Евангельские чтения: Мк. 2:1-12
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сёстры! Замечая в дни поста, в период воздержания, происходящие в нас перемены, мы оказываемся перед неким рассуждением, как нам отнестись к этим переменам. И вчера за Всенощным бдением мы коснулись одного вопроса, который непременно хочу сегодня затронуть.
Так получилось, что кто-то из вас не пришёл на Всенощное бдение, хотя это единая служба с Литургией. Конечно, до этого нужно дорасти, и гневно осуждать, и заставлять никто никого не будет. Вы знаете, это действительно удивительный момент – вечерняя служба, а тем более постом, а тем более для тех, кто готовится к Причастию. Вот тут момент и совести нашей, и подготовки нашей, и степени внутреннего предстояния Богу – это очень тонкие понятия. Если себя к этому не сподвигать и в эту сторону не направлять, можно к этому не прийти и быть самому спокойным, что это нормально. Но это ненормально. Это очень важный момент, чтобы правду об этой ненормальности положить себе в сердце и с этим пожить. Конечно, каждый из нас в пути, но если не полагать, что это требуется от меня – ведь это мне нужно, не Богу, – то тогда к этому можно никогда не прийти.
Я вчера исповедовал после службы, и пришёл человек, которого я спросил:
– Где Вы были?
– Я убирал, наводил порядок.
Я порадовался, что человек любит чистоту, но правильнее было бы прийти на Всенощное бдение. Я не ругался, нет, а постарался быть искренним. Я не обличал, не обвинял, а сетовал... Хочу, дорогие, в ваши глаза посмотреть… Очень важно перед собой поставить эту задачу, а иначе никогда на Всенощное бдение мы не придём. А это важно.
Так вот, постом обнажается в человеке его несовершенство, и он может его увидеть, зафиксировать. В нём поднимается со дна его души то, что в период говения он должен увидеть и обнаружить, с помощью Божьей, а потом, не ужасаясь (потому что хочется ужаснуться от непотребства своего), объявить войну, как рекомендуют святые отцы. Это очень глубокое понятие войны.
Если постом не увидеть в себе несовершенства, а быть в самообольщении, то это большая беда. Важно в себе это обнаружить: раздражительность, гнев, тщеславие, очень различные помыслы и, увидев это, назидаясь Божьим словом и святоотеческими писаниями, продолжая говение, вступить с этим в борьбу. Если этого не происходит, что-то не так в нас, потому что тогда Божье слово не работает – это ненастроенная струна в нашем сердце. Она бряцает, но не звенит и не звучит. Представьте, если играть на расстроенном инструменте – на фортепиано, гитаре, скрипке. Можно играть, но этот инструмент расстроен. Это ломает восприятие музыки. Вот так и Божье слово без поста сложно принимать.
Сегодняшний евангельский рассказ – о том, как четыре друга несут одр, носилки, на которых лежит пятый. Много людей разобрали несложную восточную кровлю и спустили одр к ногам Божественного Спасителя, Которого полагают Учителем. Они пока ещё не дозрели до понимания, что это Христос, но они идут к Тому, Кто может помочь. И вот вокруг этого рассказа столько всего совершается каждый год! Зачем одно и то же?
Человек формируется поступательно. Шаг за шагом Бог готовит его к Небесному Царству, и мы либо принимаем это приготовление и сознательно работаем в эту сторону, либо отвергаем его. До последнего момента Бог будет стучать и в последний вагон протягивать руки: только усвой, пожелай, захоти, и тут же всё может поменяться. Но по рукам Божьим кто-то будет бить до последнего, плеваться, царапаться, не желать, не хотеть...
Я в эти дни освящал одно учреждение. И вот в одном из кабинетов очень резко ко мне обратилась впервые видевшая меня женщина с возмущением и требованием не кропить её святой водой. Почему такой протест? Что-то происходит в человеческом сердце. Это определённый приступ богоборчества и трагедия жизни, но это же есть. Много кабинетов, и только в одном прозвучало требование, возмущение носителя этого духа: «Не лезь ко мне, не тревожь меня, не тереби мою душу». Но потом последовало осознание, что я с начальником, и позволение походить вокруг неё. Некое снисхождение – мол, поброди, Господи, вокруг меня, но ко мне не лезь! Это трагедия…
В чём смысл сегодняшнего Евангельского слова, маленького рассказа? Знаете, он удивительный. Вдумайтесь, речь идёт о том, как вера четырёх друзей становится достоянием одного – пятого. Исцеляет Бог больного человека по вере его друзей, представляете?! Эти четверо так верят и любят по-настоящему, что, видя их любовь и горение в вере, Бог исцеляет пятого.
Мы рассуждаем: а что моя молитва за кого-то, и что моё присутствие за Всенощным бдением? А это – моя молитва, моя вера, моя любовь. Мы обращаемся к Богу с благодарностью: я же всю неделю трудился, мне Бог столько всего дал! Но я не иду с благодарностью, не прихожу и даже не ищу этой возможности. Так сложилось, этого нет в моём расписании.
Я знаю потрясающий случай. Известный физик в советском союзе пришёл к священнику и говорит: «Я не успеваю, что мне делать?». А священник ему отвечает: «А ты время для Бога освободи». Тот рассмеялся ему в лицо: «Я не успеваю, понимаете, батюшка?!» «А ты время для Бога освободи», – снова последовал ответ. И вы знаете, этот очень умный и очень точный в цифрах человек, который изобретал многое для страны, и поэтому ему позволяли приходить в храм и беседовать со священником, решился и время для Бога выделил, перестроил как-то свою жизнь. И вот он удивлённый приходит к священнику и говорит: «Но это же невероятно и нелогично! Я освободил для Бога время, а у меня прибавилось. Я столько успел сделать, это невероятно! Это антиномия». То есть факт бесспорный, а объяснить невозможно. «Так ты же для Бога освободил время, и Он всё устроил. Ты же до этого сам всё пытался устроить, а тут с Богом вместе».
Видя веру четверых друзей, Христос исцеляет пятого человека. Более того, исцеление потрясающее. Этот человек поднимается и выполняет действие, которое давно лежащий человек выполнить без тренировки не может, а тот, кто спортом занимается, знает, что это такое: травма и после этого восстановление. Вот так полежишь в постели некоторое время, потом поднимаешься – и нужно размяться. Через порожек бывает сложно переступить, а тут столько лет лежать, подняться, да ещё и понести тяжесть. Но это ведь невозможно без периода реабилитации! А Бог сразу исцеляет, проводит физиотерапию над человеком. Это я про Всенощное бдение… Нелогично, ведь столько дел: «Завтра, Господи, я приду к тебе, в воскресенье. Чего Тебе ещё?»
Знаете, когда постом, в период говения, много читаешь Священное Писание, оно оживает. Это потрясающее состояние, я всегда его жду. И вот, разделив Библию на части на 40 дней поста, я заставляю себя читать каждый день, ищу минуты и часы, отнимая их у сна, у отдыха, потому что напряжение постом большое, много разных и духовных, и внешних дел. И всё оживает. Читаешь и поражаешься тому, что испытываешь, настолько по-другому всё воспринимается. И на фоне этих библейских рассказов ты просматриваешь свою жизнь и видишь её иначе: и на мир, и на обстоятельства вокруг себя ты смотришь по-другому. Всё это наполняется Божьим словом, и ты понимаешь, Кто над всем этим стоит. Я ловлю себя на мысли и непременно, преимущественно утром, понуждаю себя как можно больше Бога благодарить, а ещё понуждаю себя улыбаться, с благодарностью возгревая в памяти милость Божию ко мне. Сколько всего я имею! Я счастливый и богатый человек, мне столько Господь дал, я ничего из этого не заслужил, а я имею всё это. И вы знаете, теплеет на сердце. Вспоминаешь события в жизни, где Господь особенно поучаствовал. Преподобный Марк Подвижник в «Добротолюбии» пишет: «Возгревай в памяти те события в жизни, когда ты почувствовал Бога особенно». А ещё святые назидают нас, в частности, преподобный Макарий Великий, что мы должны учиться искусству плакать. Слёзы – это особый дар. Только не путайте его с иными слезами: от тщеславия, обиды, гордости, унижения, недовольства с раздражением. Без поста и молитвы, без Божьего слова и утомления в нём, без Всенощного бдения и Литургии, без Литургии Преждеосвященных Даров и участия в Таинствах невозможно войти в это особое состояние.
Как-то преподобный Макарий, человек очень известный и подвизавшийся в разных местах, пришёл в одну обитель по просьбе братии и провёл у них мастер-класс, выражаясь по-современному. В эту обитель также пришли люди мирские, зная, что приезжает маэстро духовной жизни. Что сделал преподобный Макарий, чем поразил он всех и вошёл в историю? Он ничего не сказал, постоял, помолился, и у него текли слёзы. И находящиеся в духовном состоянии братья слушали его безмолвную проповедь, и постепенно многие из присутствующих испытали состояние, когда и у них полились слёзы, но не у всех. Для мира это безумие. Сказано в Писании, что Крест – для одних соблазн, а для других – безумие. Всё это странно, непонятно уму и вызывает недоумение. Вот к этому призывает Бог человека, чтобы он поменялся. Вначале захотел поменяться.
Поживём с этим сегодня, пока ещё не остыл рассказ с рассуждением о Божьей любви ко мне, протянутой добровольно и свободно: «Хочешь? Возьми!» Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев