Cвятой апостол Петр, вначале носивший имя Симон, родился в Вифсаиде, на северном берегу Геннисаретского озера. Он был сыном Ионы из колена Неффалимова. Петр был женат и жил в Капернауме, занимаясь скромным ремеслом рыбака вместе с братом Андреем, который был учеником святого Иоанна Крестителя. Когда Господь начал служение среди людей, святой Иоанн Предтеча указал Андрею и Иоанну, сыну Зеведееву, на Того, Которого он назвал Агнцем Божиим. Андрей пришел к брату и сказал: «Мы нашли Мессию» (Ин. 1:41). На следующий день он привел Симона к Иисусу, и Господь, посмотрев на него, сказал: «Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (по-греч. Петр)» (Ин. 1:42). Изменение имени означало для него изменение жизни. С тех пор Петр, не оставляя своего ремесла, пошел за Иисусом и повсюду сопровождал Его, возвещавшего людям благую весть о Царстве Небесном и исцелявшего болезни.
После проповеди Иисуса в капернаумской синагоге Петр пригласил Его в свой дом. Теща апостола тогда страдала от сильного жара и была прикована к постели, и Иисус исцелил ее – она тотчас поднялась и стала служить им. Однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать множеству людей, теснивших Его на берегу. Окончив проповедь, Он велел ученику отплыть подальше и забросить сети. Апостолы повиновались, хотя всю прошлую ночь трудились напрасно – рыбы не было. Но на этот раз их улов был так велик, что сети стали рваться. Восхищаясь этим знамением Божественного могущества Иисуса, Петр пал Ему в ноги и воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк. 5:8). Но Иисус поднял его и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Тогда Петр оставил лодку, сети и семью и последовал за Иисусом.
Его любовь к Мессии была столь пламенной, что он стал главой двенадцати апостолов, избранных Господом. Но был для них не как господин, обладающий властью принуждать (ведь Иисус запретил апостолам посягать на власть друг над другом (см.: Мф. 20:27; 23:20)), а скорее как выразитель общего мнения апостолов и любимый собеседник Учителя. Именно за усердие и пламенную любовь Господь сделал Петра, а также Иоанна и Иакова свидетелями самых поразительных проявлений Своей Божественной природы: воскрешения дочери Иаира, начальника синагоги (см.: Мф. 5:37), и Преображения на горе Фавор. Именно потому, что они были любимыми учениками Иисуса, другие апостолы называли их столпами Церкви (см.: Гал. 2:9).
После чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами Господь велел ученикам войти в лодку и плыть на другой берег, пока Он отпустит народ. А ночью, когда ветер и волны стали бросать лодку из стороны в сторону, Иисус пришел к апостолам, ступая по водам. Испуганные ученики приняли Его за призрак, но Петр, побуждаемый верой, сошел с лодки и пошел по воде навстречу Христу, повинуясь Его словам. Внезапно им овладел страх, он стал тонуть и воскликнул: «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30). Тогда Иисус протянул ему руку и сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31). И когда они снова оказались в лодке, ветер утих.
Таков был Петр до тех пор, пока Святой Дух не запечатлел его веру совершенством обоживающей благодати: пылкий, импульсивный человек, исполненный безоглядной любви к Спасителю, которая побуждала его превосходить границы человеческой природы, но подверженный и слабостям, и несовершенствам.
Позже Господь сказал ученикам, что Он есть «хлеб живый, сшедший с небес» (Ин. 6:51), и что тот, кто не будет есть Плоть и пить Кровь Сына Человеческого, не будет иметь жизни вечной (см.: Ин. 6:51). Для многих оказалось непосильным понять и принять эти слова, и часть учеников оставила Его. Тогда Господь обратился к двенадцати и спросил, не хотят ли и они уйти. Петр тотчас ответил: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). В другой раз, придя в Кесарию Филиппову, Господь стал спрашивать учеников, что думают люди о Сыне Человеческом, а затем вопросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр раньше других воскликнул: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:15-16). Господь воздал хвалу этому исповеданию веры в Его Божество, говоря, что оно было дано Богом Отцом, и добавил: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Этот случай показал, что любовь Петра к Господу дает ему знание Истины. После этого Иисус начал говорить ученикам о предстоящих Ему Страстях и Воскресении. Тогда Петр вновь поддался человеческой слабости и стал возражать Христу, говоря: «Господи! Да не будет этого с Тобою!» Тот же ответил: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23). Также во время Тайной вечери, когда Господь омывал ноги ученикам, Петр сначала стал возражать, но Иисус кротко сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). По окончании вечери Господь возвестил о том, что Он будет предан смерти, чтобы затем воскреснуть, и предрек, что ученики оставят Его. Петр, снова побуждаемый своей горячностью, воскликнул самоуверенно: «Если и все соблазнятся, но не я». Иисус отвечал спокойно и грустно: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14:29-30).
Петр последовал за Христом в Гефсиманский сад вместе с Иоанном и Иаковом. Те, которые удостоились стать свидетелями света Славы Господа на горе Фавор, теперь видели Его тоску, проявление человеческой природы. Уступая собственной человеческой слабости, апостолы заснули в то время, когда Учитель «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Но когда пришли слуги первосвященника и взяли Иисуса, Петр выхватил меч и отсек правое ухо воину Малху. Иисус же остановил Петра и приказал убрать меч в ножны, напоминая, что Ему должно быть предану на распятие, дабы исполнилось Писание. После этого Петр шел за Господом в отдалении до дома первосвященника. Он сумел проникнуть во двор, и там его узнала одна из служанок, говоря: «И ты был с Иисусом Назарянином» (Мк. 14:67). Слова женщины испугали Петра, и он, клявшийся, что добровольно примет смерть за Господа, отрекся от Него. Когда Петра спросили и в третий раз, он снова клялся и божился, говоря: «Не знаю Человека сего» (Мк. 14:71). И тотчас запел петух. Тогда Петр вспомнил слова Иисуса и горько заплакал о своем отступничестве.
Наутро третьего дня после Крестной смерти Христа Мария Магдалина и другие жены-мироносицы пришли ко гробу, но обрели его пустым и увидели сияющего ангела, который возвестил им о Воскресении Господа. Когда они рассказали об этом Петру и Иоанну, два апостола побежали ко гробу и, войдя внутрь, увидели там только снятые пелены. Видимо, Воскресший Господь в тот же день явился Петру (см.: Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5). Через некоторое время, когда апостолы вернулись к своим занятиям и целую ночь безуспешно забрасывали сети на Тивериадском озере, кто-то окликнул их с берега и велел забросить сети еще раз. Вняв совету, они поймали 153 крупные рыбы и с трудом смогли втащить улов в лодку. Тогда Иоанн сказал Петру: «Это Господь!» (Ин. 21:7) Тотчас же оставив сеть, Петр бросился в воду, чтобы быстрее достичь берега вплавь и пасть в ноги Иисусу. Христос разделил с ними трапезу, чем показал, что действительно воскрес во плоти. Затем Он трижды вопросил Петра: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15), и Петр, исправив свое троекратное отречение троекратным исповеданием любви, вновь был поставлен главой апостолов, и Господь удостоил его стать пастырем Своей Церкви.
После Вознесения Господа Петр стал главой общины, состоявшей примерно из 120 человек. Они собрались в горнице и молились в ожидании сошествия Святого Духа. Петр предложил по жребию избрать апостола вместо предателя Иуды, и тогда в число двенадцати был избран Матфий. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, и они получили дар свидетельства о Господе перед народами, возвещая слово Евангелия и благодати Божией на разных языках. Петр стал говорить перед собравшимися во множестве людьми и возвестил, что Иисус, Которого распяли, воскрес, и отныне, восседая одесную Отца, ниспосылает Святого Духа для их спасения. Более трех тысяч человек, объятые сокрушением, покаялись и приняли крещение в тот же день. Община стала быстро расти. Тем не менее, апостолы продолжали ходить в Храм и возносить положенные по иудейскому Закону молитвы.
Однажды, когда Петр и Иоанн пришли в Храм помолиться, один хромой от рождения человек попросил у них милостыни. Петр посмотрел на него и сказал: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6). Исцеленный нищий поднялся. Тогда собралась большая толпа, и Петр возвестил народу, что это чудо совершилось силой Иисуса Христа – Спасителя, предвозвещенного пророками, и что Он воскрес из мертвых ради спасения людей. Многие из слышавших Петра уверовали, и община возросла уже до пяти тысяч человек. Но стражи Храма схватили апостолов и заключили их в темницу. На следующий день они предстали перед первосвященником и синедрионом. Петр, исполнившись Духа Святого, сказал, что совершенное им было сотворено именем Иисуса Христа, Которого они распяли и Который воскрес, и что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы им спастись. Видя веру апостолов, судьи отпустили их, запретив проповедовать имя Иисусово. Но Петр отвечал: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20) – и продолжал с дерзновением проповедовать благую весть, заботиться о христианах и трудиться над созиданием общины.
Однажды некий Анания и его жена Сапфира, члены первохристианской общины, по установленному тогда обычаю принесли апостолам деньги от продажи поля, но солгали о вырученной за продажу сумме, часть утаив. Петр сурово обличил Ананию, после чего тот внезапно пал бездыханным, а немного погодя так же умерла и его жена.
Апостолы продолжали проповедовать в Храме и творить множество знамений и чудес, поэтому их снова заключили в темницу, но ночью туда явился ангел и вывел их на волю. Стражники вновь нашли апостолов в Храме и привели к первосвященнику. Тот напомнил им о запрете, но Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29), и сказал, что они лично были свидетелями того, как Иисус Христос воскрес, чтобы даровать людям покаяние и отпущение грехов. Апостолов били, а затем отпустили, и они, несмотря ни на что, продолжали каждый день проповедовать. После этого Петр побывал в Самарии, где укреплял новокрещеных, в Лидде, где исцелил расслабленного по имени Эней, и в Иоппии, где воскресил Тавифу. В Иоппии же ему трижды было видение, в котором Господь повелел употреблять в пищу всяких животных, не делая предписанного Законом различия между чистыми и нечистыми. И лишь только видение рассеялось, оставив Петра размышлять о его смысле, как к нему явились вестники из Кесарии и сказали, что явившийся с неба ангел велел римскому сотнику Корнилию призвать Петра, дабы выслушать от него слова спасения. Придя в Кесарию, Петр нашёл в доме Корнилия собравшихся во множестве и ожидавших его людей, и, так как они жаждали слова о Боге, он стал говорить им об Иисусе. Внезапно во время этой проповеди на слушавших язычников сошел Святой Дух – так же, как на апостолов в день Пятидесятницы. К изумлению верующих иудеев, Петр повелел крестить язычников, говоря: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» (Деян. 10:47). Но по возвращении в Иерусалим верующие из иудеев стали упрекать его за общение с язычниками, и Петр должен был рассказать им о своем видении, чтобы убедить в том, что не только иудеев, но и иноплеменников можно и должно принимать в Церковь.
По приказу царя Ирода Агриппы, убившего святого Иакова, брата Иоанна (см.: Деян. 12: 1–3), Петр был также взят под стражу. Его посадили в темницу и заковали в цепи. Петр должен был предстать перед судом, но накануне ночью, когда он спал, ему явился ангел Господень. Темница наполнилась сиянием, цепи упали с его рук; следуя велению ангела, Петр вышел из дверей, которые открылись сами собой, и пришел в дом матери Марка, где собрались для молитвы верующие.
Вскоре Петр отправился в Кесарию, потом продолжал проповедь слово Божие в Иудее и в самых отдаленных странах. После этого путешествия он возвратился в Иерусалим и принимал участие в Апостольском соборе, разбиравшем вопрос о требованиях к христианам, обратившимся из язычников: к этому времени в Иерусалим после многолетней проповеди в языческих странах пришли святые Павел и Варнава, и верующие из фарисеев стали требовать, чтобы крестившиеся язычники совершали обрезание и соблюдали Закон. Для решения этого вопроса и был собран Собор, на котором начались длительные споры. Петр взял слово и сказал, что незачем заставлять этих христиан нести бремя Закона, ибо все – и иудеи, и язычники – спасаются благодатью Господа Иисуса. Тогда было решено не навязывать обращенным язычникам потерявшие силу требования Ветхого Завета, а заповедать им только воздерживаться от идоложертвенной пищи, блуда и удавленины.
После Собора Петр продолжил апостольские труды во многих землях и поставил епископов: Евода в Антиохии, Прохора в Никомидии и Корнилия Сотника в Гелиополе. По преданию, там апостолу было видение, в котором Господь повелел ему отправиться на Запад. Проходя через Тарс, Ефес, Смирну, Филиппы, Фессалонику, Коринф и Патры, Петр и в этих городах ставил епископов для новообращенных христиан.
Приплыв на Сицилию, Петр был принят с большими почестями своим учеником Панкратием. После этого он прибыл в Рим, где стал ежедневно наставлять народ в истинной вере. В это же время в Рим привезли Симона Волхва, чтобы предать казни, однако волшебник сумел покорить императора Клавдия своими чудесами. Симон собрал большую толпу народа. Он принимал разные обличья, чем вызвал восхищенное изумление у зрителей, потом с помощью бесовских уловок воскресил мертвого. Но когда два беса подняли волхва в воздух, святой Петр помолился, чтобы Господь развеял чары, и Симон, низвергнувшись на землю, погиб. Видя силу, дарованную апостолам от Господа, народ стал с усердием внимать проповеди Петра. Апостол поставил Лина епископом Рима и после этого отправился в Террачину, Карфаген и Египет. Затем он прибыл в Иерусалим и присутствовал при Успении Богородицы. По некоторым сведениям, завершил он свои апостольские труды в Милане, а вероятно, добрался даже до Британии.
Получив от ангела откровение о том, что ему предстоит умереть в Риме, святой Петр возвратился в столицу. По преданию, император Нерон приказал казнить его за то, что тот обратил в христианство обеих императорских жен. Петр был распят на кресте, по его собственной просьбе – вниз головой, ибо он считал себя недостойным умереть так же, как Господь.
…Что же сказать об апостоле Павле? Корифей красноречия, святой Иоанн Златоуст, прерывал свою речь, когда произносил имя святого Павла, и воздавал ему хвалы: ведь тот, кто считал себя последним из апостолов и даже вовсе недостойным этого звания, стал «избранным сосудом» (Деян. 9:15) благодати, как никто другой, – и по изобилию откровений и духовных даров, и в особенности по трудам и скорбям, понесенным во имя Христово.
Апостол Павел был евреем из колена Вениаминова, рождённым в киликийском городе Тарсе около 10 года по Рождестве Христовом в одной из общин еврейской диаспоры. Мальчик был назван Савлом и, благодаря знатному происхождению своего отца, пользовался привилегированным положением римского гражданина, однако его пламенная преданность иудейскому Закону побудила родителей отправить сына в Иерусалим, где он примкнул к фарисеям и стал учеником знаменитого раввина – Гамалиила Старшего. Савл разделял ненависть своих учителей к христианам, считая их опасными преступниками, грешащими против Закона. Горя яростью, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9:1), он входил в дома христиан, хватал их и бросал в тюрьму. В его присутствии был забит камнями святой Стефан, и Савл одобрил это.
Получив от первосвященника рекомендательные письма, Савл отправился в Дамаск, чтобы пленить и привести на суд в Иерусалим всех последователей Христа, которых там найдет. Но на пути в Дамаск случилось чудо: гонитель христиан был внезапно поражен ослепительным светом с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город» (Деян. 9:4–6). Савл поднялся с земли, но ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное небесное сияние. Один из спутников привел его за руку в Дамаск, где он пробыл три дня, не принимая пищи и воды, пока один ученик, именем Анания, не пришел к нему по велению ангела и не возложил на него руки во имя Иисусово, чтобы вернуть ему зрение. Так святой Павел стал другим человеком, исполненным Духа Святого. Он принял крещение и начал возвещать в синагогах об Иисусе, Сыне Божием, – к величайшему изумлению и гневу иудеев, которые слышали о нем как о яростном враге христиан. В конце концов они условились убить его, но Павел был вовремя предупрежден и бежал из города, спустившись по крепостной стене в корзине.
Затем он отправился в Аравию, к востоку от Иордана (см.: Гал. 1:17), и провел там два года в отшельничестве, посте и молитве, приготовляясь к апостольским трудам. С этого времени вся его жизнь была целиком посвящена служению Господу, о котором сам апостол говорил так: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19, 20). Действительно, Господь многократно являлся ему в видениях и откровениях. Однажды он даже был восхищен до третьего неба и там слышал неизреченные слова, которые прежде него не слышал никто из людей (см.: 2 Кор. 12:1–4). Тем не менее, Павел нисколько не возгордился тем отличием, о котором свидетельствовали эти откровения. Он подвизался в евангельском служении с пылом, который заставлял его пренебрежительно относиться ко всякой опасности: семь раз он был заключен в тюрьму, пять раз его бичевали иудеи, три раза били палками, один раз – камнями, трижды он терпел кораблекрушение (см.: 2 Кор. 11:25). «Много раз был (…) в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах» (2 Кор. 11:26–28). Однако все эти скорби служили только к славе Павла, и он радовался обидам и преследованиям, которые ему приходилось претерпевать за Христа, ибо Господь Сам возвестил ему в видении: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).
Когда Павел снова явился в Иерусалим, последователи Христа не верили его обращению и боялись его. Тогда Варнава привел Павла к апостолам Петру и Иакову и свидетельствовал об истинности бывшего ему видения близ Дамаска и об искренности его веры. С этих пор Павел везде ходил вместе с ними, смело проповедуя во имя Господне. Но через две недели (см.: Гал. 1:18) грекоязычные евреи составили заговор, чтобы убить его, и тогда апостолы отправили Павла в Киликию, откуда он отплыл в Тарс – свой родной город, а затем – в Антиохию, где они с Варнавой провели около года, проповедуя и наставляя в вере множество людей. Здесь впервые учеников Христа стали называть христианами.
В то время некий пророк предрек великий голод в империи, от которого должна была особенно пострадать Палестина. Тогда антиохийские христиане собрали пожертвования и поручили Варнаве и Павлу передать их в помощь братьям в Иерусалиме. Когда, выполнив поручение, апостолы вернулись в Антиохию, во время общей молитвы Святой Дух повелел: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). После поста и молитвы братья возложили на них руки и отпустили. Варнава и Павел пришли в Селевкию, оттуда отплыли на Кипр, прошли через весь остров до Пафа и направились в Пергию Памфилийскую, а оттуда – в Антиохию Писидийскую, где Павел проповедовал в синагоге и обратил многих иудеев и прозелитов – язычников, принявших иудаизм. В одну из суббот почти весь город собрался послушать слово Божие. Поскольку иудеи сопротивлялись апостолу и прерывали его злословиями, он сказал: раз вы «сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). Присутствовавшие при этом язычники радовались и внимали проповеди, но иудеи привлекли на свою сторону знатных людей города и добились, чтобы Павел и Варнава были изгнаны. Тогда апостолы отправились в Иконию, где после их проповеди множество иудеев и язычников тоже обратилось ко Христу. Апостолы задержались в городе, где Господь засвидетельствовал истинность их учения знамениями и чудесами, но и здесь их успех вызвал противодействие тех иудеев, которые не приняли веры, и апостолам пришлось искать убежища в Ликаонии. В Листре святой Павел исцелил человека, который не мог ходить с рождения, в результате чего люди приняли апостолов за богов и даже хотели принести им жертвы, но в это время пришли иудеи из Иконии и Антиохии и лживыми словами обратили воодушевление народа в ненависть. Павла побили камнями и, почитая его умершим, вынесли за город. Но он встал и пошел в Дервию, где приобрел много учеников. Затем он вернулся в Листру, Иконию и Антиохию и утверждал души верующих, говоря, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Спустя время Павел с Варнавой вернулись в Антиохию Сирийскую и рассказали местной общине о том, как Господь через них отверз двери веры язычникам. Столпы Церкви – Петр, Иаков и Иоанн – подали руку общения Павлу и Варнаве, предоставив им и дальше, по велению Духа Святаго, проповедовать в языческих землях (см.: Гал. 2).
Через некоторое время Павел решил предпринять второе большое путешествие, чтобы посетить и воодушевить христиан в тех городах, где он уже проповедовал ранее (между 49 и 53 гг.). Взяв с собой Силу, он пешком отправился на север. Они прошли Сирию и Киликию, укрепляя здесь учеников, затем посетили Дервию, Листру и Иконию. Через Самофракию и Неаполь апостолы пришли в Филиппы и в субботний день обратились с речью к женщинам, собравшимся вне города для молитвы. Господь отверз сердце Лидии, которая, уверовав, крестилась вместе со всем своим семейством и пригласила апостолов жить в своём доме. Но когда Павел изгнал беса из одной рабыни, изрекавшей предсказания, то ее хозяева, лишившись надежды на получаемый от этого доход, донесли на Павла и Силу городским властям. Их обвинили в том, что они сеют в Филиппах беспокойство, избили и в оковах бросили в темницу. Когда около полуночи апостолы воспевали хвалы Господу, сильное землетрясение вдруг поколебало основание темницы, оковы упали с узников и двери отворились сами собой. Видя это чудо, тюремщик тотчас попросил апостолов крестить его вместе со всей его семьей. Наутро ликторы пришли освободить узников, а узнав, что Павел и Сила – римские граждане, испугались и прилюдно принесли им извинения.
Через Фессалонику Павел отправился в Афины. Достигнув древней греческой столицы, апостол был возмущен, увидев великое множество идолов. Он произносил речи и перед иудеями в синагоге, и посреди города на агоре, обращаясь к прохожим, философам и любопытным, ищущим всего нового. Однажды, встав среди Ареопага, апостол обратился к народу с речью, говоря, что обходил город и видел алтарь с надписью «Неведомому Богу». «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», – возвестил он (Деян. 17:23). Продолжая свою речь, Павел говорил о Едином Боге – Творце неба и земли, искусно используя близкие к истине и знакомые слушателям мысли языческих философов, предчувствовавших божественное призвание человека. Но когда он заговорил о Человеке, воскресшем из мертвых, люди стали насмехаться над ним. Тогда святой Павел оставил Афины и пошел в Коринф, где жил в доме Прискиллы и Акилы, которые, как и он, занимались изготовлением палаток. Всю неделю он в поте лица трудился, добывая насущное пропитание и не пользуясь возможностью жить проповедью Евангелия, дабы не быть ни на чьем иждивении и не давать противникам поводов для обвинений в корысти (см.: 1 Кор. 9:12). В субботние же дни он проповедовал и учил народ в синагоге. Снова встретив сопротивление иудеев, Павел обратился к язычникам, и многие коринфяне приняли крещение. Желая продолжать проповедь, святой Павел пробыл в Коринфе полтора года. Здесь им было написано первое послание, адресованное солунянам, спрашивавшим его о том, что будет с умершими во время славного Второго пришествия Христа. Впоследствии, оставив Коринф, он написал к коринфским христианам два послания, в которых укорял их за сеявший раздоры дух соперничества, осуждал обычаи, не соответствовавшие евангельскому образу жизни, и объяснял, что все «должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Для общего утверждения в едином Теле Христовом он учил новообращенных стремиться к духовным дарам, высшим из которых является любовь.
Через святого Павла Господь совершил множество чудес и исцелений: было достаточно возложить на больных платок или ткань, прикасавшуюся к телу апостола, чтобы они излечились. В Эфесе обращение множества людей ко Христу вызвало недовольство серебряных дел мастеров, зарабатывавших изготовлением предметов, связанных с поклонением богине Артемиде. Они подняли мятеж и создали большое возмущение в городе. Тогда Павел решил отправиться в Македонию. Он переходил из города в город, везде наставляя верующих, и вернулся в Коринф, где провел зиму. Здесь он написал большое Послание к римлянам, в котором обстоятельно изложил учение о спасении как даре, ниспосылаемом Божественной благодатью посредством веры в Иисуса Христа. В день Пятидесятницы Павел решил идти в Иерусалим, чтобы собственноручно передать нуждавшимся иерусалимским христианам собранные для них деньги, но иудеи снова составили заговор против него. Он хотел отплыть в Сирию, однако Дух Святой велел ему вернуться через Македонию. Апостол прибыл в Троаду и там после Евхаристии всю ночь наставлял братьев. В это время один юноша, по имени Евтих, заснул, сидя на окне, и упал с третьего этажа; его подняли мертвым, но Павел воскресил его. Затем апостол пешком пошел в Асс и в Миры, а оттуда поплыл в Милет. Желая наставить пресвитеров ефесской общины, но не имея времени посетить Эфес, Павел призвал их в Милет и рассказал, что в Иерусалиме, по откровению, полученному от Святого Духа, его ждут узы и скорби. «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершать поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией», – говорил он (Деян. 20:24). Они вместе совершили коленопреклоненную молитву, и ефесцы, прощаясь с Павлом, немало скорбели о том, «что они уже не увидят лица его» (Деян. 20:28).
Затем апостол посетил Кос, Родос и Патары, задержавшись в Тире, чтобы и здесь наставлять верующих, а потом пошел пешком через Птолемаиду в Кесарию Палестинскую, где был принят в доме святого Филиппа диакона. Невзирая на предупреждения пророка Агава, он добровольно пошел дальше к Иерусалиму, сказав спутникам, что готов не только быть узником, но и умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. В Святом Городе братья с радостью встретили святого Павла. Пресвитеры собрались в доме апостола Иакова, и Павел подробно рассказал им обо всем, что сотворил у язычников, а также передал деньги, собранные новыми общинами в помощь иерусалимским братиям. Павла предостерегли, что иудеи не преминут обвинить его в несоблюдении Закона. И действительно, асийские иудеи, увидев святого Павла в Храме, стали возмущать толпу и схватили его, обвиняя в том, что он повсюду учит народ против Храма и предписаний иудейского Закона. Апостола вывели из Храма и хотели убить, но тут вмешались римские воины, и, взяв его, довели до лестницы, ведущей к крепости Антония. Здесь святой Павел, попросив тишины, обратился к народу и стал рассказывать о своем обращении. Но едва он упомянул о том, что был послан Богом к язычникам, как толпа стала кричать: «Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить» (Деян. 22:22). Тогда Павла приказали подвергнуть бичеванию, но когда апостол сказал, что он – римский гражданин, от пыток отказались, ибо римских граждан запрещалось наказывать без суда. На следующий день апостола поставили перед синедрионом, и Павел сказал, что был заключен в тюрьму за веру в воскресение мертвых. Эти слова вызвали распрю между саддукеями и фарисеями, которые не были согласны между собой именно по этому вопросу. Тогда апостола отвели обратно в крепость. На следующую ночь ему явился Господь и сказал: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23: 11). Поскольку иудеи сговорились между собой убить Павла, римские власти во избежание этого перевели узника под конвоем в Кесарию, бывшую резиденцией прокуратора Феликса. Вскоре туда пришли первосвященник и несколько старейшин, чтобы свидетельствовать против Павла перед Феликсом, но апостол настаивал, что не совершил ничего предосудительного ни по римским законам, ни по Закону иудейскому. Феликс отложил разбирательство этого дела, а сам пока приходил вместе с женой слушать слова узника о Господе Иисусе.
В Кесарии под стражей Павел провел два года – до тех пор, пока преемник Феликса, Порций Фест, не решил снова отослать его на суд в Иерусалим. Однако Павел, как римский гражданин, потребовал суда кесаря, Римского императора. Тогда святого Павла и его спутников вместе с конвоем посадили на корабль. После долгого плавания они с большим трудом добрались до южной оконечности Крита, но моряки отказались зимовать там и, невзирая на предостережения святого, снова отправились в путь. Вскоре корабль попал в сильную бурю. Спутники Павла потеряли всякую надежду на спасение, но апостол рассказал им о явлении ангела, возвестившего, что Господь дарует жизнь ему и всем плывущим с ним, ибо он должен прибыть в Рим. И действительно – буря утихла, а через четырнадцать дней корабль сел на мель у Мальты, где потерпевшие крушение переждали зиму. Через три месяца они продолжили плавание и пристали в порту Путеолы, а оттуда пешком пришли в Рим по Аппиевой дороге. Братья, извещенные о прибытии святого Павла, вышли навстречу знаменитому узнику. В столице апостолу, в течение двух лет ожидавшему кесарева суда, было позволено жить на льготном положении – в отдельном помещении, где он мог свободно принимать посетителей.
Во время пребывания в Риме Павел написал послания к колоссянам, филиппийцам и ефесянам, в которых увещевал Церкви совершать все в порядке и в любви, призывал учеников «облечься в нового человека» (Еф. 4: 24), чтобы, возрастая в евангельской любви и истине к Тому, Кто есть Глава Церкви, они исполнили полноту Тела Христова.
Императорский суд над святым Павлом постановил отпустить его за отсутствием вины. Апостол был освобожден и, вероятно, отправился в Испанию, как давно того хотел (см.: Рим. 15:24). Возможно, после этого он совершил еще одно путешествие на Восток, посетив Крит, Малую Азию, Троаду и Македонию, о чем свидетельствуют послания к Тимофею и Титу. Затем апостол снова был арестован при неизвестных обстоятельствах и препровожден в Рим. Вместе с ним был только святой Лука. Теперь святого Павла содержали в гораздо более тяжелых условиях, чем в первый раз. Из своей мрачной, холодной и сырой темницы он писал: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» (2 Тим. 4:6–8). Римский суд приговорил его к смерти, и неподалеку от города, на Остийской дороге, святому апостолу Павлу отрубили голову. По преданию, она, упав, трижды ударилась о землю, и из этих мест забили три источника.
Подготовлено по материалам книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.