Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, 14 ноября 2015 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
14 ноября 2015, суббота

Дорогие братия и сёстры, всех вас поздравляем с Воскресным днём!

И, вкладывая это поздравление в ваши сердца, предлагаем вот над чем задуматься: порой люди, живущие в этом мире, имеющие семьи, искреннее желают учиться быть христианами. Для кого-то это только одно внешнее название, но и это уже что-то, а для кого-то – начало новой жизни, и это правильно.

Мне пришлось на днях вести разговор с одной семьёй. На моих глазах – я как священник наблюдал за происходящими событиями – вот что было. Вначале к церковной жизни пришла только одна супруга. Муж был человеком не то что вне Церкви, он считал себя христианином – но не более того. Некоторые вопросы у него, конечно, возникали, однако это не заканчивалось поиском серьёзной духовной жизни. Мы неоднократно пересекались и, встречаясь, обозначали разные проблемы, но я ощущал, что мы разговариваем на разных языках. И это не давало нам перспективы когда-нибудь пообщаться с пониманием того главного, что каждый думающий о спасении души человек должен ставить для себя ориентиром. Однако супруга не прерывала своих стараний и продолжала молиться и ходить в храм; иногда приезжал, помогая ей с детьми, и супруг. На моих глазах это длилось в течение ряда лет – наверное, это было лет тринадцать-четырнадцать. И вот так получилось, что они захотели поехать в паломническую поездку: более того, они стали просить о возможности поехать большим составом. И, вернувшись из этой поездки, ощутили, что в их семье что-то изменилось. Изменилось основательно и серьёзно, а я почувствовал, что мы стали рассуждать во многом сходно, и супруг стал разговаривать со мной на одном языке. И ещё вот что произошло: вдруг на совершенно другом языке стал говорить с ними и их старший сын. Раньше это был мальчишка; за годы он вырос, и теперь это уже юноша. И вдруг они почувствовали, что с ними через их сына разговаривает другая сила. Вопросы, которые стал поднимать их взрослеющий отрок – уже юноша – были богословскими, и обороты в этих вопросах поразили родителей: они не узнавали своего сына. Неужели вот этот вчерашний мальчишка может рассуждать на такие серьёзные темы, задавая такие потрясающие вопросы?! И они обратились к священнику, которого знают: «Что случилось?».

Святитель Григорий Богослов пишет: «Когда с тобою, начавшим серьёзную церковную жизнь, духовную работу, вдруг кто-то из твоих близких начнёт говорить на странном языке и ты почувствуешь присутствие иной, недоброй силы, во-первых, не ужаснись, потому что ты на фронте, и на войне ты непременно должен столкнуться с соперником, а во-вторых, продолжай любить своего ближнего, но осознай, с кем ты общаешься, беседуя с ним».

Я попросил собрать эти вопросы и приехать для общения, что это семейство и сделало, и мы в эти дни собрались и долго общались, до позднего-позднего вечера. Юноша задавал вопросы, я отвечал на них, понимая, кем они заданы: почерк у дьявола всегда один и тот же. Мы многое можем по почерку определить. Вопросы одни и те же, но это серьёзные вопросы, вопросы, связанные с верой, с почитанием Бога, со спасением в Церкви. Ничего нового, но вместе с тем по окончании этого общения я попросил остаться наедине с родителями и, беседуя с ними, ещё больше почувствовал, что и с матерью, и с отцом я разговариваю на одном языке.

Вспомнился один случай: когда некому святому Господь дал возможность говорить с бесом, и лукавый, обращаясь к угоднику Божьему, изрёк: «Когда стадо идёт в бездну, мы только немножко подправляем движение этого стада: оно и так идёт в бездну. Но когда кто-нибудь попытается из этого стада выйти, мы ополчаемся на этого человека, обрушиваясь на него и используя любые средства для того, чтобы вернуть его обратно в это стадо». Рассуждая на эту тему, сей Божий человек, угодник святой, назидает нас необходимостью не останавливаться.

Так было интересно наблюдать за главой семьи, который в течение стольких лет был религиозно индифферентным человеком, а тут серьёзно внимал, потому что реально получил духовный опыт! Он почувствовал, что в его доме поднимаются вопросы, которые и прежде поднимались бы, если бы он захотел. Но противоречия, которые стали возникать, сподвигли его задуматься и искать защиты в Церкви, потому что сам он был не в состоянии справиться с тем, что его постигло. Более того, он почувствовал потребность вооружиться, и этот совсем недавно ещё далёкий от Церкви человек внимал каждому слову, слышал всё, что ему говорили, записывал в сердце своём, впитывал умом своим и, самое главное, что ощущалось – неподдельно был готов следовать этим святоотеческим советам.

Мы порой, находясь в духовно теплохладном состоянии, почти не боремся. Более того, есть такой большой соблазн: являясь номинально крещёными людьми, не торопиться начинать хоть мало-мальски серьёзную духовную религиозную работу, связанную, в первую очередь, с признанием своего недостоинства. Как-то в одной семье подобная потребность возникла, и люди стали искать примеры среди тех, кто их окружал, по слову святителя Иоанна Златоуста: «Обратись взором к тем, кто окружает тебя, и ты непременно найдёшь ту семью, которая старается жить по Божьему Закону. Присмотрись, помолись – и Господь покажет тебе».

И вот, столкнувшись с потребностью жить по христианским заповедям, но ещё не умея этого делать, глава этого семейства пришёл в такую семью, где старались это делать – Господь указал ему на возможность пообщаться с теми, кто может быть примером в современном мире. И вот на что обратил внимание посетитель этой семьи: жена вошла в комнату (обычная бытовая история) и поставила на край стола вазу, а проходящий мимо муж задел эту вазу – она упала и разбилась. «Ну, сейчас начнётся, как у нас!» – подумал посетитель. Что он увидел? На звон разбитой посуды прибежала из кухни жена и сказала: «Прости! Это я поставила слишком близко к краю стола». «Что ты, меня прости! – сказал ей муж, – это я неаккуратно проходил мимо и задел рукою эту вазу, я виноват».

После этой истории в вечер посещения пришедший со стороны человек недоумевал. Он вернулся домой и сказал своей супруге: «Слушай, как интересно, я посмотрел...» – «Ну, и что?» – «И увидел, что они считают себя виноватыми, а у нас всегда все правы».

Непросто бывает в жизни признать свою вину. Сложнее это делать регулярно – это целое искусство, предлагаемое нам для освоения. И всякий раз, когда человек начинает движение по этой лестнице, он непременно сталкивается со сложностями, но никогда эти сложности и трудности не бывают больше, чем человек может понести. И всегда во всех трудностях, в центре всякой бури – Господь, желающий помочь человеку. И ведя эту духовную брань, сталкиваясь с соперником, важно знать правила, освоить стратегию и тактику ведения войны, найти то место, в котором можно пополнять запас боеприпасов. Для этого Господь дал Церковь. Боеприпасы нужно держать в специальном шкафу и непременно протирать специальным раствором, неким маслом. Святые называют эту подготовку постом и молитвой. А ещё каждый день нужно проверять боеготовность этого оружия – читать святое Евангелие. И закреплять возможность нанесения удара каждодневным чтением трудов святых отцов. Если этого не делать, не начать с малого – то это лишь внешнее христианство.

Сегодня мы отказались крестить. Втроём собрались, посовещались и отказались. Всё было готово! Купель, священник, облачения, пономари, алтарники. Всё готово – крестить нельзя. Вначале была попытка обвинить нас, но, при спокойном рассмотрении всего, с понуждением себя делать то, что трудно в разговоре с собеседником – молиться, мы показали человеку, что причина не в нас, и предложили выход единственно правильный, который свободно и добровольно должен был принять человек для того, чтобы разрешить эту ситуацию и прийти ко крещению через некоторое время. И человек свободно и добровольно отказался идти по этому пути. Но не обиделся, потому что осознал и понял, что причина в нём, а это уже хорошо. И ушла она хоть и со слезами, но вместе с тем понимая, что это ей что-то нужно делать для того, чтобы принять то, что нужно вместить, осознать и быть готовой поддерживать в своём младенце, которого, к сожалению, мы сегодня не приняли в число чад Церкви, поскольку у него не было крёстных.

Но попытка обвинить духовенство была.
– Что же мне делать?! – кричала эта женщина, – нет церковных людей!

– А кто виноват, что их нет вокруг Вас? Когда Вы последний раз причащались и исповедовались? Никогда… Давайте с Вас начнём? Вот Вам в подарок книжка, вот Вам те дни, когда можно прийти, и мы готовы прочесть над Вами разрешительную молитву. Давайте с Вас начнём – и мы найдём тех людей, которые – ну да, придётся подождать, – которые возьмут на себя ответственность за духовное воспитание Вашего ребёнка. Но Вы же должны будете потрудиться их найти, их же нужно увидеть!

– А я лучше поеду в деревню, там найду кого-нибудь первого встречного, подобного тем, которые уже крестили моих детей, и решу эту проблему!

Нет, милая, эту проблему ты не решишь, ты её дальше загонишь... Проблему эту можно решить, только если начнёшь жить по-христиански, учиться жить – вот тогда ты её решишь, эту проблему. А пока правильное решение тобой даже не воспринимается.

– А мне муж не даёт покаяться, он виноват!

– Как кто-то может мешать каяться?

– Мне что, мужу противоречить, предлагаете так?! Мне мужа не послушаться?

– Да, в этом мужа слушаться нельзя. Только не бросать ему, как перчатку в лицо, а сказать: «Во всём другом я слушаюсь тебя, а здесь с терпением и смирением к тебе я исполняю волю Божию, Его Закон, и иду для того, чтобы и тебе, и детям, и мне получить силу и поддержку от Того Бога, Чей Закон я блюду и буду исполнять». Приходите в пятницу или в субботу.

И последний аргумент:

– Мне очень трудно: дача и собаки…

Из любой ситуации Господь всегда предлагает нам выход. Предлагает нам путь и возможность. От нас – решимость и усилие, от Него – сила и результат. Но пожелай ты по этой книге учиться жить! Трудно. Но начинать-то нужно. По Евангелию учиться жить, иначе всегда найдёшь кого-то виноватым – но не себя! А начав с себя, ты увидишь, как жить дальше, потому что в Церкви Бог подскажет тебе через тех, кто здесь находится, как идти правильно. В одночасье долгое противоречие и большую проблему, с которой человек жил в течение стольких лет, не решить. Но двигаться-то нужно! И меняться необходимо! И начать-то нужно именно с самого себя, а не с кого-то. И вновь слова этого посетителя: «Я увидел, что в этой семье все считают себя виноватыми. А у нас все правы. Всегда».

Мы вступили с вами, дорогие братия и сёстры, в очередной воскресный день. Совсем скоро, на этой седмице, в субботу, день Архистратига Божьего Михаила. А потом ещё неделька – и заговенье на пост. И уже с 28-го начнётся Рождественский, или Филиппов, пост, который завершится светлым Праздником Рождества Христова. Нам предлагает святая Церковь зачать Христа в своём сердце, выносить Его и родить. Принести к Его яслям наше смирение, которого нет, но над стяжанием которого можно начать трудиться. Наше терпение и наше покаяние. Всё это возможно, но никогда с большого это не начинается. А начинается с малого, с регулярностью, поступательностью и постепенностью… И сам Господь готов помочь нам, указывая верный путь. Если захотим – можем постараться, если нет – многое потеряем. Если сподвигнем себя – что-то наверняка приобретём, если не остановимся – то тогда представьте себе: вот там, в вечности, с Богом всем вместе встретиться – и никогда больше не расставаться! И никогда больше не грешить. И никогда больше не умирать, а жить, радоваться и совершенствоваться, будучи в непосредственном общении с Богом, Который нас любит, Который в нас верит и Который всегда готов нам помочь.

Всех вас, дорогие, ещё раз с Воскресным днём!

Протоиерей Андрей Алексеев