Евангельское чтение:
Лк. 6:31-36
Ин. 10:9-16
Сегодня, дорогие братья и сёстры, едва ли не самая тяжёлая тема в очень коротком Евангельском отрывке. Всякий раз, когда к ней пытаешься приступить и честно смотришь на себя, важно признаться, что ты плохой христианин. Вот честно. Потому что от этого начала есть шанс. А если в себе этого не признать, то шансов нет. Потому что не имеешь в себе того милосердия, о котором сказано в сегодняшнем Евангелии.
Почему это так? Потому что моё падшее естество даже после того, как я принимаю Крещение и начинаю малое движение к Небу, вопиет о взаимности. Я хочу, чтобы на мою доброту непременно отвечали взаимностью. Речь не идёт о детях и родителях: родители обязаны научать ребёнка отвечать правильно. Это то домашнее богословие, к которому мы призываем наших детей, и так должно быть. Речь идёт о постепенном взрослении христианина в понимании того, как вообще относиться ему, взрослому человеку, к Божественному закону тяжёлого искусства любви. Высший пилотаж – это отдавать себя и то, что производное от тебя, работая над собою и ничего не ожидая взамен.
Это очень тяжело, конечно. Это невыносимо тяжело вначале. Я же сделал тебе хорошее дело — а почему ты вот так?.. И вот вы знаете, это очень большой соблазн. На этом пути мне мешает любить Бога и ближнего только один человек – я сам. Я сам мешаю себе любить Бога и ближнего, потому что я хочу той взаимности, которая естественна для неестественного состояния человека. Это очень трудно принять. Во мне всё вопиет и возмущается от того, что мой ближний не делает того, чего я от него жду. Это мучительно страшно. На этом ломается всё. Я здесь требователен, жесток, расчётлив, обидчив, раздражен, гневлив, самолюбив и горд. Это начиная от низшей к высшей ступени, к самой страшной ступени того, что есть во мне. Во мне эти качества развивались постепенно, и я присягнул им. Я практически не борюсь с этой пагубой, даже не полагая её таковой. Более того, в состоянии ослепления я даже могу цитировать Священное Писание, бросая гневные, раздраженные и обидные слова ближнему в лицо. И тогда ни о каком милосердии, а следовательно, ни о какой любви речи быть не может.
Сегодня очень взрослая и крайне тяжёлая тема. Она требует взаимности, к которой мы можем быть не готовы. Она возмутительна для нашего искаженного мировосприятия. В кривом зеркале моей антилюбви к ближнему и к Богу я вижу отражение того, чего хочу найти в том, кого по-земному так сильно люблю, а по-Божьему откровенно ненавижу. Это страшная правда, потому что преступление, которое я совершаю по отношению к себе, Богу и ближнему может — о, ужас! — даже не замечаться мною и никак не бороться мною (ну, или поверхностно бороться). Как камень на берегу морском — вроде бы сухой, но набегает волна, покрывает его влагой — и он как будто бы мокрый, но это только снаружи: внутри он по-прежнему сухой, но блестит от воды и полагает себя увлажненным.
Для того, кто пытается войти в глубину этого учения, предстоит работа, где сам человек не справится. Это невозможно самому: здесь только Бог может помочь, но для того, чтобы это произошло, человек должен признать своё уродство, глубокую поврежденность и начать мучительное движение в нужную сторону. Это болезненно, это странно для многих, но это единственно правильный путь — через движение в Таинствах Церкви, советах с духовником, погружение в традицию, в покаянное чувство и ежедневную практику, включающую в себя слова о посте, молитве и чтении Священного Писания, без этого никак. Да, ещё практику очень тяжёлых добрых дел. Святые утверждают, что нужно делать так даже если ты этого не хочешь, вглядываясь в подвиг тех, кто уже этого достиг. Почему? Богу нужно доказать, что ты готов. И тогда, постепенно открывая щель своего сердца, мы можем начать пускать туда Того, о Ком поём: «Царю Небесный, прииди, вселись, очисть, спаси». Он не может войти в такое наше немилосердное сердце. Но как только мы открываем щель – да. А вот дальше происходит удивительное! Представьте себе: Святой Дух, входя в нас, начинает в нас творить молитву. Удивительное состояние! В нас Дух Святой начинает творить молитву, постепенно перерождая нас самих.
В многообразии страстей самая главная и единственная причина всех несчастий — только я сам. Только я сам себе враг. А дальше — потрясающее поучение святителя Иоанна Златоуста, вселенского учителя Церкви: «Зачем же тогда Бог терпит дьявола и падших духов? Для нашего блага», — утверждает вселенский учитель. Зачем? А чтобы было с кем бороться. Если мы принимаем Его условия, то постепенно щель открывается больше, и Бог входит в нас, и мы начинаем отражать Его поступками, действиями и параллельно с этим мыслями. И чем больше это происходит в человеческой личности, тем больше Бог отражается в нём, молится в нём, и человек постепенно уподобляется Богу именно в этом. И последние слова отрывка: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В нас всё больше поселяется Он, действует Он, живёт Он, дышит Он, отражается Он, спасает Он, а я должен быть готов являть решимость и усилие идти по этому мучительному для моей гордыни, невыносимому для светского самосознания, достоинства и самолюбия, угнетенному пути.
Очень тяжёлое, но очень честное повествование, которое будет звучать вечно, ожидая тех, кто искренне готов для начала хотя бы попробовать. Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев