Дорогие родители и педагоги!
Предлагаем вам вторую часть лекции о. Даниила Сысоева «Библейское воспитание детей» (первая была ранее опубликована на нашем сайте – её можно прочитать в разделе «Воскресная школа – Материалы о воспитании»). Отец Даниил был известным, ярким проповедником, миссионером, преподавателем и воспитывал с женой Юлией трёх дочерей. 19 января 2009 года он был смертельно ранен неустановленным лицом в храме при совершении Богослужения.
Священник Даниил Сысоев.
Библейское воспитание детей. Часть 2
Поговорим об учёбе. Как должна происходить учеба? «Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней, как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее. Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее. Премудрость соответствует имени своему и немногим открывается. Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего. Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее. Подставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее».
И ещё: «Приблизься к ней всею душою твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее. Исследуй и ищи, и она будет познана тобою, и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее; ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее – славным одеянием; ибо на ней украшение золотое, и узы ее – гиацинтовые нити. Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости. Сын мой! если ты пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душою твоею, то будешь ко всему способен».
«Если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, и если приклонишь ухо твое, то будешь мудр. Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе».
Что это значит? Значит, премудрости нужно учиться всегда, с самого детства. Причем родителям, говоря об этом с детьми, можно не стесняться называть вещи своими именами. Например, сын скажет: «А я не хочу учиться!». А вы отвечаете: «Хочешь быть дураком, пожалуйста. Но учти, кормить тебя я не буду. Ничему в жизни не научишься, никому не будешь интересен и нужен – умрешь в канаве, и тебя жалко не будет». Об этом и в притчах сказано: не желающий премудрости обязательно обнищает, и будет попрошайничать на углах, и, по Писанию, сам будет в этом виноват.
А если будут говорить, что, мол, есть мудрость, но без Бога – другой вид мудрости, от мира, безбожный? Надо твёрдо сказать, что это глупость. Никогда не стесняйтесь злые поступки называть злыми – это наш общий библейский принцип. Сам Господь говорит: «Проклят тот, кто добро называет злом и зло добром, помните. Проклят тот, кто черное называет белым и белое называет черным». Вот поэтому необходимо вещи называть своими именами, чтобы ребенок знал, где добро, где зло. Если ему приятель говорит какую-то глупость, скажите: «Это глупость и мерзость – потому, потому и потому-то». А если не понял ребёнок, объясните со Священным Писанием в руках. Чтобы не просто: «Я сказал!», а открыть вместе с ребёнком Слово Божье и посмотреть там. Зачем вместе с ним открыть? Чтобы у человека с детства складывалось понимание и привычка, куда обращаться за советом – именно к Слову Божию, именно там искать совет.
Приучайте ребёнка к присутствию вместе с вами на важных встречах, чтобы он мог слушать умные разговоры, только не разрешайте ему перебивать взрослых. Нужно, чтобы он с детства привыкал с интересом вникать в непростые темы и чтобы умел уважать людей. Помните, как сказано в писании: «Перед лицом старца встань и почти лицо мудрого».
Теперь – что касается хождения в Храм Божий. Действительно, Господь сказал через уста Апостола Петра, что обещание Крещения принадлежит вам, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог. Это было сказано в день Пятидесятницы, и на основании этих слов Церковь всегда крестила детей. И ещё Господь сказал: «Оставьте детей приходить ко мне, не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Но при этом детей нужно воспитывать так, чтобы Храм Божий для них стал местом чести.
У крупнейшего богослова XX века Владимира Николаевича Лосского было четверо детей. И однажды к нему, чтобы вместе пойти в храм, зашел будущий Митрополит Антоний Сурожский (тогда он был иеромонахом). А Владимир Лосский в то время был алтарником в храме и считал, что все его гениальные богословские работы ничего не стоят, если он плохо подает кадило, потому что самая высшая честь – это подавать кадило в алтаре, выше этого для него ничего и быть не может… И вот будущий митрополит, а тогда иеромонах Антоний поинтересовался: «А почему ты детей с собой не берешь?» А Лосский отвечает: «Они так себя безобразно сегодня вели, что недостойны идти в Храм». Понимаете, вот это – правильный христианский подход. Посещение храма – честь. И если ты от этой чести отказываешься, не хочешь идти – ну не ходи… Но знай: тебе Господь честь оказывает, давая возможность прийти в Дом Божий, а ты…
Иногда родители повзрослевших детей спрашивают: «А если ребёнок говорит, что ходит в храм, но с тобой не идёт, в какой-то другой сам отправляется? Доверять ему или всё-таки вынуждать идти вместе с родителями?».
Конечно, пусть едет сам, ваша задача не заниматься слежкой за человеком, а дать правильное направление, показать ему добрые пути. А уж как он пойдет, это не в наших силах устроить.
На самом деле, очень хорошо бывает, когда ребенок начинает сам посещать другой храм. Тогда становится ясно: он туда идёт уже не для того, чтобы маме с папой угодить, – он идёт к Богу. Важно только, чтобы храм не заменял собой тусовку. А то бывает, знаете, что дети в Храме начинают общаться и о самой службе никто из них уже не вспоминает. Ведь маленькие дети долго молиться не могут. У них действительно настоящее, сильное религиозное чувство, но короткое, потому что внимание рассеивается очень быстро. Поэтому с малышами надо поступать так: перекрестились, вошли в храм, приложились к иконочке, поставили свечки, помолились недолго... Потом пускай побегают на улице. Ближе к причастию опять вошли в храм, Символ Веры спели вместе, Отче наш спели – хотя бы в притворе. Потом наступило время причащения, успокоились, настроились с помощью взрослых – и пошли причащаться. Принцип такой: чтобы маленький человек старался, чтобы благоговение сохранялось, но при этом не было подмены храма тусовкой.
Ещё интересуются родители: если ты ребенку дал обещание, обязательно ли надо его исполнять? Вот сказали, например: «Мы сделаем то-то и то-то, если ты сделаешь то-то». Непременно нужно выполнить?
Да, нужно, если только это обещание не глупое. Помните Ирода, который пообещал полцарства дать Иродиаде? Лучше бы он свое обещание нарушил… Церковь так и поет: «Лучше бы тебе солгаться в клятве, чем убить Иоанна Крестителя». Но вообще, конечно, необходимо помнить: дети – это люди! Родители забывают об этом очень часто, относясь к детям как к «ненастоящим» людям – мол, маленькие ещё! Нет, они настоящие люди, а обманывать людей нехорошо. Поэтому детям нужно говорить правду, но в той мере, в которой она для них доступна.
Был ещё вопрос о том, можно ли поощрять ребёнка подарком после причастия? Думаю, можно. Дети иногда сами говорят: «У меня же праздник, я причастился». Значит, можно поддержать у малыша это ощущение радости.
Теперь поговорим об отношении к знаниям. Действительно, по Божьей воле, власть учения предоставлена только двум обществам – семье, где отец с матерью должны учить детей, и Церкви, которой вверена власть учения. Что касается светских учебных заведений, они хороши, когда дают премудрость, и плохи, когда там развращают. То есть родитель должен следить внимательно за тем, что именно и как в этом конкретном учебном заведении его детям преподают. Здесь общий принцип такой – мы должны приучать детей различать добро и зло. Вот мне, например, дочка иногда, приходя из школы, сообщает, что им там глупость сегодня говорили и она даже с учительницей поспорила из-за такого-то её высказывания. Но ведь это возможно только в том случае, если вы дали ребенку критерии различения правильного и ложного.
Кстати говоря, как относиться к телевизору? Некоторые говорят, что лучше телевизор выкинуть. Я, в общем-то, согласен, это действительно лучше; но, к сожалению, на практике очень мало кто может реально так поступить. Значит ли это, что сам по себе телевизор зло? Нет. Телевизор злом не является. Как не является злом ни диктофон, ни камера, ни мобильный телефон, ни интернет, ни компьютер… Злом является его неправильное, во вред, использование. Следовательно, вы должны дать детям критерии правильного использования телевизора.
Помню, моя старшая дочка очень сильно хотела Гарри Поттера посмотреть – тогда была массовая поттеромания. Я по долгу службы, так как часто выступаю в школах, всего Гарри Поттера прочитал от начала до конца, все части. Я ей говорю: «Ну хорошо, только давай вместе посмотрим». Мы сели вдвоем и стали смотреть, по видео. Это очень удобно, потому что можно приостанавливать и спрашивать: «Вот это хорошо? Нет. Почему? А это хорошо, так? А вот это плохо». Так мы все и оценили. И после этого я не раз видел: когда к дочке приходят гости и начинают включать какие-то мультики, она не разрешает: «Выключите эту гадость американскую, надоело уже!» Я считаю, что это на самом деле успех воспитания, потому что человек сам научился различать хорошее и дурное.
Например, мультфильмы вроде «Том и Джерри» смотреть не стоит – это чушь, приводящая к отупению. Пускай лучше ребёнок на улице с кем-нибудь побегает, полезнее будет – хоть воздухом свежим подышит. Я у себя дома уже выкинул вторую кассету с этим мультфильмом: дети сидят перед экраном с тупым выражением лиц, чуть ли не слюну пускают… Если говорить про хорошие мультики то кроме советских, очень симпатичны ранние диснеевские.
И ещё при общении с телевизором, конечно, должно быть обязательное противодействие всяким приемам программирования. Скажем, рекламу смотреть нужно категорически запрещать, потому что вся реклама построена на попытках программирования человека. Допускать детей до нее нельзя.
Скажу несколько слов о приставках и компьютерных играх.
Чем компьютерная игрушка в войнушку – «стрелялка» – отличается от игры в «Казаки-разбойники» со стрелялками? Да ничем не отличается. Когда ребёнок с палкой в руках, а не с «мышкой» стреляет, чем это отличается? Ничем. Плохо это? Для мальчика неплохо, потому что он должен понимать и уметь исполнять свою гендерную роль. Но важно, чтобы ребёнок чрезмерно не увлекся. Поэтому родителю нужно, во-первых, самому помогать детям в подборе игр. Ведь теперь есть игры просто сатанинские, оккультные, чародейские, и они должны быть детям запрещены без права апелляции – потому что всякая тьма имеет засасывающую силу. И никакой разговор о так называемых «правах ребенка» здесь неуместен. Я в таких случаях собственным детям говорю: «У вас есть безусловное право получить от меня ремнем по мягкому месту; если хотите, я его сейчас очень быстро реализую».
Что же касается игр-стратегий, строительства городов или войнушки для мальчиков, это допустимо, но в ограниченном количестве, чтобы человек не «завис» от самой игры. Ребёнку нужно сказать, что он может этим заняться, когда подготовит уроки, почитает… То есть как всегда: делу время – потехе час. И по времени именно так – час поиграй, но не больше. Когда же утверждают, что компьютерные игры сами по себе плохие – именно потому, что компьютерные, то это разговор ни о чем. Самого по себе плохого, как мы знаем из нашей догматики церковной, ничего по сути нет. Зла, в сущности, нет – зло возникает не в сущности, а в нашей воле, в злоупотреблении чем-то. На одном и том же компьютере печатается и Библия, и какая-нибудь колдовская книга.
Для регулировки общения детей с компьютером существует система паролей, которые надо регулярно менять, учитывая, что наши дети очень продвинуты в области этих технологий и пароль выучат быстрее родителей. Кстати говоря, очень хорошо помогает и установка пароля на телевизоре, позволяющая вам держать в руках управление занятиями ребёнка – даже когда вас нет дома. У нас ведь, к сожалению, и днем иногда такую мерзость показывают...
Возвращаясь к вопросам учебы, необходимо вот о чём ещё напомнить: ваша задача не сделать ребенка таким, какими вам когда-то хотелось самим стать, а попытаться понять то задание, которое Бог вашему ребёнку дал. Ведь Священное Пписание говорит, что Бог Отец во Христе предназначил, предузнал каждого из людей еще до сотворения мира. Следовательно, задача родителей и священников – найти предназначение для этого конкретного человека. Каждый человек, даже самый маленький, – это загадка, это определенное задание, тайна, которую дал Бог. И эта загадка должна быть разгадана. Часто ведь как говорят: «Мы медики, быть и тебе медиком на всю жизнь». Таким образом ломается огромное количество судеб. А дело родителей, если они любят своих детей, найти то, что именно для этого ребенка близко – ребёнка необходимо разгадывать, рассматривать его способности, его таланты. Необходимо уметь смотреть на него глазами Бога, а для этого нужно вместе молиться о познании Божьей воли, о будущем вашего чада.
Особенно опасной бывает безответственность в воспитании мальчиков. Одна из главных современных проблем воспитания – мальчики не умеют становиться мужчинами, до двадцати, до сорока, до шестидесяти лет по характеру остаются подростками. Это настоящая трагедия нашего времени. Надо заставлять мальчиков самостоятельно и ответственно принимать решения с самого раннего возраста. Если мы сыновей к этому не приучим, кто приучит? Именно поэтому – хочешь идти мокрый под дождем, будешь мокрым. Но учти: если заболеешь, сам будешь виноват. Но вот экспериментировать, засовывая пальцы в розетку, я тебе не разрешаю категорически, потому что это смертельно опасно; попытаешься не послушаться – получишь по попе. То есть – необходимо научить ребёнка совмещать послушание и ответственность. Это, собственно, требование жизни для каждого христианина: ведь мы, взрослые люди, тоже должны быть полностью свободными детьми Божьими, которые освобождены Кровью Христа, и одновременно – должны быть полностью послушны Богу. А если будет только послушание, без свободы, будем рабами.
Вот и детей своих мы так должны воспринимать – как тех, кто служит Богу, кому мы поставлены быть помощниками по пути к Господу. Недаром в чине крещения после воцерковления ребенок кладется на ковер у алтаря и его поднимают оттуда – от рук Божьих. Или мать становится на колени, и ей выдают ребенка, как знак того, что человек уже не принадлежит родившим его, а принадлежит Богу, родителям он дан только на воспитание.
Теперь – о молитвенной жизни. Конечно же, молитвенная жизнь должна сопровождать ребенка всегда, с первых дней и на протяжении всей жизни. Мы забываем о тех возможностях, которые дает нам Церковь. Например, есть молитва первого дня, которая читается в самый день родов. Я вот служу здесь с ноября, и такое впечатление, что у нас никто не рожал, хотя крестить новорожденных вроде бы приносили… А между тем, отец в день родов должен прийти к священнику, чтобы тот прочитал молитву первого дня. В восьмой день нарекается имя – и об этом забыли. Поэтому приходится все это делать перед самим Крещением.
Конечно же, надо давать младенчику Святую воду, умывать его Святой водичкой. Очень хорошо в комнате, где находится малыш, воскурять ладан. Помните, в Книге Чисел рассказывается о том, как за грехи евреев – за восстание против Моисея и Аарона – Бог грозил истребить их в одно мгновение. Моисей стал умолять Бога, чтобы Он пощадил свой народ, а Аарону приказал взять кадило и встать между мертвыми и живыми. И каждение совокупно с молитвой остановили Ангела-губителя, который шел убивать еврейский народ. Поэтому мы и воскуряем фимиам у кроватки ребеночка, чтобы Ангел-Хранитель его оберегал.
Нужно приучать малыша петь молитвы. У нас чаще пытаются научить читать молитвы, а это для маленького очень непросто. Православные дети должны учиться молитве с пения, а не с чтения: это легче запоминается и крепче помнится.
Теперь – к вопросу об утренних и вечерних молитвах. Здесь встречаются две крайности. Есть такая мысль, что вырастет дитя и тогда уже само начнет молиться; конечно, этого обычно не происходит. А есть другой подход – давайте мы заставим ребёнка все утренние и вечерние молитвы читать полностью. Пусть он ничего не понимает, ни слова, главное, чтобы читал. В результате он доживет так до четырнадцати лет, а потом тоже молиться перестанет.
Поэтому разумный принцип очень простой – все должно возрастать естественным образом. Самому маленькому ребенку: «Господи, помоги! Богородица, защити! Ангел-хранитель, помоги!», то есть совсем коротенькие молитвы. Чуть-чуть попозже нужно учить петь «Отче Наш», «Богородице Дево. радуйся», «Символ веры», «Достойно есть». Потом, когда ребенок начинает уже более-менее осознавать себя (от трёх до пяти лет), нужно, чтобы он начинал молиться за родителей. И так постепенно, понемногу добавлять, исходя из способностей вашего чада. Кстати, дети ценят больше всего, когда с ними вместе отцы молятся. Когда мама, это для них как-то обыденно. А когда отец – ах! Я до сих пор помню, как мне отец читал Библию – огромную такую… И я прекрасно запомнил, чуть ли не главами, Ветхий завет и Новый завет, которые он читал, – именно те главы, которые от него слышал. Хотя было мне восемь или семь лет. А читал он по-русски. Я сам по-старославянски читаю с шести лет, так что разницу понимал.
И наконец, помните, что наша задача – ориентировать наших детей, чем бы они ни собирались заниматься в этой жизни, на святость – чтобы дети стали не просто хорошими людьми, а праведными святыми. Об этом вы сами за них Богу молитесь и им говорите, что главная человеческая задача – быть праведным святым. Завышайте планку. Беда нынешних родителей в том, что планку занижают: «Ну ладно, ты хотя бы вот это сделай…». А нужно говорить: «Разве ты такую мелочь не можешь сделать? Неправда, я знаю – ты можешь куда больше!» Вот это правильный, нормальный подход: не завышение самооценки, а формирование понимания, что человек очень многое может, если с Божьей помощью. Потому что если этого не добавить, то получится гордыня. Дети должны, как говорил Апостол Павел, устремляться к большему, забывая прежнее, и стремиться к почести горнего звания во Христе Иисусе. Таков путь, который мы должны для них прокладывать.
Много вопросов по поводу постов. Например, когда и как можно ребёнку начинать поститься?
С семи лет полагается начинать исповедоваться и поститься. Но, конечно, бывают случаи, когда ребеночек болеет или медленнее развивается. Тогда посты для него начинаются позже. Однако в общем с семи лет – самое оптимальное время. Другое дело, что пост должен быть посильным и не вредным для детского организма. Например, ребенку фосфор обязательно нужен для строения нервной системы, для мозга. Поэтому вначале, где-то лет до 12, рыбу детям давать постами нужно, даже Великим Постом. Иначе будет нехватка жизненно важных веществ – а организм-то растёт, активно формируется. Также надо помнить, что уставы постов писались для Греции, а там гораздо теплее, градусов на 20, особенно в зимний период. Соответственно, энергии там тратится гораздо меньше, понимаете? Именно в силу этого в Греции посты и должны соблюдаться строже. У нас в России, конечно же, в этом смысле сложности. Например, в России реально требование о посте без масла очень тяжёлое. Я думаю, мало православных христиан, которые норму поста без масла весь Великий пост (кроме субботы и воскресенья) выполняют. Ну и не надо здесь себя осуждать. Потому что Апостол Павел говорит: «Царство Божие не в пище и питии, а в правде, мире и радости в Духе Святом».
Можно ли давать морепродукты? По уставу Церкви кальмары, например, разрешаются по субботам и воскресеньям Великого Поста. Кальмары, лангусты, креветки можно есть в субботу и воскресенье.
И, конечно, посты должны постепенно усиливаться по мере роста человека. Нужно объяснять ребёнку, почему мы постимся. Пусть он хвалится постом. Как вы думаете, хвалиться всегда плохо? А вот Библия прямо говорит: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа». То есть Библия разрешает хвастаться Богом! Пускай ваш ребенок говорит: «Я христианин и горжусь этим! А кто не христианин, пускай стыдится, что он нехристь».
Раз мы выбраны, слава Богу за это! Но при этом нужно сказать ребенку: «Ты радуешься и правильно делаешь, но при этом изволь христианство не позорить делами, раз тебе дана честь быть христианином».
Я помню, меня раз и навсегда в школе отучили от мата. Я как-то во втором классе начал матюгаться под влиянием других ребят. Меня вызвала к себе, помню, классная руководительница. Я думал, что сейчас опять от меня будут требовать, чтобы я в октябрята вступил, и иду довольный, вроде мученичество принимать. А она говорит: – «Ты христианин?» – «Да, христианин!» – «А почему тогда матом ругаешься?!» И все!!! С тех пор я матом никогда не ругался, со второго класса!
Итак, если ты христианин – да, это предмет для гордости. Как говорил святой Иоанн Лествичник, мы можем гордиться перед демонами, потому что демоны погибли, а мы в Царство небесное можем попасть. С другой стороны, это предмет для трезвения – чтобы мы за собой внимательно следили. А то часто видишь, что православных детей почему-то воспитывают в состоянии полузабитости: они стесняются своей веры, самого содержания этой веры по-настоящему не знают и ходят в храм, как на непонятную повинность, в лучшем случае – как на тусовку. А потом удивляются родители, почему у них «ничего не получается» с ребенком. Так понятно почему – потому что христианином ребенок фактически не стал.
Вот женщина рассказывала: у неё племянник – её крестник, маленький мальчик. И когда они вместе шли в храм (а это было на Кавказе), он говорил детишкам – своим товарищам, которые рядом пробегали: «А мы в храм идем! А у нас праздник!» А тётя ему: «Тихо, зачем ты всем рассказываешь!». Дети, с которыми он разговаривал, – а среди них и мусульмане были – стали спрашивать: «В храм? А что это такое?» Мальчик пытался что-то им объяснить, но тётя-крёстная ему не позволила это сделать.
Очень неправильно она поступила. Наоборот, нужно поддерживать ребёнка в таких случаях. Можно было этим ребятишкам сказать: «И вы будете умными, если тоже с нами пойдете».
Ребенок-христианин рано или поздно попадает в положение белой вороны. Господь сказал: «Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир». И если подросток начинает стесняться своих неверующих сверстников, нужно ему объяснить: вот ты как – стесняешься быть умным среди глупцов? Ведь они, пока не захотят верить в Бога, будут добровольными глупцами – не потому, что у них ума не хватает, а потому что они себя сами оглупляют. Понимаете, для Библии любой неверующий в Бога человек – глупец по факту: «Сказал безумец в сердце своем, что нет Бога». Это констатация факта. Человек, который не знает и не желает знать Бога, не просто не знает теоретически, а не желает Его знать, – глупец!
Немало вопросов задают родители про детские игры, связанные с детскими религиозными представлениями. Например, играет ребенок и просит Крест, объясняя: «У меня умерла лошадка, а я сейчас подойду с Крестом, помолюсь, и лошадка оживет». Конечно, Крест давать нельзя. Надо сказать: «В играх Крест мы не используем. Это Великая Святыня. Ты можешь подойти, поцеловать его, но баловаться с Крестом я тебе не разрешу».
Иногда маленькие дети иконы с полки снимают потихонечку, целуют их, перекладывают, меняют местами… Здесь родителям тоже нужно быть внимательными: надо объяснить, что поцеловать иконы можно, можно маме помочь убрать на этой полочке, протереть там вместе, лампадку зажечь… Но играть с иконами – нельзя.
Если ребёнок просит покадить сам, водой покропить, можно это разрешить, но только после молитвы, чтобы была связь с молитвой, а не игра!
А вот чего совсем не нужно разрешать – это когда дети начинают играть в Литургию. Это нехорошо, неблагоговейно. Нельзя «передразнивать» великое Таинство Евхаристии.
И последнее – по поводу чтения сказок. Вот спрашивают, например, о сказках Льюиса: как-то очень настороженно к ним относятся, боятся читать детям. На самом деле это замечательные сказки, сказки-притчи, вводящие в сознание детей множество прекрасных и важных истин и написанные великолепным языком. Говорят: а как же, там ведь льву поклоняются? Да, льву, но почему? Лев – это библейский образ, колено Иудино, это прямая цитата из Апокалипсиса. У нас же есть письма Льюиса, где он пишет, что сознательно взял образ льва из Апокалипсиса. Так что «Хроники Нарнии» я очень советую читать. Да и фильм по «Хроникам…» хороший, добротно сделан, не набедокурили, как с Толкиеном, книги которого в экранизациях просто изуродовали.
Разные сказки можно и нужно читать – читайте вместе с детьми и комментируйте. Сейчас иногда говорят: есть сказки, где изображается зло, они могут на ребёнка негативно повлиять, психоз будет. Да сколько у нас поколений выросло на этих сказках – и с людоедами, и с кощеями – безо всяких психозов! А «Василиса Премудрая» – ведь жуткая совершенно сказка, помните – там забор с черепами на кольях, а у черепов – горящие глаза! Ну и ничего, никто из нас с вами психом из-за этого не стал. Нет, если объяснять ребёнку непонятное и про молитву не забывать, то все будет нормально.