Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 3. 9.10.2015

Дата: 
9 октября 2015, пятница

 

Итак, мы продолжаем наши занятия по книге Деяний святых Апостолов, и сегодня мы будем говорить о сошествии Святого Духа на апостолов в день Святой Пятидесятницы.

Пятидесятница в ветхозаветной традиции – это 50-ый день после еврейской Пасхи, Шавуот, который в ветхозаветной традиции был связан с дарованием Закона на горе Синай, когда Бог после Исхода евреев из Египта на 50-ый день дал им Закон. Хотя именно в эти дни у иудеев празднуется «Симхат Тора», то есть «радость Закона», но в эти дни просто совершается чтение Торы, годовое. А 50-ый день после Пасхи – это день дарования закона, дарование Торы.

На Пасху в Святой Земле созревал ячмень, которым, в основном, кормили животных. А вот на 50-ый день, на Пятидесятницу, созревал хлеб, и сейчас первый урожай хлеба снимают в Шавуот, в праздник дарования Закона, на 50-ый день после еврейской Пасхи. Это очень символично. Потому что разница между ветхозаветным человеком и новозаветным – она и заключается в том, что новозаветный человек, принявший Духа Святаго, это новое Божье творение, освобожденное от животных инстинктов и животных начал человеческой жизни. Разница между Ветхим и Новым Заветом очень велика. Златоуст говорит: «Как небо отстоит от земли, так и Новый Завет превозносится над Ветхим Заветом».

Во второй главе книги Деяний святых Апостолов есть несколько частей. Прежде всего говорится о схождении Духа Святаго – с первого по четвертый стих. Потом идет перечисление народов, которые присутствовали при этом чуде, – с пятого по тринадцатый стих. Потом дается проповедь апостола Петра в Иерусалиме – с четырнадцатого по тридцать шестой стих. Описывается реакция слушающих – с тридцать седьмого по сорок первый стих, и говорится о первой общине верующих во Иисуса Христа – с сорок второго по сорок седьмой стих.

Собственно говоря, событие, о котором мы будем сегодня беседовать, Святая Пятидесятница, это настоящий день рождения Церкви. Церковь родилась в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. Помните, что еще в Кесарии Филипповой Господь Иисус Христос (об этом мы читаем в 16-ой главе Евангелия от Матфея) сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Церковь Иисуса Христа создается Его страданиями, Его Кровью, которой Он омыл верующих в Него на Голгофе для того, чтобы очищенные верующие люди смогли бы принять внутрь себя Духа Святаго.

Христос неоднократно подчеркивал, что лучше для верующих, если Он уйдет от них на небеса, к Отцу Небесному, умолит Отца и Отец Небесный пошлет Духа Святаго в сердца верующих, Который будет научать и наставлять их на всякую правду. И вторая глава начинается словами: «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Что значит «единодушно вместе»? Они пребывали в единстве веры и единстве любви. Вот это сочетание единства веры и единства любви обеспечило дня них возможность пережить святую Пятидесятницу. Если бы у них было только единство любви без единства веры, то они не пережили бы святую Пятидесятницу.

Где еще в Библии говорится, что люди были единодушны? Когда строилась Вавилонская башня. Люди были очень единодушны, они понимали друг друга, у них был один язык, они любили друг друга и были переполнены энтузиазмом строить башню от земли до неба как некое бомбоубежище от Бога, чтобы грешить, а если Бог пошлет потоп на землю, они спрячутся в этой башне. И тогда Бог разделил этих людей, это единство, которое было основано только на человеческой любви без единства веры, потому что оно не угодно Богу. И Бог смешал язык этих людей. Они заговорили на разных язы́ках, перестали понимать друг друга и стали расходиться в составе тех групп, где они распознавали свой новый язык, тот или иной.

В день святой Пятидесятницы апостолы тоже заговорили на разных языках, и перечисляются наречия, языки, на которых они говорили. И события Вавилона, и события святой Пятидесятницы очень сходны. Но Вавилон – это событие со знаком минус, а святая Пятидесятница – это событие со знаком плюс. Потому что люди, которые строили башню от земли до неба, они имели следующее обоснование: «Сделаем себе памятник, – говорили они, – сохраним имя о себе в поколениях». Это был вызов Создателю. И напротив, верующие во Иисуса Христа знали, что их Божественный Учитель пришел в этот мир не во имя Свое, а во имя Своего Отца. Иисус Христос пришел в этот мир не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить. И Он этому научал и Своих учеников, когда на Тайной Вечери Он влил воды в умывальницу, препоясался полотенцем и стал омывать им ноги и сказал: «Если Я, Господь и Учитель, делаю это, то и вы должны поступать так же». Новозаветная мораль провозглашает принцип, что тот, кто хочет быть первым, да будет всем слугою, ибо Господь пришел в этот мир в том числе для того, чтобы последние стали первыми, а первые стали последними.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1). Это было единство не только любви, но это было единство веры. При таком сочетании единодушие становится соборностью в церковном понимании этого слова: единство веры и единство любви.

Иногда некоторые верующие задают вопрос: «А почему Бог, разрушив Вавилонскую башню, не погубил всех тех людей, которые бросили такой откровенный вызов Создателю? Даже люди перед потопом не были такими грешными, как строители Вавилонской башни. Мы не видим, чтобы они бросали вызов Богу, они больше грешили друг перед другом». И есть очень интересный ответ. Бог пощадил этих людей потому, что хотя у них не было единства веры, но у них было единство любви. Да, человеческой любви. Несовершенной любви, но вот это единодушие Господь тоже по-своему оценил. Почему Бог разделил их на разные языки, на разные национальности? Чтобы научить их в рамках тех или иных национальностей подлинной любви. Потому что то единодушие, которые у них было, – оно не было совершенным единодушием. Оно было ущербным. А нация – это школа любви.

Человек, живущий на земле, проходит несколько школ любви. Первая школа любви – это семья, в которой человек рождается. И если в семье его научат доброму отношению к людям, то, выйдя за порог своего дома, он понесет это доброе отношение дальше. Вторая, великая школа любви – это нация, к которой принадлежит человек: тот или иной человек к той или иной нации. Бог Сам разделил языки, то есть Он Сам создал разные национальности. И нация – это школа любви в том смысле, что человек, который любит свой собственный народ, он всегда поймет проблемы другого народа. Точно так же как человек, который сохраняет единство своей семьи, он может помочь и другой семье сохранить свое единство. А высшая школа любви – это Церковь. Церковь, в которой нету наций, как сказано: «В Иисусе Христе нет ни еллина, ни иудея, ни мужеского, ни женского пола: но все и во всем Христос» (Гал. 3:38). И рождение Церкви как высшей школы любви происходило в день святой Пятидесятницы. Когда верующие во Иисуса Христа все были единодушно вместе.

Но если это – высшая школа любви, то для рождения такой школы надо исполниться любовью. А Дух Святой – это и есть Божественная любовь. Как блаженный Августин пишет, что «Дух Святой – это любовь обоих», любовь Отца и любовь Сына. Предвечно Бог-Отец любит Бога-Сына, предвечно Бог-Сын любит Бога-Отеца. Бог-Отец имеет жизнь саму в себе – ипостась, Бог-Сын имеет жизнь саму в себе – ипостась, и любовь Обоих имеет жизнь саму в себе – ипостась Святаго Духа. И апостол Павел, выражая эту мысль, что Святой Дух – это есть проявление Божественной любви, прямо писал, что «любовь Божия излилася в сердца наши Духом Святым».

Итак, мы прочитали, что при наступлении дня Пятидесятницы «все они были единодушно вместе». Древнехристианский экзегет Беда Достопочтенный пишет: «Надо упомянуть, что, согласно истории, у древних людей день Пятидесятницы, т.е. 50-ый день, когда был дан Закон, отсчитывался от заклания пасхального агнца. Этот же 50-ый день отсчитывается не от страдания Господа, но, как показывает блаженный Августин, от Его Воскресения, когда был послан Святой Дух, Который Сам Себе Своим приходом открыто освятил день Господень, то есть воскресный день, показав этим, что истинная Пасха христианская должна отмечаться в день Господень, в воскресный день. Ведь как здесь, так и там Бог явился в виде огня, как написано в Исходе: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на неё». И действительно: как при даровании древнего Закона пламя переполняло всю гору Синайскую, так и в день святой Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов и над ними были огненные языки, как всполохи всё того же Духа Святаго, Который даровал людям и древнее Синайское откровение.

И мы читаем далее: «И внезапно…»/ – то есть когда они пребывали в единодушии – «И внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились». То есть мы наблюдаем как бы шум ветра. А что такое «шум ветра»? Это некое дыхание, некое дыхание… Помните, когда по воскресении Своем из мертвых Христос дверями затворенными вошел в Сионскую горницу, Он дунул на учеников, дунул и сказал: «Примите Духа Святаго». Почему Он сначала дунул? Он показал, как это произойдет: дуновение будет. Чтобы они не испугались этого дуновения, когда это произойдет. И здесь, опять же в этой Сионской горнице, где они прибывали единодушно вместе, дыхание – «бурно», как сказано по-славянски, – наполнило это помещение.

Но что такое Сионская горница? Это второе помещение в синагоге, где на первом этаже была гробница царя Давида. Если вы были когда-нибудь в Иерусалиме, то вы, наверное, обратили внимание на то, что первый этаж этой древней синагоги – это гроб царя Давида… «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его». А второй этаж – это, собственно, Сионская горница, где произошло рождение христианской Церкви. И до сих пор синагога и церковь уживаются. Но как небо превознесено над землёю, так второй этаж, где рождается Церковь, он превознесен над первым. И исторически, и объективно физически это до сих пор сохраняется вот в таком формате. Это некая такая духовная тайна, которую можно увидеть своими глазами.

Я помню, что когда я был первый раз в Святой Земле, всю нашу группу привезли к этой синагоге древней и нам гид сказал: «Сейчас мы пойдем молиться в синагогу». Все православные так напряглись. Он говорит: «Не беспокойтесь, сюда все ходят, все тут молятся: и патриархи, и папы римские – все сюда ходят. Это общая святыня христианская. При входе надо шапочки одевать. Там сидит раввин, он всем одевает шапочки». Некоторые сказали: «Нет, мы не пойдем». Он сказал: «Нет, идите». И когда мы туда вошли, там действительно оказался раввин, который выдавал нам такие маленькие шапочки – мужчинам, а женщины проходили так. И когда мы прошли дальше, то увидели, что с правой стороны евреи читают неусыпаемую Псалтирь. День и ночь они читают её на еврейском языке с распевом – так, как это делал царь Давид. А слева была золотая решетка и огромный каменный гроб, покрытый парчой с вышитыми шестиконечными звездами: это звезда Давида. И короны, царские короны на этом гробе. И гид нам сказал: «Это гроб царя Давида». И вся наша группа так мистически встрепенулась, я испытал какие-то мурашки по всему телу, мы стали все молиться, уже забыли, кто тут рядом молится. Там весь мир молится, потому что Давида любят и иудеи, и христиане. Его очень почитают мусульмане. В Коране есть целые разделы, где рассказывается о подвигах царя Давида. А когда мы поднялись из этого помещения и, обойдя его, взошли на второй этаж, некоторые говорят: «А тут кто похоронен?» А гид нам говорит: «А здесь уже христианская церковь». На втором этаже этого же здания. – «А что это за церковь?» – «Это самая главная церковь!». Одна бабушка сказала: «Нет! Самая главная – это где гроб Господень!» А гид говорит: «Ну, это поздняя церковь, где гроб Господень. А здесь Церковь родилась! Это Сионская горница, где Дух Святой сошел на апостолов». И мы всей группой запели «Царю Небесный…» Потому что эта молитва – «Царю Небесный» – знаете, она обращена непосредственно к Духу Святому.

И мы читаем опять второй стих: «И внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились». Давайте посмотрим объяснение святителя Иоанна Златоуста, он пишет: «Так на собрании апостолов был шум сильного ветра, и явились видения огненных языков, – не для самих апостолов, но для иудеев, которые тогда находились с ними. Между тем и мы приемлем то, что единожды утверждено чудесами, хотя и нет более чувственных знамений. Так и при крещении, голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну Крестителю указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крестишься, нисходит Дух Святой. Но нам нет нужды уже в чувственном видении языков огненных, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры. Знамения даются не для верующих, а для неверующих».

Златоуст обращает внимание на то, что после того, как чудесный ветер наполнил Сионскую горницу, появились и огненные языки. И Златоуст рассуждает: а почему мы сейчас при крещении, когда крестим наших младенцев, не видим в таинстве Крещения бурного ветра, который бы крутился вокруг купели, или когда мальчика помазывают святым миром, или девочку, чтобы огненные языки появились над ними в этот же самый момент? Дело в том, что мы все это переживаем собственной верой. Вы, наверное, обратили внимание, что после миропомазания зажигаются свечи. И вот эти свечи – они символизируют огненные языки. То есть все то, что чудесным образом переживалось древними христианами при рождении Церкви, мы переживаем на уровне своей веры. Собственно говоря, почему Господь не является людям явно, чтобы все уверовали в Него. Если бы это произошло, то мы не смогли бы любить Бога – мы были бы вынуждены веровать в Него. Если бы Он сошел с неба, явился бы в организации объединённых наций (ООН), выступил бы перед всеми с чудесами и знамениями, то люди были бы вынуждены верить в Бога. Но Бог создал человека, наделив его свободной волей, то есть правом выбора. А любовь не может являться результатом насилия над свободной волей. Если бы Господь каскадом чудес врывался в реальность нашей жизни, то это было бы насилие над нашей волей.

Вот почему чудеса происходят только в жизни верующих людей. Верующих людей. Помните, сказано: «А в Капернауме Христос не сотворил ни одного чуда, потому что там в Него не веровали». Чудо – это, с одной стороны, ответ на веру человека, как Христос часто говорит: «по вере вашей да будет вам»; но с другой стороны, любое чудо – это костыли для сомневающихся. Помните, как Христос сказал: «Если Мне не верите, верьте Моим делам». Вот для кого чудеса. Для маловерующих. Это способ поддержать их сомнения, но при этом любое подлинное чувство всегда оставляет место для сомнения. Иначе это точно было бы насилием над свободной волей того или иного человека.

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся язы́ки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». (Деян. 2:2-3)

Давайте вспомним первую главу, которую мы с вами изучали. Там мы читали, что апостолы были единодушно вместе с Пресвятой Девой Марией. И если мы посмотрим на икону Пятидесятницы, мы увидим в центре Пресвятую Деву Марию, вокруг Девы Марии стоят Апостолы, и над всеми – и над Девой Марией, и над Апостолами – огненные языки. Святая Дева Мария, как мы уже говорили, раньше всех пережила Пятидесятницу. Снисхождение Духа Святаго Она пережила в день Благовещения, за 33 года до того, как апостолы пережили Пятидесятницу на 50-ый день после Пасхи. А Она исполнилась Духа Святаго в день Благовещения, как Архангел Гавриил Ей сказал: «Сила Вышняго осенит Тебя».

Огненные языки – это видимые знаки присутствия Духа Святаго для первенствующей Церкви в момент рождения Церкви. Это чрезвычайное событие, чудесное событие. Оно напоминает гору Синай, когда Бог сошел на Синайскую гору. Давайте вспомним описание того, как это происходило. Об этом мы можем прочитать в книге Исход, 20 глава, 18 стих:

«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали». (Исх. 20:18) То есть вся гора Синай была исполнена всполохами Духа Святаго, но в 18 стихе обращают на себя внимания слова «весь народ видел громы». А как можно видеть громы? Громы можно слышать. Что же имеет в виду Писание, когда говорится, что весь народ видел громы? Он видел звуки! А как можно видеть звук? Звук мы видим в форме буквы. Смотрите: «весь народ видел громы и пламя», то есть пламя, когда Бог давал заповеди, образовывало буквы Священного текста – 10 заповедей, и весь народ видел эти громогласные звуки, потому что буква – это и есть видимое выражение того или иного звука. То есть Господь чудесным образом знаменовал написание Десятисловия, десяти священных Своих заповедей. А здесь сама любовь Божия: в день святой Пятидесятницы Дух Святой сходит на святых Апостолов.

Дух Святой в Библии – это еще и Божественная сила. Это не только Божественная любовь, но и Божественная сила. Но это ипостасная сила, Дух Святой – это Личность. Как Бог-Отец – Личность, Бог-Сын – Личность и Бог-Дух Святой – Личность. Есть люди, которые сводят понятие о Духе Святом только к силе. Но это неправильно. Да, это сила, но личностная сила. Ипостасная сила.

Откуда мы видим, что Дух Святой – это Личность? Сказано, что «хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем». Это значит, что Дух Святой может оскорбиться. Потом сказано, что Дух Святой научает нас и наставляет нас на всякую правду. То есть Он – учитель. Потом, сказано в Писании, что Дух Святой – это любовь. Это неоднократно сказано в Писании. Но разве электричество, которое является, без сомнения, силой, может оскорбиться на нас? Разве соприкосновение с электричеством проявит какую-то любовь или заботу о нас? Конечно, нет. И как нас может научать электричество? Да, электричество обеспечивает свет, а свет мы используем для того, чтобы в темноте видеть книги, читать. Но это будет опосредовано все. Дух Святой – это Божественная Личность в христианском понимании. Да, это и сила. Да, это и любовь. Но любовь – это по определению чувство, которое возникает между кем-то и кем-то. Любовь не может быть к камню. Человек не может любить какой-то не одушевленный предмет. Потому что любовь – это всегда то, что обоюдно. И когда Дух Святой – эта Божественная Личность, Которая должна быть научить и наставить Апостолов, и через них всех христиан на всякую правду, – наполнила их сердца, они стали новыми людьми. Это и есть настоящий день рождения Святой Троицы. Мы празднуем день Святой Троицы и потом Понедельник Духа Святаго. Это сдвоенный праздник. И если в день Святой Троицы мы вспоминаем явление к Аврааму трёх Ангелов, которые символизировали собой Святую Троицу, то Понедельник Святаго Духа – то, что мы празднуем летом, – это, собственно, есть Пятидесятница.

«И явились им разделяющиеся язы́ки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». (Деян. 2:2-3). Беда Достопочтенный пишет: «Дух Святой явился в виде огненных язы́ков, потому что Он делает всех, исполнившихся Им, в равной степени и пламенеющими, и говорящими. Пламенеющими, конечно, Им Самим и говорящими о Нем Самом. В то же самое время Он указывает, что Святая Церковь, распространяясь до крайних пределов мира, будет громогласно говорить со всеми народами».

Почему Беда Достопочтенный настаивает на том, что вот дар Святаго Духа – это основание теперь проповедовать всем народам? Потому что, исполнившись Духа Святаго, Апостолы вдруг заговорили на разных языках. Они заговорили на разных языках, которых они никогда не учили. Они и не знали этих языков, они не знали эти слова. Эти предложения – они изливались из их любящих сердец, и это свидетельство о том, что Дух Святой любит все народы и племена. И Он, войдя в сердца Апостолов, изливался заботой о всех народах и племенах, когда Апостолы вдруг заговорили на разных языках, на разных наречиях.

Об этом и говорит 4-ый стих. Смотрим в нашу Библию: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных язы́ках, как Дух давал им провещевать». Если во дни Вавилонской башни люди тоже заговорили на разных языках, но это было разделение человечества, то в день святой Пятидесятницы, когда Апостолы, которые принадлежали к одной нации, вдруг заговорили на самых разных языках, то это было началом объединения всего рода человеческого в единодушие любви и единодушие веры в единой Церкви Иисуса Христа.

Святитель Лев Великий, Папа Римский, писал: «Сколь быстрой является речь мудрости и как быстро постигается то, чему учат там, где Бог является учителем. Не надо было слушать объяснения, привыкать пользоваться, не надо было времени для изучения, но так как Дух истинный дышит, где хочет, собственные языки отдельных народов стали общими в устах Церкви. Итак, с этого дня прозвучала труба Евангельской проповеди. С этого дня ливни благодатных даров и потоки благословений стали орошать всякую пустыню и высохшую вселенную, так как для возобновления лица земли Дух Божий носился над водами, народами; а для рассеивания древних сумерек засверкало сияние нового света огненных языков, когда в блеске сверкающих языков слышится Слово Господа, сверкающая и огненная речь, у которой для творения понимания и для искоренения греха есть и действительность озарения, и сила сожжения».

Древнехристианский экзегет, святитель Лев Великий, Папа Римский, он обращает внимание, что дар языков имел назначение Евангельской проповеди, обращенной ко всем народам, племенам и языкам. Потому что любовь Божия, излитая в Духе Святом, не могла игнорировать ни один народ. Я помню, однажды у меня был разговор с одним сербом, и серб меня спросил: «А вы знаете, отец Олег, что Сербия – это любимейший удел Пресвятой Девы Марии?» Я ему сказал: «На той неделе то же самое сказал болгарин. Вообще-то у нас в России считают, что Дивеево – особый удел Божией Матери, а братья-украинцы говорят, что Почаев – настоящий удел Божией Матери, и со всей справедливостью грузины говорят, что Иверия – это земля Девы Марии». Тогда этот серб сказал: «А у меня есть знакомый румын, давай я ему позвоню сейчас по телефону и спрошу, не является ли Румыния особым уделом Божией Матери?» Он переговорил на английском по телефону со знакомым румыном и, озадаченный, потом мне говорит: «Он сказал, что только Румыния по-настоящему является уделом Божией Матери, и есть знамения, чудеса, предсказания, пророчества».

Действительно, братья и сестры, каждый христианский народ чувствует особую близость к себе благодати святых, милости Божьей, заботы и любви Девы Марии. Но если мы это чувствует и переживаем, это не значит, что другие народы не переживают что-то подобное. И то, что в день Святой Пятидесятницы Дух Святой, явившись в сердца Апостолов, проявился в говорении на разных языках, всех языках, это было проявление любви Божественной о всякой нации, о всяком племени, этносе, народе. Ибо поистине «Дух Божий дышит, где хочет, – как говорил Господь наш, Иисус Христос, – и голос Его слышишь, а откуда приходит и куда уходит – не знаешь. Так бывает с каждым, рожденным от Духа Святаго». То есть реально существует разнообразие благодатных даров, которые проявляют себя в разных местах.

Беда Достопочтенный пишет: «Единство языков, уничтоженное гордостью Вавилона, было восстановлено смирением Церкви. А в духовном смысле разнообразие языков означает многие благодатные дары. В действительности не так, как следует восприниматься то, что Святой Дух для того впервые дал людям дар языков, которыми человеческая мудрость извне учится и которым научает, чтобы показать как легко Он, Господь, может сделать людей мудрыми через Божественный разум, который у них внутри». Здесь Беда Достопочтенный касается следующей темы: что многообразие языков, на которых заговорили святые Апостолы – это было звучащее выражение многообразия плодов Духа Святаго. Что мы знаем о плодах и дарах Духа Святаго? Плоды Духа Святаго – это, прежде всего, добродетели, действие Божественной благодати Духа Святаго, обнаруживающей себя в подвизающемся христианине, ведущей его к спасению и совершенству. Это действие Духа Святаго в плодах Духа Святаго. Плоды Духа Святаго суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святаго Духа, данный человеку в таинстве Миропомазания, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен и раскрыт. Помните, как во время таинства Миропомазания нас помазует священник и говорит: «Печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго». Это значит, что смысл жизни христианина – это раскрывать активно эти печати дара Духа Святаго в своей жизни».

Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями, и жизнь согласно Евангельским заповедям переполняет его. В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них, в христианских добродетелях, и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке, поэтому плоды Святаго Духа являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество.

Какие плоды Святого Духа мы знаем? В послании к Галатам, 5-ая глава, 22-23 стихи, апостол Павел перечисляет плоды Духа Святаго. Он пишет: «Плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот это плоды Духа Святаго.

Остановимся на любви. Мы уже определились с вами, что любовь Божия излилась в сердца Апостолов в день Святой Пятидесятницы. Любовь – это выстраивание таких отношений с Богом и ближним, которые соответствуют Божественным заповедям. Которые не только соответствуют – регулируются Божественным законом. Давайте вспомним, что на Синае Моисей, а вместе с ним и весь еврейский народ, получили две скрижали. Первая скрижаль регулировала взаимоотношения между человеком и Богом, вторая скрижаль регулировала взаимоотношения между человеком и человеком. «Любовь – это совокупность совершенств», – пишет апостол Павел. «Любовь – это исполнение Закона», – об этом неоднократно говорит Иисус Христос. «Любящий Меня да исполнит заповеди».
То есть любовь – это не дружественное чувство, это не воздыхание, это не какое-то нервное перевозбуждение. Это выстраивание таких отношений с объектом любви, которое соответствует заповедям Создателя. И первая скрижаль научает любви к Богу, регулируя взаимоотношения между человеком и Богом. А вторая скрижаль научает любви к ближнему, регулируя взаимоотношения между человеком и человеком. То есть тот, кто не убивает, тот, кто не прелюбодействует, тот, кто не крадет, не лжесвидетельствует – он подлинно любит своего ближнего. И наоборот: всякий творящий грех – он ненавидит ближнего. И если мы потворствуем греху ближнего – например, мы говорим: «ну да, у него есть проблемы, но мы же его любим», – это ненависть к ближнему. Если он склонен к алкоголизму, а вы ему наливаете – это ненависть к ближнему; если у него нет цельности целомудрия, а вы его можете провоцировать на какие-то греховные рассуждения, которые окончатся его падением – это ненависть к ближнему. Настоящая любовь – это выстраивать отношения не только с ближним, но и с Самим Богом в соответствии с заповедями Создателя.

Радость. Радость – это тоже плод Святаго Духа. Сама наша вера очень тесно связана с этим плодом Святаго Духа, потому что наша вера основана на Евангелии, а слово «Евангелие» означает «радость». Само слово «Евангелие» означает «радость». Кто-то скажет: «а чему радоваться? Чему радоваться? Жизнь становится все хуже и хуже». Какой бы не становилась жизнь, мы имеем основание для радости в нашем святом исполнении. Прежде всего, основание для радости – это то, что грехи наши прощены. Они омыты Кровью, драгоценной Кровью Иисуса Христа. И другое основание для радости – Господь силен омыть грехи наших дорогих и близких, которые пока находятся «в стране далече» от путей Господних. И, свидетельствуя о Евангелии, о Евангельской жизни, мы вводим и других людей в эту радость.

Следующий плод Святаго Духа – мир. Но это не тот мир, который там, на Донбассе, заключают по Минским или Вашингтонским, или по Московским каким-то договорам. Мир в политическом смысле – это всегда приготовление к войне. Вот что такое политический мир. А мир как плод Духа Святаго – это когда через Евангелие я примиряюсь с Богом. Подлинный миротворец – это не тот, кто на Боингах летает, договаривается, переговоры ведет – Кравчук, Порошенко, Медведев, да кто угодно там. Обама куда-то полетел. Все эти «голуби мира», где бы они не появлялись на своих Боингах, – как правило, это оканчивается точечными ударами: гибель, огонь, катастрофа – и во всем мире так, в планетарном масштабе. А миротворец в библейском понимании – это проповедник Евангелия, который помогает людям примириться с Богом. Примириться с Богом мы только можем в Сыне Его, в Господе нашем Иисусе Христе. Потому что нам нечего ответить Богу перед реальностью наших грехов! Единственный ответ, который мы можем предложить Богу, исходя из нашей порочной реальности – это вера в то, что наши грехи прощены, омыты Кровью Иисуса Христа. То есть наш единственный ответ Богу – это Богочеловек Иисус Христос, как и сказано в Библии: «Един ходатай, един посредник между Богом и человеками – Человек Христос Иисус». Поэтому мир в евангельском, библейском понимании – это то, что рождается от проповеди Святого Евангелия в струях Крови Сына Божия.

Долготерпение. Долготерпение – это то, что изливается Духом Святым в сердца верующих людей. Долготерпеть совершенно необходимо. Христос однажды прямо сказал: «Претерпевший до конца спасен будет». В этой жизни нам приходится иногда вынуждено что-то терпеть, переносить. Если, например, рядом с нами какой-то несносный человек, мы можем его покинуть, уйти в другую комнату или просто уехать от этого человека, если мы у него в гостях. Но иногда человеку приходится терпеть то, что связано с ним самим: например, с его телом. У кого-то зубная боль страшная, у кого-то на сердце постоянно что-то давит – сбоку, сверху, снизу. У кого-то это другие недуги, болезни, с годами наше тело буквально разрушается. Если раньше – в детстве, в юности – наше тело было источником радости, то с годами Бог ослабляет наши связи с телесным, как бы освобождая нас от зависимости от платяного. Поэтому приходится терпеть. Но ДОЛГОтерпение – это если каждый недуг, если каждую болезнь мы принимаем как из рук Самого Бога (а мы знаем, что без воли Отца Небесного ни один волос не упадет с нашей головы) – такое долготерпение увенчается успехом. Что значит принимать боль, страдания как из рук Самого Бога? Если тебе поставили тяжелый диагноз, а ты христианин и ты знаешь, что без воли Отца Небесного ни один волос не упадет с твоей головы, так и скажи себе. А лучше обратись к Богу и скажи Ему: «Господи, Ты дал мне эту болезнь, я ее принимаю как из Твоих рук. Ты лучше знаешь, что мне хорошо, а что мне плохо». Проявить долготерпение – это согласиться с той реальностью, может, неудобной для нас, но которая является некой необходимостью. Поэтому не надо спрашивать, почему у меня эта болезнь, лучше спросить: для чего мне эта болезнь? Для чего мне тот или иной недуг?

Благость. Благость – это умиротворенность, когда человек не пребывает в каком-то депрессивном состоянии, а, испытывая любовь, радость, мир, проявляя долготерпение, он в целом оказывается в благостном состоянии. Благостное состояние – это некая самодостаточность религиозного человека. Кто-то скажет: «А как я буду благостным, если меня гонят, поносят, преследуют, если я бедно живу, если я все время плачу?» Давайте вспомним: «Блаженны плачущие». Давайте вспомним: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить Меня ради». Давайте вспомним: «Блаженны нищие». Основание для благости – это Евангельские заповеди блаженств. Благостный человек – это счастливый человек, умиротворенный человек. «Блажен муж», – начинается Псалтирь такими словами, – «иже не ходит на совет нечестивых, и на пути грешных не стоит, и на собрании развратителей не сидит». То, что Бог порой освобождает нас через болезни от дурных сообществ, а иногда через страдания освобождает нас от дурных привязанностей, – это милость. И когда мы все начинаем принимать как из Его рук, то это приносит нам умиротворение. Знаете, когда Апостолов избили, бросили в темницу – об этом говорится в Книге Деяний – они там пели псалмы, и другие заключенные слушали с глубоким вниманием. И когда их освободили, однажды схватив, они радовались, что их избили за веру в Иисуса Христа. И они пришли к другим христианам и с радостью об этом рассказывали.

Плод Святаго Духа – это милосердие. Нельзя быть христианином и при этом немилосердным человеком. Ведь мера того, как мы относимся к другим людям, может прямо оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам. Как в Библии сказано: «Суд без милости не оказавшему милости».

Плод Святаго Духа – это вера. Но мы знаем происхождение веры. Сказано: «вера от слышания, а слышание от Слова Божия». А Слово Божие откуда? Сказано: «Никогда пророчества не изрекались по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым». Если источник веры – Писания, а Писания написаны Духом Святым – значит, вера является тоже плодом Духа Святаго, даже если она рождается от рассуждения над библейским словом.

Кротость – это тоже плод Духа Святаго. Вот то, о чем я сейчас говорю: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость – это и есть печати Духа Святаго. А смысл жизни христианина – раскрывать эти печати: как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Воздержание – последний плод Духа Святаго. Кротость – это когда на первое место мы ставим интересы других, а не свои собственные интересы.
И Авва Дорофей (я часто касаюсь этой темы) говорил, что есть три типа людей: человек плотской, человек душевный, человек духовный. Человек плотской – это который наслаждается через страдания других; человек душевный – это который хочет, чтобы ему было хорошо и другим хорошо; а вот человек духовный – это тот, который готов страдать сам, только чтобы другим было хорошо. Кротость – это проявление жертвенности, это уподобление Христу, Который взял на Себя грехи мира, а нам заповедано через Новый Завет: «носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов».

Воздержание – это проявление целомудрия. Целомудрия в самом широком смысле слова: воздержание в пище, воздержание в питье. Но целомудрие должно касаться и религиозных аспектов: целомудрие веры – не молиться с инославными, целомудрие веры – не читать нехристианские, нерелигиозные книги; целомудрие веры – отстаивать чистоту православия всякий раз, когда мы сталкиваемся с тем, что противоречит нашей вере.

Плоды Духа Святаго принято отличать от даров Духа Святаго.

Какие дары Святаго Духа мы знаем? Итак, прежде всего – в чем разница между плодами и дарами Святаго Духа? Плоды Святаго Духа – это то, что Бог ждет от нас после того, как Святой Дух коснулся нас в таинстве Святого Миропомазания. А дары Святого Духа – это то, что Бог дает нам для того, чтобы мы приносили плоды. Дары Святаго Духа связаны чаще с церковными служениями: это дар мудрости – не все мудры; это знание веры; это те наставления, которые нам сообщает Церковь; это исцеление; чудотворение; пророчество; различение духов; различные язы́ки; истолкование язы́ков (об этом говорится в посланиях к Коринфиням, 12 глава, с 1 по 10 стих); это молитвенное ходатайство духовно крепкого человека за более слабых; это увещевание; раздаяние; вспоможение; церковное учительство. И Пятидесятница: Дух Святой сошел на Апостолов, они получили дары Святаго Духа, чтобы приносить плоды Духа Святаго. Потому что подлинная любовь – это взаимодействие между двумя сторонами, и, когда мы что-то принимаем от Бога, мы должны приносить ответные плоды на то, что мы от Него приняли. И если мы не раскрываем печати Духа Святаго, если мы не стяжаем Дух Святой, а ограничиваемся тем, что нам прощены грехи и, казалось бы, все – это и есть разница между мертвой и живой верой. Живая вера не просто оберегает дар Духа Святаго, а стремится стяжать, приумножать в себе все это. А мертвая вера – это когда, получив талант, человек пошел и зарыл его в землю без всякого результата.

«И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных язы́ках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).

Далее мы читаем с 5-го стиха: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами». (Деян. 2:5) Здесь немножко не понятно, что значит «находились иудеи из всякого народа». Казалось бы, иудеи – один народ. Но нет. Иудей – это не всегда еврей. Иудей – это религия. А эту религию иногда принимали и язычники, и греки, и римляне, и египтяне принимали иудаизм в те времена, и таких людей называли прозелитами. То есть это те, которые из язычества пришли в иудаизм. Почему их тогда много оказалось в Иерусалиме? Они приходили на праздник Пасхи и оставались до дня Святой Пятидесятницы, чтобы праздновать получение закона Шавуот. Мы прочитали: «в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные», то есть именно тогда находились, а не всегда. А вот тогда, на эти праздники, они пришли, «люди набожные, из всякого народа под небесами».

«Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их, говорящих его наречием». (Деян. 2:6) Что это значит, если они в Сионской горнице находились? Как это можно оттуда было услышать? Когда Дух Святой сошел на апостолов, они уже не могли находиться в Сионской горнице. Но мы помним, что когда Иисуса Христа арестовали, они прятались в Сионской горнице. А особенно, когда Христа распяли, они «страха ради иудейского» не вылазили из этой Сионской горницы, двери были затворены, так что Христу пришлось к ним проходить дверями затворенными. Но тогда они были другими людьми, они не имели Духа Святаго. Среди даров Духа Святаго – дух мужественности. Здесь они стали другими людьми, они уже не могли сидеть в этой Сионской горнице. Как сказано: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечник, да светит всем в доме».

И вот они, в состоянии духовно-мистического прозрения, выходят на улицы Иерусалима, где толпы людей ходили тогда, и начинают проповедовать все сразу, все двенадцать, на разных язы́ках и об одном и том же. «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (Деян. 2:7) То есть какое-то представление о них люди имели: они и одевались соответствующим образом, как галилеяне, но почему тогда они говорят на всех языках? Кто дал такую мудрость этим людям? Окружающие не могут этого понять и вопрошают: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян. 2:8)

И читаем с 9-го стиха и ниже: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне», – видите, там даже аравитяне были, арабы, – «слышим их нашими язы́ками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2:9-12) Это было чудо для людей, которые прибыли издалека и теперь слышали свою родную речь. Как мы видим, дар иных языков – это не была какая-то абракадабра, как у пятидесятников или харизматиков. Это совершенно конкретные языки, они здесь перечисляются: совершенно конкретные языки и наречия. Мы здесь видим не только греческий язык, но и разные наречия греческого языка: Каппадокия, Понта и Асия – это один как бы язык, но с разными наречиями и диалектами.

Конечно, это было потрясение для тех людей. Люди говорили на латыни, красивый язык: Paster noster, qui es in caelis, sanctificetur nomen tuum. Adveniat regnum tuum. [Прим.: Это начало «Отче Наш» на латыни]. Они говорили на греческом языке – Агиос о Феос [Прим.: Трисвятое]. Они говорили на еврейском, на арабском. И многие языки наполнили Иерусалим, и сами евреи распознавали только свой язык, а те, которые пришли издалека, они понимали. И это было чудо.

«А иные», – читаем 13-ый стих, – «насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян: 2-13) Иные – это евреи, которые не знали римского, не знали греческого, не знали арабского. В то время говорили даже не на еврейском, говорили на арамейском языке. Им казалось странно: 12 мужчин, среди них женщина, и они на разных языках как-то говорят… Так не бывает! Так не бывает. И им было трудно понять, они насмехались, «говорили: они напились сладкого вина».

Когда человек переживает воздействие Духа Святаго, он иногда ведет себя неадекватно. В русской духовной традиции есть такое понятие как «юродивый». Юродивые – это люди, исполненные благодатью, но действия которых приобретают такие, как бы немножко неестественные формы. Но юродство веры иногда проявлял и пророки Бога. Мы знаем, что когда в Иерусалим, в этот святой город, во дни царя Давида вносили Ковчег Завета и царь Давид шел в белоснежном эфоде впереди Ковчега Завета, то делали определенное количество шагов – играли все трубы, приносились жертвы, потом опять определенное количество шагов – и снова играли трубы и приносились жертвы. И Давид, когда входил в Иерусалим, он не мог просто идти. Давид начал прыгать, скакать, хлопать в ладоши, и не мог остановиться. Он пел псалмы и как ребенок скакал перед Богом, а в это время его жена, дочь царя Саула, Мелхола, смотрела в окошко, как ее муж скачет. И когда он вечером пришел домой, она ему говорит: «как сегодня отличился царь Израиля, скакал и прыгал». На что Давид ей сказал: «Я пред Господом скакал и скакать буду». И за то, что она не поняла этого экстатического состояния, Бог заключил ее чрево и она не родила потомка царю Давиду.

Экстатическое состояние проявлял пророк Илия. Когда происходит чудо на горе Кармил, после этого пораженный царь евреев садится в колесницу и едет к себе во дворец, Илия, этот пожилой человек, препоясался одеждой и бегом, как какой-то марафонец, бежал впереди колесницы. Добежал до самого города, опередил колесницу. А потом, когда это экстатическое состояние у него спало, он страшно испугался. И думал: что это я натворил? Перебил всех пророков Ваала, бегаю тут на глазах у всех, а Иезавель же его очень ненавидела. То есть вот такое состояние экстатическое – это прорыв, когда человек прорывается как бы в некую другую реальность, хотя потом может произойти некий спад. Но Дух Святой, Который есть Сокровище благих и жизни Подателю, – вот если человек исполняется Им (а мы исполняемся Духом Святым в Таинстве Святого Миропомазания и потом все другие Таинства Церкви совершаются тоже Духом Святым, и мы вновь и вновь переживаем эпиклезу, наполнение от Духа Святаго) – вот это делает человеческую жизнь необычной, непохожей. Мелхола никогда ничего не поймет.

И вот эти люди тоже ничего не понимали. Они говорили: что с ними случилось? Они что, вина напились? Им казалось это очень странным.

И тогда Петр, это 14-ый стих: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские», – то есть он обращается сначала к тем, которые усомнились, – «и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». – А причем тут третий час? Или с чем это связано? А тогда не принято было пить с утра. Видите, как они благочестиво жили, целым народом. – «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это», – то есть то, что вы видите, – «есть предреченное пророком Иоилем». И дальше апостол Петр цитирует пророчество Иоиля именно об этом дне Святой Пятидесятницы, о дне рождения Церкви, вот эти слова из Ветхого Завета: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Деян. 2:14-21) Здесь для нас немножко не понятно: Петр приводит пророчество, в котором точно говорится о событиях Пятидесятницы, а потом-то говорится о конце света. Солнце померкнет. Почему? Этим самым Петр говорит: этот Дух Святой, Который излит сегодня – Он будет действовать, даже когда солнце погаснет, когда конец света начнётся, кровь и огонь, и курение дыма, день Господень, великий и славный, и тогда милость Духа Святаго не прекратится. То есть когда мы, после Крещения, сподобляемся Миропомазания, когда мы приступаем к таинствам Церкви, а все они совершаются Духом Святым, мы переживаем свою Пятидесятницу. И мирские люди никогда не поймут нашей радости. Потому что плотское не может судить о том, что духовно. Наши Мелхолы, которые в наших домах, в наших подъездах, которые наши родственники, знакомые – они не могут понять, почему в воскресенье в такую рань мы спешим в церковь. И еще более трудно им понять, почему простояв в церкви два часа, три часа, мы счастливые и радостные возвращаемся домой. Казалось бы, нас надо там чуть ли не на руках нести или на носилках. Им этого не понять. Мелхола не могла понять радости царя Давида, а Давид скакал перед Богом, он остановил эту Мелхолу с сухим чревом словами «как скакал перед Богом, так и скакать буду». Мелхола – это Ветхий Завет, который не принял Духа Святаго. Даже самые лучшие люди Ветхого Завета, пророки, они не приняли внутрь себя Духа Святаго. Дух Святой почивал на них, но не в них. Потому что не мог Дух Святой войти в людей, которые не были очищены еще кровью Иисуса Христа. Вот что имел в виду Иисус Христос, когда говорил: «Пойду к Отцу, умолю Отца и пошлет Духа Святаго, Который научит и наставит вас на всякую правду».

И вот эти слова, 21-й стих: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – это о самых последних временах, когда уже таинств не будет. Они будут продолжаться, но будут недоступны для многих: когда слово Божие не найдешь, Библию не найдешь, книгу. У пророка Амоса сказано: «Будут ходить от моря до моря, искать слово Божие, и не найдут его». Но и тогда Дух Святой будет действовать и всякий призывающий Имя Господне будет обретать спасение.

Петр, сославшись на пророка Божия Иоиля, продолжает свою проповедь. Тысячи людей слушают Петра в этот момент, об этом мы увидим ниже. «Мужи Израильские! выслушайте слова сии» – здесь он, прочитав текст из Писания, начинает говорить Духом Святым. Помните, как Христос говорил: «Вас поведут пред правителями, пред царями, и не думайте, как и что вам говорить, потому что Сам Дух Божий будет наставлять вас, что говорить. И вот в Духе Святом звучит эта проповедь апостола Петра, которая начинается словами: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете», – они многие были свидетели чудес Иисуса Христа, – «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили», – то есть «вы взяли» – это иудеи, «руками беззаконных убили» – это через римлян. «Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» – действительно, смерть не могла удержать во гробе Сына Божия. Далее апостол Петр говорит: «Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании», – смотрите, сначала он процитировал Иоиля, а здесь он зачитывает по памяти из Псалтири слова царя Давида. Молитву царя Давида воспроизводит. «…ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим», – здесь оканчивается цитирование псалма, и далее Петр в Духе Святом говорит: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас», – вот здесь он мог показать на первый этаж, то есть здесь, у нас – это прямо здесь, – «до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его», – о чем здесь говорит Петр? Он говорит, вот эту молитву Давида «ты святому не дашь увидеть тления» – это Давид не о себе говорил. В пророческом озарении он говорил от лица Самого Христа. Давид вкусил тления, вот гроб его, там кости его. А потом, от Давида по плоти, Иисус Христос умер и воскрес, и тление не коснулось Его.

«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». Здесь Петр говорит: позвольте с дерзновением сказать. Но мы и так знаем, что Петр очень был дерзновенный человек даже до принятия Духа Святаго. Давайте вспомним, как он ведет себя на горе Фавор, когда он говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть, давай сделаем кущи, палатки, шалаши; Тебе одну, Моисею одну, Ильи одну, и будем тут жить». Евфимия Зигабен, древневизантийский комментатор: говорит «Это было священное безумие» – вот эти слова апостола Петра. Помню, как Петр ведет себя на Тайной Вечери, а он ведь был самый пожилой, скорее всего, из Апостолов. Они были очень молодые, Иоанн Богослов был вообще подросток. Как он говорит, Петр: «Все отрекутся, Господи, но я не отрекусь». Это был очень импульсивный человек. Казалось, его вообще надо было ослабить как-то благодатью Духа Святаго. А тут все это у него умножилось до дерзновения, даже до смерти он будет проявлять это дерзновение веры. Когда его римляне приговорят к смертной казни, он вдруг, неожиданно для римлян, скажет: «А я недостоин быть распят как мой Господь, распните меня вниз головою». И он будет распят вниз головою и так окончит он свою жизнь, этот импульсивный человек. Приняв Духа Святаго, он уже не таился, он уже не страшился, потому что Дух Святой – это Дух мужества, это дух надежды и твердой веры.

И он продолжает свою проповедь: «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле Его. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления». То есть Давид предсказал: первое – сошествие Христа во ад, когда душой Он сошел во ад и вывел оттуда многие души, и воскресение Его Тела. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели». То есть главная тема их проповеди, их Евангельского свидетельства – это рассказ о воскресении Христовом.

«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». То есть, приняв от Отца обетование Святаго Духа, Христос дарует возможность и своим последователям приобщиться к этому дару.

Далее Петр говорит: «Ибо Давид не восшел на небеса», – да, Давид лежит во гробе: «помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его», – «но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня», – вот это пророчество из псалмов до сих пор иудеи не могут растолковать. Ведь иудей верил в то, что есть один Господь, то есть абсолютная единица. А тогда о чем это – «сказал Господь Господу моему» – молился Давид? А какой Господь был над Давидом, если Давид был царь? «Сказал Господь» – это Бог, – «Господу моему» – что это, два Господа? А это Бог-Отец свидетельствовал Богу-Сыну. Для иудеев это было непонятно. «…сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» – это опять из псалмов пророчество о Христе.

И резюмирую свою проповедь, апостол Петр говорит: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». (Деян. 2:36) Надо сказать прямо, что святые Апостолы, когда говорили о вине еврейского народа, они всячески старались их вину сгладить. Так апостол Павел, когда будет проповедовать о казни Христа, он будет оправдывать евреев, и будет говорить: «впрочем, вы это сделали по научению ваших начальников». То есть было свойственно Апостолам искать оправдание для распинателей Христа. Почему? Сам Христос, когда Он был распят, молился за распинателей и находил перед Богом-Отцом оправдание для них. Помните? «они сами не знают, что они делают». Бог-Отец услышал это оправдание от Бога-Сына.

Феодорит Кирский пишет: «Итак, слова “Сиди одесную Меня” – как будто бы обращены к человеку, ибо это было сказано не вечно Сидящему на престоле славы, как Бог Слова, после вознесения с земли, но Тому, кто сейчас возвышен в небесную славу как Человек, как говорят Апостолы – ибо Давид не вошел на небеса, но сам говорит: “Сказал Господь Господу Моему – Сиди одесную Меня”. Это приказание, дающее начало сидению человеческому, но Божественным является достоинство сидеть вместе с Богом».

Вот здесь самый главный аргумент христиан против иудеев. Дело в том, что неоднократно в Ветхом Завете – и на это сейчас обращает внимание апостол Петр – говорится Давиду, говорится Соломону и другим царям, что «Сидящий на вашем престоле никогда не прекратится». Никогда не прекратится. А как так? Еврейские цари прекратились. А когда они прекратились? Первый царь над иудеями, который сам не был евреем – это Ирод Великий, или Ирод Идумеянин. «Но во дни его родился Царь Царей – Христос Иисус». И когда Христос восшел на небеса, Он восшел не только как Бог, но и как человек. Как потомок Давида Он сел на престоле одесную Бога-Отца, и исполнилось обетование, что потомок Давида будет вечно сидеть на престоле. Иудеи не могут сказать сейчас точно, кто у них потомок Давида, а кто – нет. Они в неком недоумении пребывают. Но Господь наш, Богочеловек Иисус Христос, обеспечивает выполнение вот этих вот ветхозаветных обетований, что дом Давида не прекратится.

«Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». И святитель Ириней Лионский восклицает: «Каким образом ни другого Бога и ни другую полноту возвещали Апостолы, и не говорили того, что один Христос, пострадавший и воскресший, а другой – взлетевший на высоту и оставшийся непричастным к страданию, но что один и тот же Бог-Отец и один и тот же Христос Иисус, воскресший из мертвых, и веру в Него они проповедовали неверующим в Сына Божиего, и из пророчеств убеждали их, что Христа, Которого Бог обещал послать, Он послал в Иисусе, Которого они распяли, а Бог воскресил Его». То есть воскресение Иисуса Христа – это свидетельство о том, что иудеи ошиблись.

И что происходит с толпою, какая реакция на эту первую проповедь возрожденного человека – Человека, возрожденного в Духе Святом? Мы читаем 37-ой стих: «Услышав это», – то есть жители Иерусалима и пришедшие на праздник, – «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). А действительно, что делать? Они осознали: да, они виновны в распятии Христа. Да, они неправильно понимали псалмы царя Давида. Да, христиане, преданные Иисусу Христу, более точно следуют Писанию. Что нам-то теперь делать? Мы все напутали, мы ничего не исполнили, у нас бесконечные ошибки, да, мы поражены этим свидетельством, но что нам делать? «Петр же сказал им», – Петр отвечает и нам на все наши недоумения, когда мы совершаем много ошибок, преступления – а как это исправить? «Петр же сказал им: покайтесь», – призыв к покаянию – это свидетельство о том, что можно все начать с чистого листа. Если в твоем прошлом есть что-то такое, что тебя не устраивает, в покаянии ты можешь пережить всецелое обновление. «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов», – вот почему надо креститься всем: потому что это для прощения грехов. А мы знаем, что под грехом находятся буквально все люди, не только взрослые, но и маленькие младенцы. Давид молился: «в беззакониях зачат я, во грехе родила меня мать моя». А в 20-й главе книги «Исход» сказано: «Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода». Когда Петр говорит о покаянии, он не говорит – покайтесь все. Дети не могут каяться, только взрослые. А когда он говорит о крещении, он говорит со всей категоричностью. 38-й стих: «…да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». И мы знаем, что когда Бог наказывал целые народы, Он детей наказывал вместе со взрослыми. И в водах потопа утонули и взрослые, и дети. «…И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» – то есть после таинства Крещения будет таинство Миропомазания. А далее: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» – вот на основании 39-го стиха мы крестим младенцев. «Ибо вам принадлежит обетование» – то есть взрослым, – «и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». И Лука пишет, евангелист Лука, который написал книгу Деяний: «И другими многими словами он (то есть Петр) свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились», – то есть в тот же день крестились, – «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». А в общине Христа сколько было человек? Сто пятьдесят человек. На момент вознесения Христа около 150 человек. И тут в один день – три тысячи! Прямо исполнились слова Христа: «Дела, которые Я делаю, вы будете больше делать; то, что сейчас слышите на ухо, будете проповедовать на кровлях».

Итак, охотно принявшие слово Его крестились – три тысячи иудеев принимают святое православие, крестятся. И дальше читаем: «Был же страх на всякой душе», – то есть весь Иерусалим, вся Палестина, всё пришло в движение. «…и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» – все начинается с Сионской горницы, где сначала они запирались, потом они не могли там усидеть, они выходят на улицу, весь Иерусалим приходит в движение, потом вся Палестина приходит в движение. Потом апостол Павел двинется в сторону Дамаска, в Сирию, где сейчас идет война. Потом Апостолы разойдутся по всей Римской Империи. Как Златоуст писал: «Кто вышел на проповедь? Рыбаки, пастухи. Они закинут сети Евангельской проповеди, и эти рыбаки уловят всю Римскую Империю в эти сети».

«Все же верующие были вместе» – а мы уже читали перед днем Пятидесятницы: «они были единодушно вместе». Вот залог подлинно духовной жизни и духовного роста – единодушие, соборность. Мы верим в Святую, Соборную и Апостольскую церковь. «Все же единодушно были вместе и имели все общее» – вот здесь как раз слово “коммуния” означает “все общее”. То есть они стали отказываться от своей собственности, как в монашеских общинах люди живут и пользуются общим. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» – то есть любовь переполняла этих людей, и всякий мог чем-то пользоваться, если у кого-то чего-то не хватало. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» – то есть они каждый день в храме, они каждый день совершают свои агапы, преломляют хлеб. Есть истолкование, что это значит, каждый день они причащались. Это была настоящая Пасха, святая Пятидесятница, Пасха Церкви. И последний стих сегодняшней главы – прочитаем его вместе с предыдущим: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Вот это секрет подлинной христианской миссии: пребывая в любви друг с другом, мы окажемся в любви и у всего народа. А сейчас мы видим, как ненависть по отношению к нам возрастает во всем мире. Может быть, это обусловлено тем, что мы не пребываем в союзе любви друг с другом.

Об этом позже напишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 3-я глава, с 3-го стиха. Павел запишет: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? Кто Павел?», – пишет Павел, – «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил», – пишет Павел, – «Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращавающий» (1Кор 3:3-6). Итак, секрет успеха миссии древней Церкви – это их единодушие. То есть, когда мы допускаем ссоры в своих православных семьях, когда мы раздражаем своих детей, когда мы не несем свидетельства о подлинной православной жизни, мы сами разрушаем тот союз любви и веры, без которого Церковь не может существовать.

И последняя цитата сегодняшнего дня. Блаженный Августин писал: «Если, приходя к Богу, многие души по любви становятся одной душою, а многие сердца одним сердцем, то что же дает Сам источник любви (то есть Дух Святой) во Отце и Сыне! Разве Троица не является в большой степени одним Богом? Значит, если любовь Божия, распространенная в наших сердцах Святым Духом, Который был дан нам, многие души делает одною душою, а многие сердца одним сердцем, то насколько больше Отец, Сын и Святой Дух являются одним Богом, одним Светом и одним Началом».

Помните призыв Иисуса Христа? «Будьте едины, как Я един с Отцом». Первая Церковь, маленькая, немощная, 150 человек – они осуществили единство веры, и Дух Святой, излившийся на них, сделал их великой, вселенской Церковью.

Итак, поблагодарим Бога за изучение второй главы книги Деяний святых Апостолов. Если будем живы и Господь позволит, в следующий раз мы соберемся и продолжим наше занятие.