Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В семнадцатом веке многое было иначе. Когда смотришь на старую фотографию, просматриваешь фотографии девятнадцатого века (а ведь в веке семнадцатом фотографий ещё не было!), то наблюдаешь, что даже лица у людей были тогда другими. Они были обусловлены состоянием духа человека. Потому что, по слову святителя Григория Богослова, «дух творит себе форму». И что внутри у человека будет – то является и вовне, в облике этого человека. Слово «облик» – славянское, обозначающее «лик Божий». Насколько отражается в человеке Божий образ – настолько и вовне, примером своей жизни, являет он то, во что верит, и образ мыслей порождает соответствующие действия. Иной раз посмотришь на человека, живущего в состоянии разрывающих его страстей – и печать образа мыслей и жизни так видна на этом человеке!
Я недавно посещал одну контору… Вообще, это почти министерство: министерство погребальных дел, «Ритуал» называется. И вот там на людях лежит печать того служения, в котором они находятся. Ведь погребая людей, можно возвыситься, но можно и наоборот, потому что это – передовая, это линия фронта. И вот на лицах тех, кто там трудится, лежит печать – поразительно! – печать того, чему служат люди. Приходим в медицинское учреждение – там другая печать на людях, и мы можем отличить и преподавателей, и людей, занимающих высокое положение, по печати их образа мысли и жизни.
И вот у людей той эпохи, в семнадцатом веке, на лицах тоже была печать того, как они жили. И постепенно, когда распечатывается человек, раскрывается для того, чтобы пустить в своё сердце некую силу, он либо возрастает духовно – и тогда укрепляется и территориально, – либо оскудевает внутренне – и тогда бессилие является в рубежах внешних. Никогда ни один враг не может завоевать территорию противника, если тот не ослабнет духовно. Это был ещё один урок истории, когда наши враги, ощущая нашу слабость, разрозненность и раздробленность, то знакомое каждому из нас, когда человек тащит на себя своё (как ему кажется): не соединяет, не совмещает, не терпит на ближнем, а желает только для себя.
«Вот этот мой маленький удел, с которого я хочу получить урожай, сделать для него новые амбары, засыпать туда свежее богатое зерно и пожить в удовольствие – для себя». «Бери от жизни всё!» – это лозунг не только современных язычников, это всегда было так, потому что печать диавола лежит на устах и сердцах тех людей, которые разделяют. Мы читаем в Евангелии: «Царство, которое разделяется, не устоит». Не устоит и материально тоже! Вначале – разделится духовно, а затем территория нашего сердца, и земли наши…
И вот когда целостность нашего Отечества оказалась под угрозой, когда под вопрос встала сама возможность дальнейшего продолжения самостоятельной жизни, тогда люди задумались. А Церковь, как тот институт, который в этом мире Господь дал человеку, чтобы он учился правильно мыслить и действовать, голосом Своих пастырей стала призывать народ к единству. К «единству духа в союзе мира», как сказано у апостола Павла. Как трудно бывает объединиться!
Представьте себе: живёт семья. И в этой семье один из её членов (здесь уже не столь важно, кто) вдруг выходит из состояния Духа Святаго, делает шаг в сторону. Заметьте, пустым он не остаётся: его сердце наполняется иным духом, и этот дух влияет и на этого человека, и на всё, происходящее в семье. Этот человек занимает определённую должность в своей семье, он поставлен Богом кем-то: либо священником, как муж, либо диаконом, как жена – это не придумка, такова иерархия: в доме отец несёт служение священническое, мать – диаконское, а дети – служители у алтаря малой Церкви. Если кто-то из них на любой ступени этой иерархической лестницы выходит из Духа Святаго, или ещё не вошёл в него – тогда двери этого дома открыты для другой силы, и происходит разделение всё больше и больше.
Что нужно сделать, чтобы изменилась ситуация? В первую очередь, войти в состояние Духа Святаго. Иначе внешними средствами ничего добиться нельзя. Нет, возможно внешнее соблюдение чего-то – при внутреннем разделении и накоплении зла, раздражения, нетерпения, обиды. Причина – гордыня. Причина – самолюбие, то есть неверная любовь к себе. Любить себя и самолюбие – это разные понятия. К себе любовь – это в себе Христа узреть и очищать Его в себе от мусора, от того наносного, что свойственно каждому из нас. Полюбить себя – вот того, отражённого в Боге, и Бога в себе, как в зеркале, отражённого. Полюбить. И его начать воспитывать в себе. Если это происходит – семья меняется. Если не происходит – тоже меняется, но куда, в какую сторону она меняется?
А если подобное происходит в государстве, в обществе? Наполняясь не Духом Святым, а духом лесчим, бесовским, лживым, при внешнем соблюдении неких правил, начинается игра в жизнь. Цена такой игры очень велика. Мы тогда находились в страшном состоянии, об этом можно свидетельствовать сегодня, и враги потому заняли Кремль, народ потому стонал под ярмом польским, что сам отдал территорию: вначале – территорию своей души, веры своей, а затем и территорию страны. Что произошло? Когда люди, движимые призывом Церкви, задумались, они остановились, подобно блудному сыну: «Я так далеко ушёл на сторону далече! Я промотал данное от Тебя, Отче, и недостоин называться сыном. Хотя бы наемником быть у Тебя…» И сделал человек движение вперёд к Богу, желая вернуться туда, откуда ушёл.
Представьте себе: трёхдневный пост держала страна. Какой был порыв сил! Весь народ держал трёхдневный пост. Так бывает горько и скорбно, когда приходят родители и говорят: «Зачем поститься моему сыну?» «У меня ещё маленькая дочь!» В Евангелии сказано, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Больше ничем. Ужели страсть детей не борет? Мы же знаем с вами, как борет. Почему неразумные родители выбивают оружие из рук своих детей? На что обрекают они своих чад, не приучая их к посту? Не научая их воздержанию, к малому не призывая? И всегда можно посоветоваться со священником, как правильно устроить воздержание с учётом всех обстоятельств жизни. И тогда… И тогда в незримые духовные латы облачается и юный, и взрослый. И, вместе постясь, вспахивая поле своего сердца, они засеивают его молитвой, которую часто нужно понуждать себя совершать, потому что мы духовно расслаблены. И тогда они пьют нектар общения с Богом, потому что всё это в совокупности даёт глубокий порыв к покаянию. Если окно открыть, то ветер непременно будет попадать в комнату – в комнату нашего духовного дома, и там проветривать воздух – душный, спёртый и нечистый.
Так и произошло. Когда архиепископ Арсений, находясь в узах, в плену (на своей территории в плену!), заточённый в Чудовом монастыре, молился вместе с народом – что тогда произошло? Небо открылось. И Господь послал преподобного Сергия, духовного игумена русской земли, поддержать святителя и через него, как через инструмент в этом мире, вдохновить народ. Что удивительно, вот посмотрите: открылось Небо – Бог послал преподобного, открылось сердце – молился архиепископ, открывались души – молились люди, и все почувствовали, что что-то изменилось. И, обращаясь к Той, Которой Господь дал быть Взбранной Воеводой русского народа, к Матери Божией, люди обрели силу и способность побеждать. Никогда ни одна победа не даётся без духовного преображения человека. Вначале сила духовного оружия наносит удары по нашему падшему духовному естеству, а уже потом оружие Победы возносится над врагом. Вначале борьба с врагом невидимым, а потом – зримая победа на бранном поле.
Кто-то скажет: «Это же далёкая история». Нет, это постоянная история. Всё то же самое происходит в любую эпоху: как только оскудевает человек внутренне – тут же враг связывает его путами и, в этих узах находясь, пленённый человек расточает, разрушая свою личность, свою семью, свою страну, мир вокруг себя. Когда мы с вами в Духе Святом, тогда и нам с вами хорошо и радостно, и окружающим тоже покойно, радостно и хорошо. Когда мы не в духе – мы в опасности.
Так отрадно осознать, что наши соотечественники сегодня в этой стране получили день, данный им… для чего? Почему этот день выходной? Потому что, любя нас, Господь дал нам время и возможность прийти в храм. А после этого – собраться с близкими, разделить совместную трапезу. Но важно прийти в храм Божий, чтобы здесь прославить и Спасителя мира, и Царицу Небесную, и тех, кто дал нам возможность сегодня ощущать себя народом. Да, кто-то сегодня не пришёл, но мы-то здесь с вами – значит, есть надежда. Значит, есть упование, что пробуждающийся народ не только закупит необходимое для пикника в этот день, но и на Божий пир придёт. Может быть, не сразу, но придёт. Если мы, наполнившись здесь сегодня этим духом, потрудимся донести его до дома и, собравшись здесь сейчас, взяв отсюда то, что нужно, понесём туда, в мир, с готовностью поберечь это состояние. Раз Бог дал после страшных времён России этот день как выходной – значит, над многим этот народ задумался. Поэтому и получил возможность сегодня ощущать себя народом.
Фёдор Михайлович Достоевский писал: «русский – значит православный». Понятие русскости пронизано понятием веры, и, будучи разными по крови и принадлежности к тому или иному национальному сообществу, мы объединяемся в этой русскости как в твёрдости православной веры. Это мост, проложенный в Вечность. Это лестница, возносящая нас к Небесному Царству. Это правда, которая действует на совесть, пробуждая в нас национальное самосознание не в сторону необходимости кого-то унизить, нет, а просветить светом веры Христовой, взяв этот дорогой и жаркий огонь для того, чтобы согреться возле него и помочь согреться тем, кто ещё не успел прийти к нему сам из холодного леса, из дремучей зависимости, от маленького, суетного и земного, человеческого, несовершенного, ущербного, неглубокого, низкого и страшного.
И вновь вспоминается пример преподобного Макария Великого – помните, когда он шёл с послушником в гору. Молодые ноги послушника были резвыми, и вязанка дров на плечах у этого юноши не была тяжёлой для него. Преподобный же шёл медленно, ибо он был стар. Юный послушник поднимался в гору, а оттуда, с высоты, спускался жрец-язычник. И молодой и сильный послушник стал оскорблять того, кто был в темноте. И вязанка дров упала с его плеч, и, лишаясь Духа Святаго в состоянии нелюбви к тому, кто спускался с горы и был в темноте, он ещё больше усугубил состояние зла, в котором был тот несчастный. И тот побил юного послушника, и в слезах он бежал. Гневный человек шёл дальше. Легион бесов окружал этого несчастного, и шансов у преподобного Макария не было никаких: какое уж тут единство! Но когда одержимый бесами человек посмотрел в глаза преподобному, он там не увидел ни презрения, ни осуждения – там была только любовь: «Здравствуй! Мир тебе!». От этих слов всё перевернулось в сердце человека, одержимого легионом бесов: они отступили от него от этих двух слов: «Мир тебе!» И всё изменилось. Только что страшный человек был готов растерзать любого – и вот он, подобно агнцу, спрашивает: «Скажи мне, кто тебя таким сделал?» – «Христос» – «Прошу тебя, познакомь меня с Ним».
Сегодня – День Народного единства, и Господь через Свою Пречистую Матерь призывает нас к миру. К тому миру, который есть состояние души. И когда мы входим в этот мир, мы объединяемся, получая огромную силу и потрясающую перспективу во всех отношениях. Давайте дорожить этой возможностью, данной нам с вами и для этого земного мира, и для вечности, ибо в этом смысл жизни: мир внутри себя с Богом и с ближним в готовности быть в единстве духа и союзе мира.
Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев