Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сёстры! Мы с вами сегодня совершили первое чинопоследование Великого повечерия с чтением и пением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Это время ставит нас в удивительные условия, в некоторые духовные положения, которые важно осмыслить.
Это произведение появилось очень давно, в VIII веке, и, пройдя по православному Востоку, войдя в традицию великопостной жизни, оно стало неотъемлемой частью удивительного чинопоследования, которое сегодня является важным и значимым в Церкви. Для кого-то, кто, возможно, впервые присутствует на этой службе, сегодня открывается потрясающая перспектива знакомства с этим произведением, автором которого является преподобный Андрей Критский. Назначенный в самую дальнюю часть Империи, на далёкий остров Крит, этот духовный мастер, сотворивший немало произведений для богослужений, рождает Великий покаянный канон. Почему Великий? Потому что он огромный по размерам и важный по значимости для христиан.
250 тропарей, удивительные библейские песни, удивительная традиция, которая наполняет жизнь Церкви – чем? Для всякого исследователя этого произведения открывается, с одной стороны, картина рассуждения о мире, об истории человечества через образы библейских героев – людей, которые жили в этом мире, творили, совершали разные действия – и духовные, и внешние, и благочестивые, и неблагочестивые, и оставили след в истории, а теперь каждого из нас ставят перед необходимостью о чём-то задуматься...
Для каждого из нас этот канон является лествицей в Небесное Царство. Здесь рассказывается история души каждого человека. И вот найти себя на страницах этого канона – это задача. Более того, структура этого произведения имеет свои особенности, и в каждой песне открывается потрясающая перспектива того, что связано с ветхозаветной или новозаветной страницей в жизни.
В то же время, здесь есть и удивительные рассуждения о помыслах. Например, в одном из тропарей говорится о «мысленной Еве» и о «действенной Еве» – той, которая когда-то совершает нарушение Божьего Закона. Наша прародительница искушает своего мужа, и он искушается и совершает поступок, достойный изгнания из Рая. Но и мы с вами сегодня, пленяясь бесовскими помыслами, принимаем эту «мысленную Еву». Так в одном из тропарей показывается путь лукавого помысла в наше сердце. Ведь страсть, которая владеет человеком, утолить невозможно, она не может быть насыщена. Помысел предполагает, что, если сейчас совершить нечто сильно желанное, это удовлетворит человека. Но на самом деле это неправда. Всё больше погружаясь в пучину страстей и грехов, человек утрачивает Небо.
И вот каждый тропарь здесь, и каждое слово, и каждый образ, и каждый пример из жизни тех, кто отписывается на этом пути покаянного канона, открывают новые и новые двери. Более того, структура канона имеет свои особенности ещё и в плане дыхательного порядка, связанные с практикой внутреннего делания. В частности, здесь определённым образом высчитано количество ударных гласных, то есть – количество вздохов, которые будет совершать человек, читающий это произведение.
Для кого-то, возможно, эти слова сегодня – просто откровение. Не сомневаюсь, поскольку и для меня они были также откровением когда-то. Оказывается, эти произведения ещё выстраивают человека изнутри. Потому что дыхание человека, его шаги по жизни и действия – это определённые ступени: чем дышит, о чём мыслит человек. И представьте себе, как писалось произведение, если в зависимости от количества этих ударных слогов составлялась определённая практика дыхания для подвижника, который должен был войти в состояние покаяния под руководством опытного духовного наставника!
Для кого-то сегодня это просто красивые, эстетически выдержанные произведения, особенно если хор в храме демонстрирует достойное исполнение. А вот для того, кто писал… Сколько нужно было положить усилий, чтобы подобрать и учесть и богословские образы, и ударные слоги, и специальные буквы, и через это всё выразить и своё личное раскаяние. А преподобный пастырь, святитель Андрей, был таким же человеком, как мы. И он тоже оступался в жизни, и это – и его личное покаяние. А вместе с тем он создал шедевр, который был принят в Устав Церкви как необходимое условие для того, чтобы человеку, погружаясь в его глубину, выйти и подняться на высоту раскаяния. Вот почему первые четыре вечера Святой Четыредесятницы мы с вами снова и снова приобщаемся к этому таинству канона, а потом, в середине поста, прочитаем его полностью в день, который именуется в церковном обиходе «Мариино стояние».
Сегодня мы, дорогие братья и сёстры, вкусили от первого дня, от щедрот и милости Божией. Отслужив утром службу в нашем малом храме, мы пришли сюда для того, чтобы приобщиться к этому удивительному чуду – первому великопостному Великому повечерию, совершаемому в новом соборном храме. И я хочу поздравить вас с этой важной общей победой в нашей жизни. Это Господь верил в то, что здесь будет храм. Сомневались очень многие, очень достойные люди сомневались. Вместе с тем нас, недостойных, Бог выбрал для того, чтобы мы с вами потрудились хоть немного и принесли малые усилия, дабы этому состояться.
Пройдут годы, нас с вами уже не будет, но здесь будут продолжать совершаться эти чинопоследования. Лишь Господь знает, сколько лет, десятилетий или веков простоит ещё эта земля, пока не завершится время меры, в которую нужно войти нам с вами. Тайна сия велика есть, ибо последний день только Господу ведом... Вместе с тем, у этого храма сегодня его история стала ещё больше и глубже. Первая служба, первый покаянный канон. И мы с вами являемся свидетелями, соучастниками и делателями на этой ниве.
Призываю на всех на вас Божью милость. Радуюсь в этой темноте, которая скоро, конечно, наполнится светом. По окончании этих слов проповеди мы будем приводить в порядок это место, чтобы завтра вечером сюда вернуться. А пока давайте эти мгновения поживём с благодарностью к Богу – и за этот вечер, и за эту возможность, и за эту жизнь, и за этот храм, и за нас с вами, получивших в этой жизни от Господа великую духовную радость.
Итак, друзья мои, до Пасхи осталось 46 дней. Спаси Господи!
Протоиерей Андрей Алексеев