Завершается учебный год, и, по ежегодной традиции, перед Пасхой наши дети попрощались с воскресной школой. Большинство – лишь на период летних каникул, но есть и те, кто не вернётся сюда в прежнем качестве, как учащийся: ведь восьмой курс в нашей школе – выпускной.
Конечно, мы верим, что повзрослевшие ученики, теперь уже юноши и девушки, и дальше будут рядом с нами – на Богослужениях, в качестве активных и необходимых участников социальной работы, на разнообразных праздниках и мероприятиях, которыми богата наша приходская жизнь.
И всё же отпускать их в мир немного грустно – тем более мы хорошо знаем, как непросто приходится порой верующим молодым людям в среде безразличных к вере, а то и откровенно атеистически настроенных сверстников, рядом с которыми им приходится ежедневно учиться или работать.
Хочется надеяться, что пребывание в стенах воскресной школы, общение с преподавателями и друг с другом, совместные паломнические поездки по святым местам, участие в наших спектаклях и концертах помогло ребятам, несмотря на их юный возраст, сформировать чёткие мировоззренческие принципы, основа которых – вера в Господа нашего Иисуса Христа и стремление жить по Его заповедям.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами выпускных работ наших учеников. В качестве одного из экзаменационных заданий им было предложено дать пояснения к цитатам из Нового Завета – так, как они сделали бы это, если бы им пришлось объяснять значение новозаветных текстов, например, своим невоцерковлённым или вовсе неверующим ровесникам. Имена авторов этих фрагментов мы не называем.
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». (Мф. 15:10-11)
«Фраза означает, что входящее в уста проходит и извергается вон, а выходящее из уст исходит из сердца и оскверняет человека – ведь из сердца может исходить злое слово, способствуя росту нашей греховности. Я считаю это изречение одним из правил своей жизни».
«Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». (1 Кор. 10:21)
«Я понимаю смысл этой цитаты так: нельзя являться наполовину добрым, а наполовину – злым. Либо ты стараешься творить добро и борешься со злом внутри себя, либо ты служишь злу.
Впадая постоянно в грехи и не борясь с ними, человек, даже если и совершает время от времени хорошие поступки, по-прежнему живёт со злом.
Я готова считать это изречение правилом своей жизни, хотя соблюдать такое правило сложно. Но оно очень важно для христианина, так как описывает основу нашего служения Богу».
«…Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в Жизнь Вечную». (Ин. 4:14)
«Это изречение очень важно для нас, христиан. Его произносит Иисус Христос, обращаясь к женщине около колодца в городе самарийском.
Под словом «вода» здесь подразумевается не источник земной жизни, а источник, ведущий человека в Жизнь Вечную. В каждом человеческом сердце есть жажда, которую может утолить только Господь. Тот огонёк веры, который засветил в нас Бог, вечен, но нам нужно обязательно стараться поддерживать его.
Для меня символом живой воды является храм Божий. Посещая храм, мы общаемся с Богом, и Он наполняет наши души светом и теплом. В храме я чувствую, что получаю ту самую воду, текущую в Жизнь Вечную, а без неё войти в вечность не смогу».
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24)
«Я думаю, Иисус Христос сравнил Себя с пшеничным зерном. Он принял на Себя грехи человечества, перенеся унижение и смерть, но жизнь людей после этого стала новой.
Мы сажаем семя, оно начинает разлагаться, и появляются ростки, а потом плоды. И после распятия и воскресения Господа наша вера живёт: мы плоды, мы род христианский».
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20)
«В этих словах говорится о том, что Господь незримо стоит перед нашей душой и желает быть с нами. Под дверью подразумевается сама наша душа, которая живёт без Бога, а то, что Он стучит, значит, например, что звучит проповедь и зовёт человека к вере, к покаянию.
Сейчас мало людей, которые готовы идти за Богом, но зато их видно, как искры во мраке жизни. Всё зависит от самого человека, Господь никого не заставляет за Ним идти – Он лишь зовёт, а ты должен решить сам, какой путь избрать. Если ты изберёшь верный путь, Бог будет всегда с тобой, и даже после перехода в другой мир ты останешься с Ним».
«…всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин. 8:34)
«Совершив один раз грех, мы начинаем его повторять и становимся зависимыми от этого греха. И этот грех наполняет нашу душу.
Однажды подруга спросила меня, верю ли я в Бога. Я ответила, что верю, и она попросила объяснить, Кто такой Бог. Я ответила, что сама не могу это сделать, и посоветовала ей сходить к батюшке, но она испугалась.
Позже она захотела вызвать чёрную силу, и я ей сказала, что это грех. А она спросила, что такое грех. Я постаралась объяснить: грех – это то, чего нужно стараться не совершать, иначе в душе накапливается чернота. Но подруга меня не послушалась и, как я поняла, поступила по-своему. Ей было интересно, и она повторила это несколько раз, а потом заболела какой-то странной болезнью: когда ложилась спать, начинала сильно кашлять и задыхаться. При этом она ни разу не исповедовалась и не причащалась.
Мне бы хотелось, чтобы моя подруга пришла в храм».
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». (Лк. 16:10)
«Человек, верный чему-либо или кому-либо, верен этому до конца. Например, слуга не может служить сразу двум господам, так как это неверность.
Христиане прежде всего верны Богу. Они учатся Его любить и служить Ему, быть Ему верными. Любовь порождает верность, готовность служить и отдавать себя. Пример такой верности Господу мы находим в житиях святых и мучеников, которые претерпели смерть за Христа. Нам остаётся лишь брать с них пример.
Чтобы понять смысл этих слов Спасителя, нужно разобраться, что значит ,,малое” и ,,многое”. Я считаю, что малое – это земные, тленные блага. А многое – это богатство Небесное, вечное.
Господь говорит нам, что если мы будем верными Ему на земле и станем правильно распоряжаться теми вещами, которые Он нам посылает, то в будущем веке достойны будем нетленного богатства. Но если, наоборот, человек захочет скрыть, спрятать то, что даровал ему Спаситель, этот несчастный будет служить бесам и не удостоится Царствия Божия.
Люди в современном мире считают, что если они добьются хорошо оплачиваемой работы, комфортной жизни, то наступит момент, когда можно будет больше ни о чем материальном не беспокоиться, и уж тогда-то они станут ходить в храм чаще, больше посвящать времени своей душе. Но… разве это всегда так? Не буду спорить: некоторые люди, после приобретения всего тленного, вспоминают о Боге и приходят к Нему. Но их единицы.
А когда человек отдает всего себя Богу, старается не ранить Его недолжными поступками, то Вседержитель наделяет верного раба своего всем необходимым и дарует ему Жизнь Вечную».
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7:1-2)
«Если мы осуждаем человека, неважно, за какие слова или поступки, то и в нашей жизни может произойти сходная ситуация.
Например: ты увидел неопрятно, грязно одетого человека и осудил его. А потом идёшь по улице, и тебя вдруг обливает грязью проехавшая по луже машина! И вот тебе в этом неопрятном виде предстоит добираться домой…
Получается, что ты осудил человека, не зная причины его состояния, видя лишь внешнее – и тем самым совершил грех».
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного». (Мф. 7:21)
«Эти слова означают, что, если ты себя считаешь настоящим христианином, ты должен показать это на деле, и только после этого Бог может решить, так ли это или христианин ты только на словах.
Например, человек, которого когда-то крестили в Церкви, думает про себя, что он настоящий христианин, но ведь этого недостаточно, потому что вдобавок к этому нужно соблюдать все заповеди Божии, посещать Богослужения, поститься в определённое время и т.д.
Конечно же, было бы очень хорошо, если бы все крещёные люди руководствовались этими правилами в течение своей жизни, но многие, в том числе и я, не исполняют этого: кто-то считает, что, чтобы попасть в рай, достаточно просто покреститься, а у кого-то слишком много дел, чтобы возможно было соблюдать все установления.
Но некоторые люди всё равно стремятся сделать эти правила главным содержанием своей жизни, и я очень надеюсь, что таких людей будет всё больше и больше».
* * *
«Я стараюсь как можно чаще участвовать в таинстве Исповеди, просить прощения у Бога за совершённые грехи. Но ведь покаяние – это не только просьба о прощении, это ещё и старание больше не поступать неправильно.
Я считаю, что человек, когда согрешает, отнимает сам у себя Царствие Божие. Господь никого не заставляет идти в Царствие Божие, каждый человек имеет выбор, как ему жить сейчас и, значит, как он будет жить после смерти. Согрешив, человек спускается вниз по духовной лестнице жизни и впускает в своё сердце сатану».
«Если бы я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем». (Ин. 15:22)
«Мне кажется, эта евангельская фраза касается не только книжников и фарисеев, живших за два тысячелетия до нас. Она является живым описанием нашей, современной жизни.
Господь Иисус Христос сошел на землю и пострадал за нас, чтобы спасти весь род человеческий, дать новый, правильный закон, который нужно соблюдать, дабы обрести Жизнь Вечную. А люди всё равно, даже осознавая, где добро и где зло, даже зная закон Божий, чаще поступают не по слову Господа, а так, как им заблагорассудится: ища выгоду для себя, удовлетворяя собственный эгоизм, не думая о том, что со знающих людей будет больше спрос, нежели с незнающих.
Я сама испытала это в своей жизни: когда вроде бы знаешь, как поступить, чтобы не преступить Божий закон, а всё равно начинаешь следовать советам бесовским, которые тебе “больше подходят”, потому что угождают твоим страстям. А потом Господь тебе показывает через людей или через какие-то события, что ты не так поступил, смиряет Тебя со Своей Отцовской любовью, и тебе становится стыдно, неприятно, страшно перед Господом...
Как-то раз я повеселились в пост, а потом болела сильно. И я всё поняла...
Смысл этого изречения я считаю одним из правил своей собственной жизни, хотелось бы, чтобы так было у всех христиан».
«Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». (1 Тим. 6:7-10)
«Материальное и духовное – это две противоположности. Материальные потребности могут воздействовать только на наше тело. Вот принимаешь ты очень вкусную пищу, тебе приятно, вкусно, ты утоляешь свои потребности. Вот смотришь ты фильм, или занимаешься спортом, или рисуешь, неважно, ведь у каждого свои вкусы, но опять – ты удовлетворяешь свои потребности.
Но так же можно питать и свою душу. Есть много способов сделать это. Есть такое выражение – «доброе дело». Каждый понимает его по-своему: кто-то считает, что накормить голодного котенка – это доброе дело, и, несомненно, он прав, кто-то помог старенькой бабушке подняться по лестнице, кто-то помог маме, а кто-то заступился за слабого, всё это – добрые дела.
Но я говорю сейчас не только о голодном котенке, не только о нуждающейся в помощи бабушке, а о большем. А вот насколько большем, зависит только от нас самих, от нашего самоотвержения, от нашей щедрости. Я не имею в виду, что мы должны отдать другим абсолютно всё, что у нас есть, но мы должны не жалеть для нуждающихся, откликаться на чужой зов о помощи, не ставить свою сущность выше других, ибо все мы дети Отца Всевышнего.
Недаром наш Бог Иисус Христос говорил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Он всех нас любит, мы все Его дети, и Он хотел бы, чтобы мы все жили в согласии и взаимопомощи».
«…Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4:4)
«Хлеб – это еда, которая жизненно необходима человеку для существования, потому что он поддерживает жизнь в наших телах, без него мы не проживём.
Слово Божие – это духовная пища, и она так же важна для человека, так как она питает его изнутри, укрепляя и питая его неосязаемые и невидимые компоненты, без которых сама жизнь невозможна, – его душу и дух.
Как нельзя долго прожить без хлеба, так и без слова Божия долго не проживешь: душа будет страдать от нехватки духовной пищи, и если её не подпитывать, то она может “умереть” от духовного голода».
«Итак всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». (Мф. 10:32-33)
«Смысл сказанного я понимаю так: «Каждый, кто проповедует Иисуса Христа, будет признан последователем Его и получит бесценную награду – жизнь в Царствии Небесном, но кто отречется от Него, того не признает Он другом своим».
Я считаю, что исповедовать Иисуса перед людьми – значит не стесняться и не бояться говорить о своей безграничной любви к Нему. Ведь если мы верим в душе, но боимся сказать об этом, то получается, что никакой веры, никакого смысла в этой вере нет. Исповедовать – значит идти на подвиги ради Сына Божьего, как те мученики, которых пытали, над которыми издевались, но они не отреклись от Него, потому что хотели, чтобы Он признал их своими послушниками и последователями. Умирая в мучениях, они считали себя победителями над демонами и сатаной и радовались, что преданы своему Учителю. Я думаю, что в этом и заключается любовь к Богу – идти на подвиг ради Бога, веруя, что нет ничего лучше, чем страдать за Него, исповедовать Его и считать себя верным другом Его.
Если человек отрекается от Спасителя, лицемерит и оскорбляет тем самым Его учение, Его Церковь, значит, его любовь не была крепка. Он недостоин считаться рабом Божьим, и тогда Бог в ответ на человеческое предательство тоже отречется от этого человека. Я думаю, это самое страшное, что может быть.
Ведь Бог есть безграничная Любовь, про которую нужно рассказывать всем людям. Она охватывает каждого без исключения, зовя приблизиться к Евангелию и храму».