Матушка Ирина Алексеева: Советы психологов и опыт Святых отцов Церкви как подспорье в деле воспитания чад

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях».

Эта ёмкая фраза уже стала крылатым выражением. Именно она предваряет раздел «Азбука воспитания» одного из самых популярных православных сайтов «Азбука веры». Здесь в изобилии выложены статьи по душевному, духовному, физическому, умственному и эстетическому развитию детей, откуда мы можем подчерпнуть богатый опыт, накопленный как самими родителями, так и психологами и педагогами.

Мы, «книжные дети» XX века, привыкли всё постигать и изучать рационально. Так и в отношении воспитания чад: нам важно узнать сами механизмы этого процесса. Однако, познакомившись с этими механизмами, мы порой сами не понимаем, отчего у других они работают, а у нас нет...

Еще в конце XIX века преподобный Амвросий Оптинский писал:

«В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать всё, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же всё предоставить на волю Божию и на Его промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось».

Но часто священники в своей пастырской практике сталкиваются с тем, что пасомые не готовы воспринимать призывы к усилению сугубой молитвы за детей и к обращению большего внимания на внутреннюю работу над самими собой. Происходит это во многом потому, что мы, как люди, сформировавшиеся в рационалистической системе координат, не понимаем, что воспитывать важно не столько какими-то действиями, сколько Духом. Именно в этом и коренится привычка многих современных родителей сразу обращаться к психологу, как только они замечают, что у ребёнка что-то не так. Конечно, педагоги-психологи являются большими помощниками на пути воспитания – особенно те, которые стараются направить родителей по евангельскому пути формирования их собственной личности.

Подобным опытом взаимодействия с детским нейропсихологом Ириной Коваль делится прихожанка нашего храма и мама четверых детей Ирина Павлова.

Ирина Павлова о курсе Ирины Коваль «Родительство и воспитание»

Дети. Дар Божий. Они – не наши, они – Божьи! Они награда от Господа! А мы должны их любить, принимать, поддерживать, воспитывать. Но воспитание – это не про накормить, одеть, обуть, лечить, ругать, хвалить ситуативно.

В наше время есть масса подходов к воспитанию и советчиков с разнообразными рекомендациями, которые порой противоречат друг другу. В связи с этим хочется порекомендовать курс «Родительство и воспитание» Ирины Коваль.

Ирина Коваль – детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», мама двух замечательных деток (21 год и 9 лет), глубоко верующий человек, последние 7 лет тяжёлый инвалид.

Её курс – это уникальная, глубокая и систематизированная информация о разумном и позитивном родительстве, подкреплённая не только её собственным опытом, но и результатами многих семей, прошедших эти курсы (среди которых, кстати, уже три семьи наших прихожан). Это система совершенствовалась и оттачивалась в течение многих лет реального опыта, что сделало её гибкой, понятной и легко применимой на практике.

Позитивное воспитание помогает ребёнку расти и развивать положительные стороны своего характера. Дети не идеальны, как и все мы, но, питая своим вниманием то хорошее, что в них есть, мы создаём условия для развития у них лучших качеств.

Этот курс можно порекомендовать тем родителям, которые:

  • осознали, что им не хватает знаний в воспитании, несмотря на большой объём уже изученного-прочитанного-перепробованного; изучили очень много, а чёткой и полной картины, что же делать в разные моменты жизни ребёнка, нет: возникают всё новые вопросы и проблемы...
  • хотят получить систему знаний – прочный фундамент, чтобы понимать, что, когда, как и зачем применять или не применять, чтобы не навредить ребёнку и отношениям с ним, чтобы в любой ситуации с каждым своим ребёнком действовать самостоятельно, спокойно и разумно, получая нужный результат воспитания и образования – без необходимости дочитывать что-то ещё.
  • испытывают тревожность, раздражительность, чувство вины и обиды, связанные с поведением ребёнка; наказав ребёнка или накричав на него, мучаются мыслями о том, насколько они справляются со своим родительством, и о том, что же будет с ребёнком дальше.
  • любят своих детей и умеют заботиться о них, но не умеют поддерживать дисциплину без насилия – эмоционального или физического.
  • не хотят обращаться с ребёнком плохо, но под влиянием эмоций срываются на ребёнке, когда он «плохо» себя ведёт.
  • хотят воспитать в детях настоящее уважение и почитание себя, основанное не на страхе, а на любви, искренности и доверии со стороны ребёнка.
  • хотят помочь своему ребёнку развиваться и учиться лучше. Речь не про круглые пятёрки, а про то, что обучение можно сделать гораздо более эффективным и разумным, а развитие – осмысленным, целенаправленным процессом, без лишних финансовых трат.
  • воспитывают своих детей в православной вере, не ищут недостатков «снаружи» ни в людях, ни в мире вообще, а стремятся намеренно трудиться над собой и помогать своим детям обрести внутренний стержень веры – мировоззрение, основанное на благодарности Богу.

Темы, которые рассматриваются в курсе, делятся на две основные: 1. «Фон любви в семье» и 2. «Дисциплина на фоне любви». Завершается курс темой «Цели семейного воспитания».

Конечно, всего не описать. Всё это и ещё очень многое вы сможете узнать на курсах Ирины Коваль. Сам пример её жизни – это огромная мотивация!

Что получают родители во время и после занятий:

  • снижение или полное избавление от всплесков раздражения;
  • снижение тревожности и страхов благодаря пониманию своего ребёнка и себя как родителя;
  • системные знания о развитии мозга и психики детей вообще и своих детей в частности;
  • рост тепла, доверительности и любви в семье (папы тоже меняют свои установки, увидев, что мама стала более эффективной в воспитании);
  • выстраивание адекватных границ с бабушками и дедушками без скандалов, обид и раздражения, с уважением, спокойствием и большей личностной зрелостью;
  • понимание того, какие цели в воспитании ребёнка реальны, а какие нет;
  • понимание того, как эффективно помогать ребёнку в учёбе;
  • понимание того, как просто и безболезненно можно разрешать конфликты с детьми или между ними.

Что получают дети:

  • становятся психологически более здоровыми (снижаются страхи, агрессия, ревность);
  • проявляют больше любви, уважения и доверия к маме и папе;
  • учатся решать конфликтные ситуации разумно;
  • начинают лучше учиться;
  • легко осваивают правила и дисциплину;
  • понимают, что такое благодарность;
  • проявляют большую готовность сотрудничать: выполнять просьбы, помогать по дому и т.д.

«Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает». (Э. Бомбек) Иными словами, что бы ни вытворял ребёнок, его должно окутывать облако родительской любви. А когда придётся проявить строгость, воспитательные меры принесут пользу и не обидят ребёнка, если делать это также с любовью в сердце.

И очень важна работа над самим собой, над своими токсичными установками. Одно дело знать, и совсем другое – осознать, то есть присвоить себе новые знания и начать применять их на практике.

Надеюсь, многим этот курс поможет. Мозг ребёнка созревает к 25 годам, так что многие принципы и методы подходят и для выросших детей, и, кстати сказать, даже для взрослых! Ведь любовь понимают все!

Официальная страничка Ирины Коваль в соцсети ВКонтакте.
________________________________________________________________

* * *

…Итак, подобное сотрудничество, безусловно, бывает очень конструктивным и может принести немалый добрый плод. Однако, обращаясь к помощи психологов, нам важно помнить, что и в церковной традиции хранится огромное богатство – тот педагогический опыт, подкреплённый молитвенными трудами и подвижнической жизнью, которым щедро делятся в своих творениях святые отцы и учители Церкви. В их писаниях мы можем найти множество советов, которые укажут нам на корень проблемы и помогут наладить отношения с детьми в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Так, например, святитель Феофан Затворник очень доходчиво и последовательно пишет о том, как надо стяжевать любовь – то главное чувство, на котором основывается всё воспитание:

«Коренная, источная заповедь – люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби, но нелегко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: «люби... как самого себя» (Мф. 19:19); и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Всё дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: «люби ближнего... как самого себя», то хотел, чтобы вместо нас стал в нас, т.е. в сердце нашем, ближний. Если же там по-старому будет стоять наше «я», то не жди добра» (Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия).

 

Матушка Ирина Алексеева,
заместитель директора по воспитательной работе Культурно-образовательного центра «Восход»
при храме святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове города Москвы,
советник по Основам религиозной культуры и светской этики
при Межрайонном совете директоров №22 ЮЗАО города Москвы