Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 8 ноября 2015 г., день памяти св. вмч. Димитрия Солунского (Литургия)

Дата: 
8 ноября 2015, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 8:23-27; Лк. 16:19-31; Ин. 15:17-16:2.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы с вами притчу о богатом человеке и Лазаре знаем довольно хорошо. И всякий раз, когда в течение церковного года Господь дает нам возможность ее услышать, нам вновь необходимо над ней задуматься. Во-первых, над тем, что богатство и бедность сами по себе не являются ни пороком, ни добродетелью. Всё зависит от того, в какую сторону направишь и одно, и другое.

«Течёт богатство, – сказано в Священном Писании, – не прилагай к нему сердца». Но вспомни о важности того, чтобы полученное тобою употребить не только для себя. Таков Божий закон, потому что иначе будет так, как в этой притче, в этом рассказе.

Несчастный богач не потому попал в ад, что был богат – нет! А потому, что стяжал пустоту. В течение всей своей жизни он веселился, как сказано в Священном Писании. Заметьте: не радовался, а веселился! Ведь евангельское понятие радости – то слово, которое используется в Евангелии для обозначения этого понятия – в переводе на русский язык обозначает духовное состояние наполненности тем вдохновенным чувством ощущения Бога, которое человек может испытать только в том случае, если он живет не для одного себя, если учится жить не для себя. Тогда он ощущает радость, прилив чувств, особых сил – божественных сил. Он входит в состояние Духа Святаго. На него нисходит Дух Святой, Который готов на каждого из нас снизойти, но мы должны открыть наше сердце для Него.

Если мы живем для себя, мы закрываем свое сердце, и нет радости в нашей жизни. Веселие есть, но оно очень скудное. Более того: чем больше для себя живет человек, пытаясь заменить веселостью радость, тем опустошенней состояние его сердца, тем страшнее состояние его души. Все больше и больше пытается он внешним, земным заменить духовное и божественное, но это невозможно. И страдает его ум, и чахнет его душа, и оскверняется его сердце. И чем больше он пытается земной веселостью и праздностью наполнить свою жизнь, тем ущербнее, тем темнее его душа. Таков Божий закон.

И ни один человек, в этом мире живущий, не минует последствий от этого закона. Но всякий, кто учится жить для других и начинает осваивать понятие жертвенной любви, постепенно наполняется этим состоянием и радуется от того, что отдает.

И Лазарь не потому вошел на лоно Авраама, что был беден, а потому, что Бога славил и в этом состоянии. Не роптал на свою горькую судьбу, а Бога благодарил за богатство. Откуда мы знаем, что он благодарил? В Евангелии ни слова не сказано о том, что Лазарь вообще что-нибудь говорил. А мы утверждаем, что он говорил. Потому что войти на лоно Авраама, войти в Небесное Царство невозможно тому, кто не благодарил Бога.

Доступ в Небесное Царство идет только через понуждение себя к жертвенному служению Богу и людям. И тот, кто хочет достичь Рая, перед собою должен поставить задачу: учиться жить не только для себя, отдавая силы, средства, служа Богу и людям. Вот почему для научения нас в этом искусстве искусств Господь создал Церковь и определил границы движения человека к Вечности, дав нам заповеди и вложив в каждого из нас внутренний закон совести. И на протяжении истории Церкви Он продолжает назидать нас поучениями людей святой жизни, которые, подобно духовным тренерам, разрабатывают программы, пронизанные Евангельским словом и солью, чтобы, постепенно тренируя духовные мышцы своих последователей, подготовить их к Встрече с Богом.

Вот он: финал жизни. Можно пройти много соревнований, можно достичь больших высот и завоевать множество наград, но для Вечности нужны другие медали. И незримо Господь надевает эти медали в виде венцов на главы тех, которые учатся жить по Евангелию.

Сегодняшнее Евангельское чтение – это призыв к каждому из нас задуматься. Большинство из нас, и, наверное, каждый стоящий здесь не является по своему богатству равным тому богачу. Но и по бедности своей мы с вами отнюдь не в состоянии Лазаря находимся. Но вот точка старта для того, чтобы сделать движение вперед к Богу, у каждого из нас есть. И всякий раз этот секундомер, который отмеряет сто метров, тысячу, десять, марафонскую дистанцию, показывает нам: «Торопись, жизнь идет. Ты встал на старт. Ты понимаешь, что финиш будет рано или поздно».

В Святом Писании не осталось имени богача. Он был так богат, что его хоронил весь город. Об этом нам рассказывают толкователи Священного Писания. Весь город хоронил богача. Сколько слов было сказано, сколько венков и цветов было принесено на могилу, какие речи лились – целый город! А смерть Лазаря прошла незаметно. Его не хоронили с почестями – так, по-скотски. Но теперь имя Лазаря – в Евангелии, а имени богача никто не знает.

В историю входят те, которые живут в этом мире. Но в духовную историю могут войти только те, кто своей жизнью по заповедям и по Евангелию впишут свои имена в Книгу Жизни.

Вот, дорогие, такое Евангельское чтение Господь предложил на этой духовной трапезе, в сей воскресный день.

С Праздником вас, дорогие, и с днем памяти великомученика Димитрия Солунского – того, кого почитала Святая Русь, великого воина, мученика ради Христа, положившего свою жизнь за веру. Подвиг его вдохновлял многих русских в древности и продолжает вдохновлять и в нынешнее время. Ну, а уж нам с вами, учитывая, что этот святой является Ангелом-покровителем нашего святого великого князя Димитрия Донского, должно особенно почитать сего угодника Божьего.

Храни вас Господь, дорогие. Помощи Божией вам.

Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев