Проповедь в Неделю 17-я по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 27 сентября 2015 г.

Дата: 
27 сентября 2015, воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, в день воскресный мы празднуем с вами событие Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Событие внешних перемещений святыни уходит в далёкую древность. В начале – утрата Креста, потому что он был вывезен из Иерусалима, похищен. Почему похищен? Ведь Святыня тогда оказывается вне церковных врат, когда мы сами, даже находясь в Церкви, бываем вне её. И утрата Креста Господня, и возвращение затем, через многие десятилетия, этой святыни в Иерусалим, и смиренные визы и Патриарха, и византийского государя, и внесение вновь Древа Святого Креста в храм Иерусалимский – всё это осталось в прошлом. Но событие, связанное с праздником – оно для каждого из нас очень актуально. Я вот не знаю такого года, в который бы в это празднование – в этот день строжайшего поста – не происходило бы каких-то искушений. Давайте, дорогие мои, осознаем, что сегодня с нами – как бы один из самых строгих дней Великого поста. А тогда к этим страданиям и искушениям нужно правильно отнестись – просто со смирением, потому что невозможно этот день пройти без испытаний. Мы все оступаемся с вами. И вот тут – великое милосердие Божие, потому что умаление Богом Себя, пришествие в этот мир – это огромное событие. Он стал человеком. Будучи безграничным, будучи Духом – стал человеком, умалил Себя до человека, принимает на Себя наше несовершенное естество, для того чтобы, взяв на Себя грехи всего человечества, будучи Богом, отдать Себя на добровольную смерть.

Вы знаете, что интересно? Готовясь к сегодняшней проповеди, я просматривал различные и тексты и вот на что обратил внимание – впервые, до этого никогда даже не задумывался. Мы с вами смотрим в храмах на изображение Креста. В восточной Церкви – это более внутреннее состояние, но – при изяществе исполнения Креста. В западной Церкви – это больше страдания, которые представлены на Кресте. И то, и то – правильно. Но вот на что обращают внимание Святые отцы? Чем был Крест в те годы? Крест был местом позора. Это было самое позорное древо. Такой казни подвергались самые отщепенцы, маргиналы, изгои – поэтому их даже распинали вне городских стен, их изгоняли из общества – вот чем было это древо. И Святые отцы обращают внимание на то, что мы рассматриваем Святыню, мы к ней приходим в храмы, лобызаем её – исполненную, безусловно, с соблюдением духовных и эстетических норм. Но тогда было иначе. Позорное древо! Более того, мы знаем, что само Крестное Древо было взято из купели Силоамской – это была та часть пола из храма премудрого Соломона, которая оказалась в силу обстоятельств погруженной в Силоамскую купель, и дерево напиталось очень сильно влагой, водой. А те из нас, кто брал когда-то в руки дерево, пропитанное водой, знают, что оно очень тяжелое. Вроде бы то же самое – такой же брусок лежит, но если он пропитан водою – он тяжелее. И вот это древо было возложено на плечи Христа, и это имело большой смысл: как Он возлагает на Свои плечи грехи каждого из нас, так и нам, дорогие, в этот день нужно понести немощи другого человека. Это очень важно: убрать нашу эмоциональность, в сторону убрать, потому что мы все немощны, и, став на путь доброделания и служения Христу, – «готовьтесь, – сказано у премудрого Иисуса, сына Сирахова, – к искушению», и – «радуйтесь! – апостол восклицает, – когда впадаете в них». Почему? Чтоб смириться, чтоб сказать: «Господи, ну что я без Тебя!». И вот добровольное несение нами нашего креста – это уже огромная честь и радость для каждого христианина, потому что если ты взял этот крест, то есть, будучи христианином или христианкой, понёс его, – тебе непременно придётся посмиряться, и особенно в этот день строгого поста. Потому что наверняка будут возникать ситуации, в которых тебе нужно будет умалить себя и просто признаться: «Прости меня, Господи». Это очень важно. Потому что хочется чего-то благолепного порой, величественного. Это имеет место быть, но это должно быть связано с Богом, а всё наше – оно маленькое, ничтожное и очень несовершенное. Вот что нужно Богу от нас: признание своей ничтожности. Там сказано в Священном Писании: «Кто хочет идти за мною – отвергнись себя», то есть убери своё понимание человеческое, убери осознание своего достоинства, своей высоты, образования, ученых степеней, приобретений. Это всё Бог дал тебе, чтобы ты заиграл в этой оправе, как бриллиант, но – только в том случае, если ты умалишь себя, унизишь себя и смиришь. Вот что Богу нужно. Почему преподобный Амвросий Оптинский, частица мощей которого находится у нас в храме, восклицал: «Богу нужен не ложный праведник, ибо все мы оступаемся, а раскаивающийся грешник».

У священника есть возможность исповедоваться, положив земной поклон у Престола. И вы знаете, я поймал себя на мысли сегодня… Я положил поклон и покаялся, а потом почувствовал потребность позвать священника и поисповедоваться, потому что наблюдаю в себе то не достоинство, несовершенство, которое гнетет меня. А вместе с тем – есть и радость от того, что можно избавиться от этого, побороть это в себе, когда Господь показывает нам нашу немощь. И необходимы от нас с вами готовность, решимость и усилие стать на путь жизни христианской.

Крест Господень – это то, что было Им добровольно взято в движении любви к каждому человеку. Более того – по непостижимому для ума примышлению Божьему Бог взял грехи не только тех, кто жил в то время, но и тех, кто жил до того времени, и тех, кто будет жить после. И все эти грехи Он распинает на Кресте, и всякий, взявший крест на себя, соединяется со Христом, и всякий, ставший на сознательное служение Богу, непременно должен понести и сложности, и трудности, и болезни. Потому что иначе невозможно человеку очиститься. Не смирившись, не получится облечься в эти ризы, в которых только и возможно войти в Небесное Царство. А ведь там место есть для каждого человека, для всякого, живущего в этом мире человека, но – желающего принять Христа, исправиться под Его руководством в Церкви и быть в послушании Ему. Не как Адам когда-то сорвал с древа запрещённый плод – запрещённый потому, что люди были ещё не готовы к этому, им нужно было потерпеть, а они ослушались Бога и вышли из Рая. Так и теперь через Крест Господень мы, вкушая от этого древа смирения и лобызая его, приступая с покаянным чувством к Причастию, сподобляемся возвращения в небесный Рай. Одним древом – утратили, другим – возвращает нам Бог Рай ценою Своей жизни, отдавая Себя в любви той нечеловеческой боли, которою Он понес за каждого из нас.

Бывает больно потерпеть некоторую немощь: свербит, колит, неудобно, сложно, трудно… Но терпит человек и идёт, исполняя послушание своё, потому что если он не пойдёт – семья останется без еды, дети будут без необходимого, и даже через боль отец и мать идут и трудятся. Вот и Небесный Отец через боль возвращает нам утраченный Рай.

Сегодня – великая честь и огромная радость служения Христу. В этом служении есть проникновенность, есть то незримое и неземное, что важно вместить всякому, приходящему сегодня в храм. Здесь – распятая любовь, здесь жизнь, отданная за других, и невозможно войти в Небесное Царство без того, чтобы не жертвовать собой.

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую и с этим праздником поздравляю. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев.