Евангельские чтения:
Лк. 8:41-56
Мф. 4:25-5:12
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Пришел как-то к духовнику семинарист — молодой человек, обучающийся в духовной школе, — и признался, что, к ужасу своему, потерял веру. В духовной семинарии потерял веру. Он вдруг почувствовал, что сомнения в нём побеждают, и ужаснулся. Духовник ему задаёт вопрос:
— А ты внимательно читаешь Евангелие каждый день?
— Нет. Я открываю его только как учебную книгу на парте. Куда пошёл Иисус, скольких исцелил, кому что ответил... Я не читаю Евангелие в своей келье.
— А ты попробуй, по главе в день, на коленях. А если больше будешь читать, то можешь присесть. Пошёл читать!
Прошёл месяц. Вера вернулась...
Если не орошать сердце Божьим словом, оно не привьётся. Вот и в Евангелии рассказ о том, как человек по имени Иаир с верой обращается к Богу. Дочь его умирает, и Бог идёт к мёртвой. Его останавливают, потому что люди не верят, что что-то можно сделать. Они мыслят по-земному: «Не утруждай учителя! Всё уже бессмысленно». Но Христос приходит, воскрешает девочку и благословляет дать ей есть, чтобы все удостоверились, что она живая.
Нет ничего невозможного у Бога. И желание убить Его приходит к фарисеям после чуда воскрешения мёртвого Лазаря, который уже смердел. Его смерть была очевидной, и все это осознавали. Почему же у людей, которые были свидетелями чуда, возникает желание убить? Потому что в сердцах этих людей уже был злой дух. И чем ярче свет, тем сильнее боль в тех глазах, которые привыкли к темноте. Чем меньше в нас света, тем больше в нас проявления страстей. Если ежедневно не понуждать себя сражаться, то остывает и в малой вере человек.
Представить себе стремящегося к благочестию человека, который лёг спать без молитвы, сложно, но почему-то человек полагает, что может лечь спать без молитвы. Он пренебрегает беседой с Небесным Отцом. У него нет навыка Ему первому говорить «Доброе утро!». Святой Василий Великий утверждает, что Бога в сердце и в душе быть не может, если человек не приготовил там место для Святого Духа. Бог там не задержится. Ему необходимы место и условия. Бог не войдет в смрадное место. Нет, Он желает войти, но пока человек Его не позовёт, Он не войдёт. И неверие мешает человеку позвать Бога.
Апостолы и известные богословы-мученики, ощутив Христа, беседуя с Ним и желая быть только с Ним, шли в этот мир, свидетельствуя о Свете, приглашая найти Его тем, кто не верит в Него, приготовив своё сердце для Света. Ибо воистину хочется повторить слова великого царя Давида: «Паче всего прочего береги, храни своё сердце, ибо из него источники жизни». Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев