Библейский семинар по книге Деяний святых Апостолов. Лекция 2. 25.09.2015

Дата: 
25 сентября 2015, пятница

 

Итак, мы приступаем сегодня уже непосредственно к изучению текста книги Деяний святых Апостолов. Начинается она словами: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и учил от начала».

Мы с вами уже выяснили, что адресатом этой книги является всякий любящий Бога, потому что греческое слово «Феофил» означает «Любящий Бога». «Феос» – это Бог, «Филия» – это любовь. И Беда Достопочтенный в своем изложении Деяний Апостолов писал: «Имя Феофил означает: “Любящий Бога” или же “Любимый Богом”». Следовательно, всякий любящий Бога верит, что это написано о нем, и обретает здесь спасение своей души.

Далее, во второй части первого стиха, Евангелист Лука, который является автором книги Деяний святых Апостолов, пишет: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала». Что мы можем понимать под этими словами: «…чему учил от начала…»? Какого начала? Первая мысль, которая к нам приходит: что начало – это время, когда Христос в 30-летнем возрасте выходит на общественное служение и по заключении Иоанна в темницу начинает проповедовать. Но это не совсем правильная мысль. «От начала» в еврейской традиции означает «от книги Бытия». Книга Бытия – по-еврейски «Берешит», а слово «Берешит» означает «в начале». В каком же смысле тогда пишет Апостол Лука о Христе, что Он учит «от начала»? В том смысле, как писали Апостолы, что дух Христов издревле, то есть с древних времен, говорил в пророках. И все пророки, начиная от Моисея, они писали свои откровения духом Христовым, Духом Святым. Но есть третье объяснение: Лука имеет в виду свое собственное Евангелие, Евангелие от Луки, где действительно очень подробно от начала рассказывается о всех событиях, связанных с Иисусом Христом. Для нас приемлемо как второе, так и третье истолкование.

«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Вознесение Господа Бога Спаса нашего на небеса, было обусловлено тем, чтобы в самом Вознесении вознести нашу человеческую природу на высоту богопознания. Если говорить о Божестве Христа Иисуса, то Божество никуда не спускается и никуда не возносится. Божество вездесуще. Божество не перемещается в пространстве. Бог наполняет Собою всё. Поэтому вознесение Христа было в Его истинном человечестве, и далее мы будем смотреть, что ещё говорится об этом в первой главе.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же Он заповедал?» То есть – что же заповедал Христос накануне Своего вознесения? «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Великую для апостолов похвалу составляет то, что им было поручено такое дело – спасение Вселенной, что им были вверены слова, исполненные Духа, как на то и указывает Лука, когда говорит: «Святым Духом разумея слова Христовы, слова, которые, говорю я вам, суть Дух». А говорит он это для того, чтобы возбудить в слушателе желание узнать заповеди и чтобы сделать Апостолов заслуживающими доверия, так как они будут возвещать Слова Духа и заповеди Христа.

Итак, Христос перед Своим Вознесением дает поручение идти и проповедовать Евангелие по всему миру. И мы знаем, что даже Пресвятая Дева Мария, когда Апостолы бросали жребий, куда кому идти проповедовать, Она тоже решила бросить жребий, в какую землю Ей отправится. Она бросила жребий, и он выпал на Иверию. Иверия – это Грузия. Вы знаете, что на Красной площади есть икона Иверской Божией Матери. Мы знаем, что Сама Дева Мария во дни Своей жизни не пошла проповедовать в Грузию, но через несколько сот лет Она явилась праведной Нине и сказала: «Иди и проповедуй. Я через тебя буду проповедовать в Грузии». И эта девица из Иерусалима, немощный сосуд, под покровом Божьей Матери отправляется в Грузию и обращает весь грузинский народ, включая грузинского Царя, в веру Христову.

Проповедовали, как мы видим, не только мужчины, но и женщины. Мы знаем, что Мария Магдалина проповедовала Римскому Императору. Она пришла к нему, чтобы проповедовать о Воскресении Иисуса Христа, принесла яйцо и сказала: «Вот это яйцо – символ Воскресения. Как из этой оболочки рождается целая жизнь, так и через Иисуса Христа и Его Воскресение рождается Церковь и составляет единое целое со Христом и под Его главою». Она сказала ему: «Христос Воскресе!», но он не ответил. И она ему стала объяснять. Проповедь Евангелия – это обязанность не только священнослужителей, но и каждого верующего человека. Миряне не имеют права учить в Церкви, но они обязаны свидетельствовать о своей вере. И ваше свидетельство, братья и сестры, может быть более эффективным, чем свидетельства священнослужителей. Ибо священнослужители не могут прийти в каждый дом, а вы там, где живёте, несите своё свидетельство о Христе. Апостол Павел пишет в свих посланиях, что семья – это домашняя Церковь, и когда в своей домашней Церкви мы приносим свидетельство о Христе нашим домашним – это имеет огромное значение. Апостол Павел писал в посланиях к Тимофею: «Кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот хуже неверного отрекся от веры».

Итак, мы читаем далее. Перечитаем второй стих: «…до того дня, в который Он», то есть Христос, «вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам…» – как мы выяснили с помощью Златоуста, Он дал повеление идти проповедовать, – «…которых Он избрал». То есть Апостолы – это были избранники Иисуса Христа. Но может ли кто-либо из нас сказать, что он тоже избранник Божий? В Евангелии от Матфея, в 16 главе, мы выясняем, что всякий верующий в то, что Иисус Христос есть Сын Божий и Христос Мессия, такой верующий уже считается избранником Божьим. Когда в Кесарии Филипповой Апостол Петр от лица всех Апостолов исповедовал Иисуса Сыном Божьим, Христос ему сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Который на небесах». И, если мы верим в божественное происхождение Христа Иисуса, что Он истинно Сын Божий, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, – это значит, что Бог Отец прикоснулся к нам Духом Святым и открыл нам эту беспрекословную, великую благочестия тайну: то, что Бог явился во плоти.

И мы читаем третий стих: «…которым», то есть, Апостолам, «…явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием».

То есть, Воскресший Христос явился Апостолам живым после Своих страданий и смерти, и, со многими верными доказательствами в продолжение сорока дней являясь им, Он говорил им о Царствии Божьем. То есть факт чудесного воскресения Иисуса Христа – это факт веры, который засвидетельствован многими учениками, которые в течение сорока дней общались с Иисусом Христом Воскресшим. И когда было Вознесение Иисуса Христа на небо, то собралось больше ста человек христиан – это были Апостолы, это были мужчины и женщины, и они были свидетелями Вознесения Воскресшего Иисуса Христа на небо.

Почему Христос являлся в течение сорока дней? Беда Достопочтенный пишет: «Это число означает эту временную земную жизнь. Или из-за четырех времен года, или из-за четырех небесных ветров. Ведь после того, как мы были погребены вместе со Христом в смерть через Крещение, словно пройдя через Красное море, в этой пустыне мы имеем необходимого предводителя – Господа, Который приведет нас в Царствие Небесное, и, вознаграждая динарием Своего Образа, присутствием святого Духа, словно истинным покоем Юбилея сделает блаженными».

Здесь древнехристианский экзегет, который жил в Британии, Беда Достопочтенный, говорит, что число сорок означает полноту человеческой земной жизни. Жизни, которую Христос, Воскресший из мертвых, наполнил Своим присутствием. И Беда Достопочтенный говорит: «Теперь Христос для нас – как второй Моисей». Моисей вывел евреев из египетского рабства, провел сквозь Чермное море и водил по пустыне, – Христос выводит нас из Египта греха, и мы тоже проходим через Чермное море, Красное море, когда мы крестимся. Ведь не вода Крещения омывает наши грехи, а кровь Иисуса Христа, благодатная сила которой присутствует в крещальной купели, и после крещения Христос водит нас по этой пустыне бездуховной жизни, в которой есть немногие оазисы.
Сейчас духовный вакуум царит во всем мире, и очень мало духовных оазисов, где можно действительно получить некое отдохновение. Оазисы в наше время – это христианские храмы, где совершаются молитвы, Богослужения, таинства, обряды, где мы можем изучать Слово Божье. А пустыня – она бывает иногда в наших квартирах, когда мы живем среди неверующих родственников, среди неверующих членов наших семей. И мы видим, как по-разному мы и они понимаем смысл человеческой жизни. Но не будем спешить осуждать этих людей, не будем спешить ставить крест на этих людях, ведь вера – это дар Божий, как – я часто привожу этот пример – это как музыкальный слух. У одного есть, а у другого нету. Но разве есть вина на том, который не имеет музыкального слуха? Или один человек различает краски, а другой дальтоник. У него все цвета смешались в его взоре. Он не может зелёное отличить от красного, а красное от синего. Поэтому наша задача – светить во тьме. Как Христос говорил: «Свет во тьме светит, и тьма не может поглотить его». Хотя нас окружает бездуховная пустыня и мрак безбожия, мы должны сохранять свет нашей веры и, может быть, он донесется до окружающих нас людей. Мы обязаны распространять свет Веры, и прежде всего – через добрые дела. Как в Нагорной проповеди сказано: «Итак, да светит свет ваш пред людьми – с тем, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного». Христос, посылая Своих учеников на проповедь, прямо говорил: «Как овец среди волков посылаю вас». И удивительно, что эти волки, которые нас окружают, даже из числа некоторых домашних, до сих пор нас не растерзали. Это связано с тем, что Господь оберегает своих. Как в Псалтыри говорится: «Если пойдешь долиной смерти, через мрак, посох Божий, рука Божья будут поддерживать тебя.

И мы читаем четвертый стих: «И, собрав их…» – то есть Апостолов накануне Своего Вознесения, – «…собрав их, Он…» – то есть Христос, – «…повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня».

Вот этот призыв: «Не отлучайтесь от Иерусалима!» – он обращен не только к древним Апостолам, он обращен к каждому из нас. Иерусалим в жизни каждого из нас – это тот православный храм, куда мы ходим. Это наш Иерусалим, который рядом с нами. И вот эти слова: «Не отлучайся от Иерусалима! Не отлучайтесь от Иерусалима!» – они перекликаются со словами: «Не оставляйте собраний ваших!» И так же можно вспомнить слова Давида, который говорил: «Возрадовалась душа моя, Господи, о сказавших мне: «Пойдем в дом Божий».

Подымите руки те, которые были в Иерусалиме. Есть такие у нас? Да? Опустите. Я думаю, что каждый, кто посетил, святую землю, земной Иерусалим, он пережил состояние, как будто оказался внутри иконы. Внутри иконы. И, когда мы покидали святую землю, Иерусалим оставался в нашем сердце. Каждый, кто посетил земной Иерусалим, уже не расстанется с Иерусалимом до смерти. Это очень важно сделать. Хотя бы один раз в жизни посетить земной Иерусалим. Помните, как молился древний пророк: «Горе мне, если я забуду тебя, Иерусалим!» Мы всегда должны помнить об Иерусалиме. И прежде всего – об Иерусалиме небесном. Земной является иконой небесного Иерусалима. В послании к евреям Апостол Павел пишет, что Авраам, Исаак, Иаков скитались по всему миру, потому что искали не земного города, а небесного города. Небесный Иерусалим – это то, что ожидает всех верующих. Этот Иерусалим описан в Откровении Иоанна Богослова, в 21 главе, с первого стиха и ниже:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет, и я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: Се – скиния Бога с человеками. И Он будет обитать с ними, а они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».

Таким образом, вот этот призыв: «Не отлучайтесь из Иерусалима» – это призыв прилепиться к тем нашим храмам, приходам, которые являются каждый в отдельности Иерусалимом нашей территории. Прилепиться сердцем к историческому Иерусалиму, но более думать о небесном Иерусалиме. Это город Божий. Когда Бог будет обновлять весь мир, старый мир будет уничтожен в огне. Будет новое небо, новая земля и новый Иерусалим. Город, сходящий на землю от Бога с небес.

Прочитаем снова четвертый стих.

«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня».

Что же было обещано от Отца, и чего они должны были ожидать, находясь в Иерусалиме? Об этом говорит далее пятый стих:

«…Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым».

И мы действительно помним, что когда Иоанн Креститель начинал свою проповедь, он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Что значит Духом Святым и огнем? Есть несколько объяснений, но наиболее понятное – что это было указание на святую Пятидесятницу, когда Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков и огненные языки почили над общиной двенадцати Апостолов, которые были в окружении Божией Матери. Дух Святой – это Дух Божий, Который научает и наставляет нас на всякую правду. Дух Святой – это Дух Божественной любви. Апостол Павел так и пишет: «Любовь Божия излилася в сердца наши Духом Святым».

О Духе Святом Сам Христос говорил: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святаго, Который научит и наставит вас на всякую правду».

Дух Святой не ограничен ни временем, ни пространством: сказано, что Дух Святой дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а откуда приходит и куда уходит – не знаешь. Во дни земной жизни Христос общался с людьми, которые могли с Ним общаться визуально, а через Духа Святаго мы имеем общение с Иисусом Христом в планетарном масштабе. Где бы не находился православный христианин, он испытывает прикосновение Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл жизни христианина – это стяжание Благодати Духа Святого. И мы знаем, что Духом Святым совершаются все Таинства Церкви, и, когда мы стяжаем, через Таинства Церкви, благодать Духа Святаго, этот Дух Святой, Дух Христов наполняет нашу жизнь Своим Божественным присутствием. И Христос говорит Апостолам, что они смогут принять Духа Святаго, если не покинут Иерусалим. По отношению к нам это означает – мы будем стяжать Дух Святой, если прилепимся к нашим приходам, к нашим храмам, к нашим общинам, которые являются – каждый храм православный – отражением неба на земле.

И мы читаем толкование Беды Достопочтенного, который пишет: «Следовательно, Господь, говоря: “Ибо Иоанн крестил водою”, отнюдь не добавлял: “вы же будете крестить”, но сказал: “а вы будете крещены Духом Святым”. Ведь ни Апостолы, ни их преемники, которые вплоть до сегодняшнего дня совершают крещения в Церкви, обыкновенно не крестят иначе, нежели Иоанн – то есть в воде. Однако, когда призывается имя Христа, приходит внутренняя благодать Святаго Духа, которая во время возлияния воды очищает и души, и тела крестящихся, чего не было в крещении Иоановом. Ведь тогда еще не был дан Дух, потому что Иисус еще не был прославлен».

Здесь Беда Достопочтенный касается такого вопроса, что мы люди, даже священнослужители, даже апостолы, не можем никого крестить Духом Святым. И сам Иоанн Креститель сказал, что Христос будет крестить Духом Святым. Мы, священники Церкви, совершаем водное крещение, но когда мы его совершаем, Христос таинственным образом посылает Духа Святого на крещаемых людей. И люди, которые крестятся, исполняются Духа Святаго.

Исполнение Духа Святаго может быть перед крещением, но это чрезвычайное событие – такое было только в доме Корнилия Сотника. Чаще излияние Духа Святаго совершается после крещения, кода совершается таинство миропомазания. И вы, наверное, помните: когда священник совершает таинство миропомазания, он помазывает кисточкой святым миром и говорит: «Печать Дара Духа Святаго. Печать Дара Духа Святаго. Печать Дара Духа Святаго». Но были случаи – они тоже описаны в Писании – когда люди получали Духа Святаго в самом крещении. Но теперь это установившийся порядок церковной жизни: сначала человека крестят, потом совершается таинство миропомазания. В Западной традиция это называется таинством конфирмации. Таинство миропомазания может совершаться через помазание освященным миром или через возложение рук Епископа Церкви, который возлагает руки, как апостолы возлагали на крещенных. И те переживали эпиклезу снисхождения на них Духа Святаго.

И мы читаем далее шестой стих.

«Посему они,…» – то есть Апостолы, – «…сойдясь, спрашивали Его, говоря:…» – то есть они спрашивали Христа еще до Его Вознесения, – «не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю? Он же…» – то есть, Христос, – «сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…»

Вот здесь мы видим стремление первых учеников Христа узнать, когда же будет пришествие Божие в этот мир, пришествие Христа и восстановление Царства Божия как на небе, так и на земле. О чем мы молимся с вами всякий раз, читая молитву Господню, молитву «Отче Наш», когда просим Господа, чтобы Царствие Его было бы яко на небеси, и на земли. То есть мы просим, чтобы тот порядок, который царит на небесах, нашел бы отражение и в нашей жизни. Святитель Филарет Дроздов в своем «Катехизисе», когда толкует эти слова – «Яко на небеси, и на земле», то есть «как на небе, так и на земле», – он спрашивает: «А как на небе? О чем мы молимся?» И сам отвечает на свой вопрос: «На небе мятежные ангелы были свергнуты с небес – бесы, демоны – в пространство между небом и землею. Там воцарилось абсолютная теократия – власть Бога». То есть на небе нету никакого парламента. Демократия – она где? Она в аду. Когда каждый по-своему понимает. Там у них споры, наверное, идут всякие. И когда мы просим Бога, чтобы Царствие Его было яко на небеси, и на земли, как на небе, так и на земле, – может, мы и не до конца понимаем, но мы просим Бога, чтобы рано или поздно Он бы уничтожил все формы человеческого управления и установил бы теократию. То есть, чтобы власть Божия осуществилась как на небесах, откуда мятежные ангелы были сброшены, чтоб она также осуществилась и на земле. Но каждый христианин, когда он крестится и получает миропомазание, он уже становится гражданином Небесного Царства, и для каждого гражданина приоритеты Божественной теократии имеют огромное значение уже в этой жизни. То есть, еще живя на земле, мы уже ощущаем себя принадлежащими к Царству Божию. Тем более что Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». В каком случае Царствие Божие будет внутри нас? Когда мы будем подчиняться внутренне воле Бога. Но как это отражается на том, что мы граждане своей страны? В частности, Российской Федерации? Мы, православные христиане, хорошие граждане своего земного Отечества, но мы всегда соблюдаем светские законы до того только момента, пока они не окажутся в противоречии с законами Бога. А если светские законы оказываются в противоречии с законами Бога, мы оставляем за собой право не принимать такие законы. И в социальной концепции Русской Православной Церкви Московского Патриархата черным по белому записано: «Церковь сохраняет за собой право не соглашаться с теми антихристианскими законами, которые могут быть приняты, не дай Бог, нашей светской властью». То есть мы хорошие граждане своей страны, своего земного Отечества, мы платим налоги, исполняем свои гражданские обязанности, но при этом мы уже сограждане Ангелам и сограждане святым. Уже как бы получили прописку в небесном Иерусалиме. Вы знаете, что сейчас очень многие говорят: «Москва же не резиновая! Что все едут в Москву?» Есть очень много людей, которые хотят жить в Москве, хотят жить в Берлине, хотят жить в Париже. Мы видим по телевизору, как толпы людей из Сирии, из Пакистана, из Афганистана, из Египта ищут для себя новые отчизны, но часто переживают разочарование. Им не всегда рады там, куда они стремятся приехать. Если бы с таким же рвением люди искали Небесного Отечества! Поэтому со всякой очевидностью мы должны говорить другим людям и самим себе: «Главное – это быть записанным в книге жизни». Это и есть прописка в небесном Иерусалиме. Как апостолы однажды пришли к Иисусу Христу и говорили с радостью: «Нам бесы повинуются, мы воскрешаем мертвых!» Христос им сказал: «Не тому радуйтесь, а радуйтесь, что ваши имена записаны в книге жизни». Поэтому не будем гордиться, что мы имеем московскую прописку. Это не самое главное в жизни. Самое главное – быть прописанным в небесном Иерусалиме, чтобы твое имя не было бы изглажено из книги жизни. А Берлин, Париж, Москва, Нью Йорк, Вашингтон… Не всегда человек может получить того, что он ищет в этой земной жизни для себя. Здесь всегда будут проблемы. Как в русском народе есть такая пословица: «Под каждой крышей свои мыши».

И мы читаем пятый и шестой стихи.

«…ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?»

И седьмой стих.

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…».

Однажды Христос сказал еще более радикально. Он сказал: «О дне же том и часе, когда Бог воцарится везде, никто не знает, ни Ангелы, ни Сын Человеческий, только Отец Небесный».

Почему Христос сказал, что даже Сын Человеческий, то есть Он Сам, этого не знает? Конечно, по Божеству Господь наш Иисус Христос знает все то, что знает Его Отец Небесный. Беда Достопочтенный пишет: «Он, то есть Христос, говорит, что время наступления этого Царства – столь великая тайна, что открыта она лишь знанию Отца. И как когда Он говорит: “Не ваше дело знать”, Он обнаруживает, что и Сам знает, кому принадлежит все, что принадлежит Отцу, но не сообщает об этом смертным, дабы они, никогда не зная с точностью времени пришествия Судии, каждый день жили так, словно на другой день должны быть судимы».

То есть тот факт, что Бог скрыл от нас дату Своего пришествия и кончины века – это все имеет педагогический смысл. Если бы люди знали, что Пришествие Божие и кончина века будет в 2016 году 8 марта, то они бы расслабились и думали, что еще есть время исправиться и еще есть время, может быть, и погрешить. Как в советское время был такой антисоветский анекдот о том, что ученые сказали, что конец света будет через три дня, и в ООН собрали комиссию, чтобы поехать посмотреть, как люди себя ведут в ожидании конца света. Приехали в Париж – там праздник, веселье, все пьют шампанское, поминки устроили друг по другу. Приехали в Нью Йорк – там перестрелка идет, друг на друга нападают, грабят. Приезжают в Москву – на улицах никого нету. Идут по улицам – пусто. И только заводские трубы гудят. Комиссия на территорию завода приезжает, а там все работают: дети, женщины, старики и плакат: «Дадим пятилетку за три дня»!

Господь хочет, чтобы каждый день своей жизни мы проживали как последний. Вот это очень важно. И то, что Он скрыл от нас дату Своего Пришествия и сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» – это педагогическая мера. И когда православные читают вечерние молитвы, там есть молитва, когда мы указываем на свою кровать и говорим: «Не сей ли одр гроб ми будет?» И сон засыпания каждого человека – это и есть образ смерти. Древние говорили, что в засыпании – одна десятая от смерти. Одна десятая от смерти. А потом происходит пробуждение. Это есть символ Воскресения, которое ожидает нас. Человек может уснуть в тяжелом состоянии, с томлением души, духа, с усталостью тела, а когда он просыпается, это бывает часто очень такое радостное пробуждение. Это все образы и знамения, которые приуготовляют нас к будущей жизни.

Сейчас затянулось бабье лето. Женщины, конечно, радуются. Особенно дети радуются, прыгают. Но мы знаем, что всё равно осень придет, а потом придет и зима, и зелени не будет. Всё покроется снегом, льдом. Но после зимы будет весна, и жизнь опять возродится. Через смены природных циклов Бог тоже учит нас. Если ты стареешь – это осень. Ты совсем старый человек – это зима. Умирание – зима. Но верь: как мир природы весною пробуждается, особенно в мае, когда бывает первый гром, и вдруг все эти пчелки, жучки ожили, как воскресли, начинают крутиться, вертеться вокруг нас, – так и при воскресении, когда будет звук трубы Архангела Гавриила. Все содрогнётся, кость двинется на встречу кости, и все покроется жилами, кожей, плотью. И будет воскресение.

Далее Христос говорит. Мы читаем восьмой стих:

«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Иными словами, если связать эти слова Христа с предшествующим, он говорит: «Не думайте о сроках, не думайте, когда это будет, вам дана будет сила Духа Святаго. Дух Святой как Божественная личность научит вас и наставит вас на всякую правду. Вот это поможет вам выжить». И действительно, когда благодать Божия объемлет нас, мы уже не думаем о завтрашнем дне. Мы счастливы тем, что мы имеем уже сегодня и сейчас, и с надеждой смотрим на собственное будущее.

«Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Вот здесь описывается в книге Деяний, как происходило Вознесение Иисуса Христа. Иоанн Златоуст пишет в своих «Гомилиях на Деяния Апостолов»: «Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Ильею, но облако взяло Его, а это было символом неба. Так и пророк говорит: “Облака делаешь колесницею твоею”. Хотя это сказано об Отце, поэтому выражение “Облако взяло” значит “на символе божественной силы”, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила, кроме божественной. Послушайте опять, что говорит другой пророк: “Господь восседит на облаке легком”».

Итак, Апостолы наблюдали вознесение Иисуса Христа. Они видели, и среди них были мужчины и женщины не из числа апостолов, около 120 христиан. Они были свидетелями, как ноги Иисуса Христа оторвались от Елеонской горы и Он возносился. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо…» – то есть они провожали взглядом (Мы читаем десятый стих), – «…и когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде…».

То есть они не сразу заметили этих двух в белоснежных одеждах. Они все смотрели на небо, они как бы переживали разлуку с Господом. Хотя они помнили слова: «Лучше для вас будет, если Я пойду к Отцу, умолю Отца и Он пошлет Духа Святаго, Который научит и наставит вас на всякую правду». И вот эти двое подошедшие, когда облако взяло Христа из вида учеников, (мы читаем одиннадцатый стих), «…и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

Вот здесь раскрывается тайна Второго Пришествия. Апостолы и другие христиане смотрели, как Он возносится на небеса, провожали Его взглядом, и Ангелы говорят: «Он придет таким же образом». И вот это свидетельство Ангелов, что как Он ушел, так Он и вернется, становится для Церкви очень значимым. Теперь вся история Христианской Церкви – это будет история ожидания, когда же Он вернется так же, как Он и вознесся. И 2000 лет, почти 2000 лет мы ожидаем Его возвращения. Кто-то может сказать: «Но это же очень долго!» Но если вспомнить, что у Бога один день как тысяча лет, значит, Вознесение было когда? Позавчера. У Бога один день, как тысяча лет. Он вознесся менее, чем две тысячи лет назад, значит – позавчера.

С другой стороны, вот этот вопрос, который нас часто мучает: «Когда же кончина света?» – он тоже имеет объяснение. Я часто его привожу – может, вы слышали. Обычно, когда меня спрашивают, когда же кончина века, я говорю: «Вот умрешь – вот тебе и кончина века. Что ты будешь ждать, когда это будет – через 500 лет, или это будет через неделю?» Вот умирает человек – это и есть для него персональная кончина света. И солнце погасло, и звезды померкли, Ангелы явились, бесы явились, хождение по мытарствам началось. Вот настоящий апокалипсис. Только персональный апокалипсис. Конечно, такое очень тяжело слушать людям, жизнь которых проходит между телевизором и холодильником, как правило, на диване. Когда человек лежит, но перемещается от телевизора к холодильнику, то он еще куда-то ходит. И чем более люди привязаны вот к этой земной жизни, тем сложнее им принять факт грядущего Апокалипсиса, вселенского Апокалипсиса, когда вся планета будет объята судами Божьими. Или тяжело принять факт личного Апокалипсиса. Вот умер – вот тебе и конец света. Но для верующего человека земная жизнь – это очень важное время. Почему? Это время нашего возможного исправления и время возможного для нас возвращения к Богу. Если в этой жизни мы примиримся с Богом – уже сейчас, сегодня мы будем чувствовать себя людьми, которые счастливы. Не надо будет задумываться о том, когда же моя жизнь кончится, жизнь, которая между телевизором и холодильником. Может, она кончится, когда я подхожу к телевизору, а может, она кончится, когда я подхожу к холодильнику. А может, между ними, когда я лежу на диване. Человек должен перестать быть заложником материальных обстоятельств собственного существования. Он должен немножко воспарить над этим.

И Христос, Который возносится на небо, Он возносится в человеческом теле, как мы с вами уже определились. Бог никуда не возносится и никуда не сходит. Бог вездесущий. Он наполняет Собою и небо, и землю. Но Он, вознося нашу природу, являет нам образ нашего будущего вознесения. Ни больше, ни меньше. Мы, христиане, нас на основании Священного Писания верим в то, что мы вознесемся. Когда же это будет? Когда будет воскрешение человеческих тел, то первыми воскреснут верующие. Ну, после них идут неверующие, они тоже воскреснут. И вот верующие, которые воскреснут в это время, – они будут подниматься Ему на встречу. То есть каждый христианин, не растерявший достоинства своей веры, переживет воскресение. Будут христиане, которые не умрут совсем. Это те, которые доживут до Второго Пришествия. Они изменятся во мгновение ока. Как Аапостол Павел пишет: «Не все умрут, но все изменятся». Все будут в возрасте тридцати трёх с половиной лет, в полноту возраста Христова. Поэтому всё, что делает Христос, Он делает нас ради человек и нашего ради спасения. Он умер нас ради человек и нашего ради спасения. Он воскрес для оправдания нашего, нас ради человек и нашего ради спасения. И Он вознесся на небо нас ради человек и нашего ради спасения. И встреча Христа-Жениха с Церковью-невестой будет «на воздусях», как пишет Апостол Павел. То есть когда Церковь поднимется в Сретение к Жениху, как сказано: «На поле двое работают: один берется, другой оставляется. На кровати двое лежат: один восхищается, берется, а другой оставляется».

Итак, Ангелы свидетельствуют о том, что как Христос ушел, так Он и вернется, а другие новозаветные тексты показывают нам, что мы, верующие, если сохраним свое достоинство, то переживем вознесение в теле, воскресшем теле, если мы умрем, либо в измененном теле, если кто-то доживет до Второго Пришествия. И мы читаем далее о том, как после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо Апостолы и другие христиане пребывали в молитвенном общении, ведь Христос им сказал: «Не отлучайтесь из Иерусалима».

Двенадцатый стих:
«Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути».

Тогда Елеон не входил в Иерусалим. Сейчас это как бы большой город, который разросся и вмещает в себя и Горненский монастырь, который связан как раз с Елеонской горой. А тогда от стены города до Елеонской горы было расстояние субботнего пути.

Тринадцатый стих:
«И, придя, взошли в горницу, где и прибывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова».

То есть это другой Иуда, не Искариот. Искариот уже повесился, а этот Иуда – брат Иакова, послание которого мы находим в Новом Завете. Беда Достопочтенный пишет, что для нас означает вот эта информация о субботнем пути, чему она может нас научить. Согласно буквальному смыслу повествования автор указывает, что масличная гора, то есть Елеонская, находится на расстоянии одной римской мили от города Иерусалима. Ибо по закону не дозволялось в субботу проходить более тысячи шагов. Тысяча шагов – это расстояние, какое иудеи имели право пройти в субботу – не больше. Согласно же смыслу аллегорическому, то есть духовному, понимание такое: «Тот, кто удостоится проникнуть в славу Господа, возносящегося к Отцу, и обогатиться обетованием Святаго Духа, тот войдет этим субботним путем в город вечного мира, то есть в небесный Иерусалим». В понимании Беды Достопочтенного субботний путь – это вся жизнь верующего человека от его крещения и до его христианской кончины. Потому что все в жизни верующего проистекает как бы на пути от тех обетований, которые Христос дает на Елеонской горе, и до небесного Иерусалима.

«И будет ему…» – продолжает Беда Достопочтенный, – «будет ему…» – то есть верующему, – «…по слову Исайи суббота из субботы». Суббота, по-еврейски «шабат», означает «покой». А почему Исайя сказал: «Из покоя в покой будут приходить»? То есть уже в этой жизни верующий обретает успокоение в Господе – «шабат», «покой», а когда он войдет в небесный мир, там вот это успокоение еще более усилится. Поэтому и сказано: из субботы в субботу, из покоя в покой. И есть такое словосочетание: из благодати в благодать. То есть в этой жизни мы уже причастники жизни вечной. Как я тоже часто объясняю: та часть жизни, которую мы проводим в изучении Слова Божия, в молитвах, в участии в Богослужениях – она уже не принадлежит жизни временной. Эта часть нашей жизни, когда вы вечером читаете вечерние молитвы, утром утренние – эта часть нашей жизни уже принадлежит жизни вечной. А там, когда мы войдем в небесный покой, в небесный Иерусалим, сходящий от Бога, мы уже обретем такую благость, которая объяст нас настолько, что мы вечно будем пребывать в таком состоянии.

«И будет ему» – продолжает Беда Достопочтенный, – «… по слову Исайи суббота из субботы, ибо тот, кто здесь перестал творить злые дела, там упокоится в Небесном воздаянии. И наоборот, тот, кто в веке сем подобно шести дням творения не трудился над собственным спасением, в оное время вечного покоя будет изгнан за пределы прекрасного Иерусалима, как презревший Евангельское изречение. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу».

Почему так пишет Беда Достопочтенный? Потому что в первом упоминании о субботе сказано, что «шесть дней Бог творил мир, а в седьмой…» – (ветхозаветный календарь устанавливает, что седьмой день недели – это суббота. Только у христиан седьмой день недели – это воскресенье), – «…а в седьмой Бог упокоился от дел Своих» – то есть стал отдыхать. Но Бог не отдыхает так, как мы отдыхаем, и Бог не может и трудиться, как пишут Отцы. Это образ для нас: если всю эту земную жизнь мы будем трудиться, шесть дней всей нашей жизни будем подвизаться, то потом войдем в вечный покой, где Господь отрет всякую слезу, где не будет болезней, печали, воздыхания. Где хромой будет скакать от радости, как сказано у пророка Исайи: «Немой будет петь». Этот удивительный мир вечной юности и вечной молодости. Как Иов Многострадальный пишет: «Юность моя вернется ко мне!» Иов это говорил, когда он был старый, дряхлый и весь покрыт проказой и тело его воняло. Прокаженный – это человек, который разлагается, и от него идёт сладковатый запах мертвого тела. Но он не терял веру даже в таком состоянии. Он говорил: «Юность моя вернется ко мне, и тело мое сделается свежее, чем во дни юности моей».

И мы читаем далее четырнадцатый стих:

«Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его».

Вот здесь раскрывается секрет возможного христианского единодушия. Мы будем единодушны в благости, если будем пребывать в молитве и в общении с Девой Марией. Дева Мария, как мы здесь видим, Она была сердцем этой общины верующих в Иисуса Христа. Они находились в Сионской горнице, пребывая в молитве и в общении с Девой Марией. Почему Дева Мария здесь выдвигается на передний план? Все эти мужчины и женщины – они ждут снисхождения на них Духа Святаго. Вот почему Дева Мария оказывается в центре их молитвенной жизни? Ведь Она уже пережила Свою Пятидесятницу. Пятидесятница – это день схождения Духа Святаго, а Пятидесятница Девы Марии была в день Благовещения, когда к Нней явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодати полная! Господь с Тобой! Сила Вышнего сойдет на Тебя – Дух Святой, и Рождаемый от Тебя Святым наречется». То есть Дева Мария первой из всего рода человеческого приняла Духа Святаго, как залог грядущего спасения всех верующих. Таким образом, Она сподобилась двойного помазания от Духа Святаго. Первое – это в день Благовещения, когда Сила Всевышнего, Дух Святой сошел на Нее, а второе помазание – в День Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой сходит опять на Деву Марию и первый раз – на всех остальных христиан. А мы знаем, что когда человека крестят, его помазывают святым миром, а второй раз его помазывают миром тогда, когда он становится царем. Только царя помазывают второй раз святым миром. И когда Дева Мария в день Пятидесятницы сподобится второго снисхождения Духа Святаго, Она станет Царицей Небесной. В нашем понимании – это помазание на царство.

И мы читаем: «И в те дни Петр, став посередине учеников, сказал…» – мы читаем шестнадцатый стих, – «было же собрание человек около ста двадцати» – вот откуда мы берем это число, что свидетелями вознесения было 120 человек, – «…было же собрание человек около ста двадцати». И Петр говорит: «мужи и братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса…». Далее «он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего…» – мы не видим, что Христос высказывал бы недоверие Иуде, – «…но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его…» – то есть, когда он повесился, вместе с разгрузкой кишечника и внутренности вывалились из его тела.

Девятнадцатый стих:
«И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови».

Двадцатый стих:
«В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да примет другой».

Двадцать первый стих:
«Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус…»

Двадцать второй стих:
«…начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он» – то есть, Иисус Христос, – «…был вместе с нами свидетелем воскресения Его».

То есть Апостол Петр принимает решение, что прежде чем Дух Святой низойдет на общину верующих во Иисуса Христа, вместо отпадшего Иуды надо избрать другого человека, чтобы кворум Апостолов из числа двенадцати был бы восстановлен. Но что означает число сто двадцать? Какое символическое значение оно имеет? Беда Достопочтенный пишет: «Эти сто двадцать, понемногу и постепенно возрастая от одного до пятнадцати, образуют число пятнадцати степеней, которые вследствие совершенства обоих законов таинственно содержатся в Псалтыри и в котором у Петра в Иерусалиме прибывает избранный сосуд».

В каком смысле это таинственное число сто двадцать обретается в Псалтыри, и что значит, что у Петра в Иерусалиме пребывает избранный сосуд? Прежде всего, давайте поймем: «число 120, от первого до пятнадцати». Кто первый? Апостол Андрей Первозванный. Это первый ученик Иисуса Христа, с него начинается отсчет уверовавших во Иисуса Христа. Древние истолкователи объясняют, что у евреев была традиция делить псалмы на группы и читать в порядке этих делений – как мы делим на двупсалмие, шестопсалмие, первый час, третий час, шестой час и т.д. И для евреев того времени само число 120 – это число молитвенной полноты. То есть настоящее единство верующих – это единство вокруг Пресвятой Девы, и когда верующие пребывают в молитвенном состоянии. То есть когда мы объединяем свои жизни в молитвенную настойчивость со всяким постоянством, плюс наши моления, обращенные к Деве Марии – вот это то прекрасное сочетание, которое может обеспечить для верующих настоящее благополучие.

Чтобы нам лучше понять, почему Дева Мария все-таки остается залогом нашего благополучия, давайте обратим внимание на следующее церковное рассуждение. Некоторые Отцы говорили так по этому поводу: «Если ты, христианин, впадаешь в какой-то тяжелый смертный грех, и он тебя гнетет, и ты от страха готов прижаться к земле; и тебе кажется, что сейчас твои болезни растерзают тебя изнутри и люди растерзают тебя снаружи; тебе страшно от того, что ты сотворил, ты весь сжимаешься – и вдруг! Вместо болезни – исцеление, вместо божественного проклятия – благословение, вместо ужаса, паники – легкая радость, нечаянная радость. Что это может означать, как ни то, что Дева Мария опять вымолила тебя из под гнева Божия».

Помните, некогда Апостолы задавали вопрос: «Господи, кто в Твоем Царствии будет справа, а кто будет слева?» Мы, православные христиане, не задаем такого вопроса. Мы знаем с иконографической точностью, что справа от Иисуса Христа в Его Царствии – Пресвятая Дева Мария, а слева – друг Жениха, Иоанн Креститель, Божий пророк. И они ходатайствуют за нас. И есть великое преимущество ходатайства Пресвятой Девы Марии. Почему? Мы говорим, что Она выше Ангел, выше Архангел, выше Херувим, выше Серафим. Почему? Кто из Ангел, кто из Архангел, Херувим, Серафим, обращаясь ко Второму Лицу Святой Троицы, может сказать: «Сын Мой возлюбленный!»? Никто. Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Кто из Ангел, Архангел, Херувим, Серафим может любить Второе Лицо Святой Троицы родительскою любовью? Никто. Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Человек был создан по образу Божию. Так вот, в Деве Марии этот образ и подобие Богу Отцу восстановлено так, как это недостижимо ни для Ангела, ни для Архангела, ни для Херувима, Серафима. Даже в вечности никто из Ангелов, из святых человеков не сможет обратиться ко Христу: «Сын мой возлюбленный!» Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Поэтому то, что накануне снисхождения Духа Святаго Она в центре из общины – это яркое свидетельство о том, как можно духовно возвыситься.

Итак, Апостол Петр. Последняя тема на сегодня. Он говорит о том, что надо избрать нового Апостола. И читаем далее двадцать третий стих и ниже:

«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».

Что мы здесь видим? Апостолы совершают очень такое важное для них действие: надо избрать другого человека вместо Иуды, который отпал, но мы не видим прямого указания Божия о том, что это надо было сделать. Господь сказал: «Не отлучайтесь от Иерусалима!» Да, они это сделали, они вернулись в Иерусалим, они собрались в Сионской горнице. Христос сказал: «Ждите обетованного Духа Святаго». Да, они ждут, они молятся в общении с Девой Марий. Но Христос не говорил: «Вместо Иуды изберите другого Апостола». И некоторые древние Отцы говорят: «Конечно, Матфий – избранный Апостол» – кстати, не надо путать его с Матвеем Евангелистом, это разные люди. Это был достойный человек, и не без воли Божией это произошло. Но место Иуды было освобождено для другого человека – для человека, который в то время был иудейским таким тинейджером. Молодой такой парнишка, который бегал там с пейсами, с цицами, как одевались еврейские дети, и который позже будет ненавидеть христиан, будет гнать христиан, и мы знаем его по имени Савл, по-еврейски Шауль, который станет первоверховным Апостолом Павлом. Как говорится, свято место пусто не бывает. Но нетерпение апостола Петра и первых христиан мы можем понять и находим извинения и оправдания для них, хотя это урок для нас не проявлять чрезмерную поспешность. Хотя не все Отцы согласны с такой позицией, но она существует в древней экзегезе, что надо было проявить терпение и дождаться, когда будет готов тот, который на тот момент был противником – такой очень юный, очень агрессивный, как о нём сказано, что он «дышал угрозами и убийствами на учеников Господа». Но Бог силен изменить любое сердце, и если в твоем доме, в твоей квартире есть твои внуки, твои племянники, твои сестры, братья, которые тебя не принимают, и ты чувствуешь разницу между христианским общением, которое ты имеешь в этом приходском Иерусалиме и тем, что тебя ждет в квартире, – не спеши ставить крест на тех людях, которые не выглядят как христиане. Савл в то время совершенно не выглядел как первоверховный Апостол. Какой первоверховный! Ну, во-первых он был еще тинейджер. Какой христианин? Он весь был в иудаизме. Он учился в школе Гамлиила, такой иудейский фанатик. Но Бог смотрит на сердце того или иного человека, и Бог, когда Иуда пал, Бог уже избрал этого человека. И может быть те люди, которых мы сейчас считаем нашими противниками и противниками Христа, через какое-то время все изменятся, как Христос говорил: «Последние будут первыми, а первые будут последними».

Итак, из сегодняшней беседы мы с вами выучили несколько интересных уроков о том, как нам более внимательно надо исследовать Библейский текст. Я думаю, что к следующей встрече у каждого будет текст перед глазами. Если кто-то пришел без текста Священного Писания, попробуйте в следующий раз исправить эту ситуацию, чтобы наше общение было более эффективным. Мы выучили несколько уроков и о молитвенной жизни, о роли Девы Марии, о конце света – надо ли нам искать точную дату, когда все прекратится, и получили ответы с помощью первой главы книги Деяний Святых Апостолов и с помощью тех истолкований, которые на эту главу нам предлагают Отцы Церкви.

В следующий раз, когда мы с вами соберемся, если будем живы и Господь позволит, мы продолжим изучение по-пасхальному радостной книги – книги Деяний святых Апостолов.