города просят Христа уйти от них, потому что им жаль потерянного имущества: свиньи упали в бездну (а они стоили дорого), они потеряли имущество, и они просят Христа уйти. Вот так и мы в нашей жизни, когда бываем движимы недоброй силой, просим уйти из нашей жизни Бога: «Не мешай нам жить так, не лезь в мою душу! Я привыкла вот так жить, и мне легче так». Но это неправда: так не легче, но привычнее. Выйти на свет бывает очень больно, но в темноте жить страшно, ибо это уже преддверие ада. Многие люди уже сегодня живут в аду, уже сегодня испытывают предваряющее адскому состояние, в котором мучаются сами, издеваются над ближними, хулят Бога, разрушают себя и свои семьи…

Средство есть. Оно доступно, и оно единственное, ибо нет пути в Небесное Царство без покаяния, без Причастия, в целом – без Христа и без Церкви. Иного пути не существует. Это Он устроил Церковь и дал нам это средство, чтобы мы, пользуясь им, вновь и вновь обновлялись. Человек из сегодняшнего Евангельского рассказа, когда обновился, захотел быть со Христом. Он ходил, рассказывал всем об исцелении и желал от Бога не отходить. Это нам назидание в том, чтобы иметь готовность быть с Церковью, участвовать в жизни Церкви.

Сегодня выпал снег. И я подумал о двух вещах. Первое: «Как красиво, Господи!» И второе: «Кто его будет чистить на большом Подворье?..» Нам Бог дал в нашей жизни возможность поучаствовать в жизни Церкви и прихода. Это счастье, это огромное счастье. И очень несчастливы те, кто ограничивают себя только присутствием за Богослужением, но не участвуют в жизни прихода. Ведь это огромная духовная терапия. Всякая лопата снега, всякое действие, совершенное здесь – в трапезной, в гардеробе, на охране, во внимании к нашим детям, – это богоугодное дело, которое дает нам ощущение духовной семьи. В этой семье мы все больны, потому что это тоже врачебница, духовная врачебница, в которой человек исцеляется. И всегда среди поучений святых отцов мы встречаемся с необходимостью не только духовных усилий, но и телесного труда. Нам святые оставили поучения о важности трудиться и учиться, как писал праведный Иоанн Кронштадтский, жить в Церкви. То есть жить, ощущая, что ты чадо Церкви и участник, соучастник, происходящего здесь.

Давайте не останавливаться, ибо в жизни каждого из нас значим каждый шаг, а тем более шаг к Богу. Значимо осознание, что мы не брошены в этом мире, мы утешены, мы не забыты, мы обласканы, мы любимы, мы уже спасены. И тот, кто осознал, что он спасен Христом, припадает к Нему и не отрывается от Него, потому что губительным является только уход от Бога – тогда спасения нет. А если он возле Бога, если поднимается и старается, то такой человек непременно спасется. Если трудится, раскаивается, и возвращается из пустыни, куда ранее бежал, разрушая и душу и тело, губя себя и ближних.

Призываю на вас Божье благословение, дорогие братья и сестры! Желаю вам мира и радости, утешения духовного, а вместе с тем – верного телесного устроения, потому что когда мы к Богу приближаемся, Он дает нам радость и духовную (внутреннюю) и телесную (внешнюю). Ибо человек – душа и тело, и каждая из составляющих нуждается в верном уходе и заботе. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев