ОПК в школе: о свободе выбора и вере Бога в человека

В течение нескольких последних лет по весне в московских школах традиционно созывается собрание, на котором с родителями будущих четвероклассников обсуждается вопрос о выборе для их детей модуля по предмету ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Наряду с «Историей религий» и «Светской этикой», в курс входит также и модуль «Основы православной культуры».

Ежегодно присутствуя на таком собрании, я почти всегда сталкиваюсь с настороженным недоверием части родителей, когда речь заходит о предложении изучать в школе основы православия. Их позицию можно сформулировать примерно так: «Зачем лишать детей свободы выбора? Пусть они сначала узнают о разных религиозных системах, а потом уже сами склонятся к тому, что для них окажется ближе…».

Но возможно ли ребёнку совершить правильный выбор, если у него в голове – винегрет из познаний о различных религиозных культурах и традициях? И вообще – сформируется ли у юного человека в результате поглощения этого «винегрета» уверенность в необходимости делать выбор, хватит ли для этого душевных и интеллектуальных сил?

«Если Бога нет, то все позволено», – сказал Ф.М. Достоевский. Именно курс основ православной культуры дает ребёнку понятие о Боге как Творческой, Всесовершенной, Всеблагой и Вселюбящей Личности. И ещё – мы недаром называем православие культурообразующей религией: этот модуль помогает детям правильно понять нашу российскую историю, труды наших предков, святых подвижников, нашу литературу и культуру… Узнав, прочувствовав всё это, легче находить правильные решения и в трудные моменты собственной жизни. Пишу это не голословно – ведь «Основы православной культуры» я начала преподавать факультативно двенадцать лет назад, имею возможность отчасти наблюдать за жизнью прежних выпускников и вижу, что знакомство с православием оказало на многих из них значительное и благое влияние.

Всегда радуюсь, когда иду на уроки, когда слышу непосредственные ребячьи вопросы, когда наблюдаю их сосредоточенную задумчивость, оживленные обсуждения, глубокое личное переживание темы нашей очередной встречи. А когда читаю их ответы на вопросы о вере, то невольно напоминаю себе о том, какой должна быть сама.

Матушка Ирина Алексеева

 

Ответы школьников на вопросы по курсу «Основы Православной культуры»

 

1. Почему Библию называют книгой книг?

  • Библия считается самой читаемой книгой, изданной самым большим тиражом.
  • В Библии сказано все, о чем не говорится в других книгах.
  • Библия – это книга, в которой написано все святое. Ее христиане читают и в храме, и дома. В ней много знаний о Боге. Она написана людьми разных поколений в течение многих лет. В ней описана и жизнь Иисуса Христа.
  • Это первая книга, которую дал Бог, потому что в ней говорится обо всей жизни Бога.
  • Библия самая большая книга, она содержит 50 книг. Там обо всем написано.

 

2. Что значит вера Бога в человека?

  • Человек живет, потому что Бог верит в человека.
  • Бог любит всех и верит в каждого из нас.
  • Бог верит в нас, что мы будем хорошими, и прощает нам наши грехи.
  • Бог верит, что человек будет добр со всеми, будет любить и уважать близких и Бога. Это значит, что Бог ищет в человеке не плохое, а хорошее.
  • Бог верит в человека и поэтому дает ему свободу.
  • Бог нас любит и всегда поможет.

 

3. Почему Иисуса Христа почитают Спасителем?

  • Иисус Христос спас людей от смерти. Господь пришел на землю, воплотился, а потом отдал себя на распятие.
  • Иисус смертью победил смерть. Он распялся за нас на кресте.
  • Он пожертвовал своей жизнью ради нас. Он спас людей от их же грехов.
  • Мы зовем Его Спасителем, потому что Он пострадал за нас, чтобы человечество попало в рай.
  • Иисус Христос спас мир от смерти. Поэтому воскресение – день возобновления жизни.

 

4. Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

  • Это мысли человека, его молитва, его вера, его чувства и надежды.
  • Это то, какой человек есть на самом деле, что он из себя представляет.
  • Это душа и сердце человека, его совесть.
  • Это сущность человека, его внутренние черты. Внутренний мир можно увидеть по поступкам людей.
  • Это видно – добрый человек или злой. А должен быть внутри рай.

 

5. Кто такие христиане?

  • Это те, кто верят в Иисуса Христа и принимают Его слова всем своим сердцем.
  • Кто крестился во Христа Иисуса. Крещение – это присоединение к Церкви.
  • Христиане слушаются Бога. Это Его помощники. Они служат Ему и могут быть святыми.

 

6. Зачем христиане молятся?

  • Молитва – это общение человека с Богом, это разговор с Ним.
  • Христиане молятся, чтобы почувствовать Бога. Чтобы душа их стала чище.
  • Чтобы Бог простил их грехи.
  • Чтобы ушел страх.
  • Чтобы Бог их услышал и помог, чтобы прожить счастливую жизнь.
  • Чтобы Бог не перестал бы в них верить.
  • Чтобы помочь другим людям.
  • Чтобы не в ад отправиться, а в рай.

 

7. Какого человека можно назвать православным? Как его убеждения проявляются в его поступках?

  • Православный человек верит в Святую Троицу. Он верит в Иисуса Христа и поэтому делает добрые дела.
  • Православный христианин помогает Богу, а Бог помогает ему. Он не делает так, чтобы хорошо было ему, а чтобы хорошо было Богу. Он знает, как на это посмотрит Бог.
  • Это тот, который поможет в трудный момент.
  • Православный христианин старается соблюдать все заповеди. Он любит и врага своего.

 

8. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия?

  • Все эти слова связаны с Богом и человеком. Это главные слова. «Душа» – внутренний мир, «совесть» – решение дел, «покаяние» – размышление о себе.
  • Душа должна понимать, что такое зло и добро. А совесть должна заставлять душу раскаиваться.
  • Совесть сподвигает к покаянию, что впоследствии очищает душу. А если мы не будем слушать совесть, то будем постепенно отдаляться от Бога.
  • Совесть есть голос души, и только через покаяние мы можем лучше услышать его. Надо уметь прислушиваться к своей совести.
  • В душе хранятся поступки не только хорошие, но и плохие. И когда совесть говорит об этом, нам становится плохо. Поэтому надо скорее покаяться.
  • Покаяние – это когда человек сделал плохое, и стал извиняться, и вновь стал верен Богу.
  • Все эти понятия связаны между собой, потому что человек имеет душу, слышит совесть и может покаяться.
  • Если ты покаешься, то можешь соединиться с Богом в таинстве Причастия.

 

9. Назовите «золотое правило» этики.

  • Христос сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними».
  • Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались по-доброму, то обращайся так же.
  • Люби грешника и ненавидь грех.
  • Человеку надо молиться, делать добро и любить ближнего.
  • Нужно не другого винить, а посмотреть на себя.
  • Неосуждение – это проявление милосердия к человеку.

 

10. Напиши свои размышления на тему «Зачем в нашей жизни нужны заповеди».

  • Заповеди – это правила, которые дал нам Бог много лет назад, для того чтобы мы не потерялись на своем жизненном пути и не погибли. Если человек не будет соблюдать заповеди, на него обрушатся несчастья. Заповеди помогают попасть в рай.
  • Заповеди нужны, чтобы между людьми был мир и порядок и не было хаоса. Чтобы люди всегда помнили о Боге, и верили в Него, и жили спокойно.
  • Без заповедей не может жить человек. Без заповедей люди не понимали бы, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Есть заповеди блаженств. А блаженный переводится как счастливый. Нужно соблюдать заповеди, чтобы быть спокойным и счастливым. А чтобы их соблюдать, надо их знать.
  • Заповеди в жизни человека нужны для того, чтобы в трудной ситуации сделать правильный выбор.
  • В заповедях Господа – спасение человека. Это законы, которые надо исполнять.

 


11. Какая заповедь является главной – исполняя ее, мы исполняем сразу все?

  • Первая заповедь: «Я Господь, Бог Твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
  • Есть заповеди: не воруй, не убей, не завидуй, но главная заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением и всею крепостию твоею и ближнего твоего, как самого себя».